Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.

Файлы: 1 файл

Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

    7. прыжок в длину с места: от 97 -148 см;

    8. уровень гибкости от 2 см до 5 см;

    9. равновесие - 5 до 17 секунд удерживания; 

    10. метание набивного мяча – от 1,5 метров до 4,5 м;

    11. количество приседаний за 30 с. – от 28 до 33 раз;

    12. тип развития – 2 (мезосомия);

    13. группа здоровья III (основная).

    Проводя сравнительный анализ данный по сравнению  с первоначальными.

    Итак, анализ данных таблицы 3, 4, 5, 6 показал  следующее:

    Длина тела возросла по сравнению с первоначальной в среднем на 2 см (лишь 1 ребенок по данным медосмотра совсем не прибавил в росте);

    Масса тела также возросла в среднем  на 2 кг;

    Почти неизменными остались показатели окружности головы (0,5 см – прирост);

    Детей, имеющих нарушение осанки за год не только не прибавилось, а, наоборот, уменьшилось с 4-х человек до 3-х;

    Несколько увеличились показатели мышечной силы (преимущественно у мальчиков) на 1,7 кг и 1,5 правой и левой руками соответственно;

    Показатели  прыгучести также повысились на несколько пунктов. Если раньше этот показатель колебался в пределах 90-125 см, то на конец года он составил 100-130 см.

    Учащиеся  экспериментальной группы показали более высокие результаты бега на 30 метров по сравнению с первоначальными  данными (скорость возросла в среднем на 0,3 секунды).

    Дети  стали лучше и дольше удерживать равновесие (на 2 секунды больше).

    Заметно возросли показатели гибкости (от 1 до 5 пунктов).

    Таким образом, учащиеся экспериментальной  группы, занимающиеся с экспериментатором на уроках ритмики имеют положительную динамику состояния физического развития и двигательной сферы, что может указывать как на возрастные изменения, так и на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.

    Таким образом оценивая динамику физического развития умственно отсталых третьеклассников, мы пришли к выводу о том, что она является преимущественно положительной. Доказательство тому – цифровые данные таблицы 3, полученные в результате измерения параметров 1-13.

    По  результатам исследования физического развития и двигательных способностей умственно отсталых третьеклассников, мы предприняли попытку разделения учащихся на четыре типологические группы (в зависимости от уровня физического развития и двигательных способностей).

    Ученики группы (10-14% от общего количества экспериментальной группы) имеют физическое развитие и двигательные способности выше средних показателей учащихся школы и находятся на уровне средних показателей учеников массовых школ. У них не наблюдаются соматические отклонения, они быстрее других овладевают умениями и навыками, могут выполнять достаточно высокие физические нагрузки, легко их переносят и быстро после них восстанавливаются.

    У учащихся второй группы (45-52%) отмечается среднее физическое развитие, средний  уровень двигательной подготовленности. На уроках физической культуры они медленнее, чем ученики 1 группы, овладевают двигательными умениями и навыками. У них отмечаются сопутствующие основному дефекту соматические заболевания, нарушения осанки. Наблюдение за этой группой показали, что они могут выполнять достаточно высокие нагрузки, по сравнению со школьниками 1 группы несколько хуже их переносят, медленнее восстанавливаются.

    Учащиеся 3 группы (28-35%) характеризуются средним  или ниже среднего уровнем физического  развития и двигательных способностей, у них часто отмечается непропорциональность форм тела. Они медленнее овладевают двигательными умениями и навыками, чем дети, отнесенные ко 2 группе. Практически все страдают соматическими заболеваниями.

    Ученики 4 группы (4-10%) чаще всего обладают уровнем физического развития ниже среднего, могут овладеть лишь элементарными умениями и навыками. Наличию основного дефекта сопутствуют различные соматические заболевания, отмечаются энурез, ожирение, эписиндром, головные боли.

    Рекомендации:

    1. Для достижения наиболее рациональных, эффективных результатов занятий  ритмикой в школе VIII вида педагоги, воспитатели должны быть ориентированы  в организации, методике и содержании  такой работы.

    2. Занятия ритмикой должно проводиться  в спортивном зале или специально отведенной комнате, оснащенной следующим оборудованием: музыкальным инструментом, стульями или гимнастической скамейкой, спортивным инвентарем (теннисные мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки, булавы), рядом мелких предметов и специальных приспособлений: для застегивания, шнуровки и прочее.

    3. Для занятия ритмикой каждый  школьник должен иметь соответствующий  спортивный костюм и обувь.

    4. Учителя, проводящие занятия ритмикой, должны иметь самый тесный  контакт со школьным медицинским персоналом, поскольку во время медицинского осмотра врач отмечает дефекты в моторике ребенка, определяет дозировку физических упражнений, дает определенные рекомендации.

    5. При проведении ритмики необходимо  учитывать индивидуальные особенности  и степень тяжести дефекта каждого умственно отсталого ребенка.

    6. Учителю необходимо обратить  особое внимание на музыкальное  сопровождение при проведении  уроков ритмики. Благодаря музыке  движения занимающихся приобретают  большую ритмичность, четкость, выразительность, в движениях легко определяются акценты. И конечно же, в ритмике первостепенное значение имеют ритм и темп музыкального сопровождения – именно от них зависят ритм и темп музыкального сопровождения.

    7. Особое внимание следует уделять  подбору физических упражнений в структуре уроков ритмики.

    8. На занятиях ритмикой целесообразно  знакомить детей с простейшими  музыкальными понятиями «быстро»  и «медленно» (темп музыкального  произведения, в движениях передаваемые, например бегом на носках и  ходьбой), «громко - тихо» (ходьба бодрым шагом и бегом на носках).

    9. На занятиях с умственно отсталыми  учениками младшего школьного  возраста необходимо учитывать,  что они еще не знают, как  воспринимать музыку, как увязать  с ней свои движения, отличающиеся  резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью.

    10. Занятие ритмикой должно быть  построено таким образом, чтобы  активные движения чередовались  с ходьбой или упражнениями, успокаивающими  дыхание. Нельзя перегружать детей  бегом или подскоками, так как  это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам.

    11. Если у ребенка возникают трудности  при выполнении задания, он  не может точно координировать  свои движения с музыкой, ее  темпом, ритмом, педагогу не следует  фиксировать на этом чрезмерное внимание, а индивидуально подойти к каждому, кто в этом нуждается в силу своего психофизического дефекта.

    Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, мы выделили, что умственно отсталым школьникам свойственно своеобразие  формирования двигательного анализатора, проявляющегося, в основном, отставаниями и нарушениями:

    а) координационных способностей (нарушениями  точности движений в пространстве, ритма движений, равновесия и т. п.);

    б) отставаниями в развитии двигательных качеств (силы мышц, рук, ног, спины, живота; быстроты; выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости).

    Умственно отсталым школьникам свойственно отставание от нормально развивающихся сверстников  не только в развитии двигательного  анализатора, но по скорости общего физического  развития. (Наблюдаются, в основном, снижение роста, веса, силы кисти, окружности головы, грудной клетки).

    Представленные  в практической части материалы  мы рассматриваем как проблему применения физических упражнений в структуре  уроков ритмики как одного из главных средств физического воспитания.

    Приведенный анализ применения физических упражнений в системе уроков ритмики позволяет  судить о высокой эффективности  предпринятых коррекционных мероприятий. 

    Заключение

    Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

    Если  занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков – условие активного общего развития, то для умственно отсталых детей физическая культура является вместе с тем и одним из основных средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Поэтому привлечение умственно отсталых детей к активным занятиям физической культурой, основанного на пробуждении положительного к ним интереса, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы школы VIII вида. При этом подчеркнем значение системного подхода к физическому воспитанию детей, направленного на коррекцию их двигательных нарушений и развитие личностных качеств. Для этого широко используются различные средства физической культуры. Но прежде чем использовать весь этот богатый арсенал, олигофрено-педагогу необходимо выделить специфические недостатки и особенности физического развития и двигательных навыков каждого конкретного ученика, так как успешность коррекционной работы с учащимися во многом определяется дифференцированным подходом к детям.

    Для оценки степени развития физических способностей мы применили метод  антропометрических стандартов, основанный на вариабельности признаков соматического  развития, который позволяет при  дифференциации учащихся на типологические группы использовать показатели развития двигательной сферы, а также данные клинических исследований. И только на основании строгих данных первичной диагностики необходимо планировать коррекционно развивающую работу с детьми.

    Правильно спланированные уроки физической культуры позволяют сочетать физическую деятельность с умственной: детям необходимо понять задачи занятия, усвоить смысл указаний учителя. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем – развитие речи, кроме того, обогащению словесного запаса.

    Коррекция и развитие движений умственно отсталых школьников являются не только целью  занятий физкультурой, но и необходимым  условием успешного осуществления  физического воспитания в целом. «Последовательное развитие двигательных возможностей учащихся позволяет обогащать арсенал физических упражнений и, благодаря этому, решать все более сложные задачи образовательно-воспитательного и коррекционно-развивающего характера» (9).

    При проведении физического воспитания школьников с нарушением интеллекта должны быть соблюдены следующие условия, позволяющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы. Л.Л. Дмитриев (9) считает, что необходимо учитывать  тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия учащихся, следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональным возможностям умственно отсталых школьников; добиваться осмысления и выполнения учениками словесной инструкции; осуществлять физическое развитие с опорой на сохраненные двигательные возможности; стремиться совершенствовать познавательную деятельность учащихся средствами физической культуры; осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач.

    Неотъемлемым  условием обеспечения коррекционной  направленности процесса физического  воспитания является опора на принципы личностно-ориентированного подхода (в  соответствии с возможностями каждого  ребенка; индивидуально ориентированные  программы и планы физического воспитания детей с учетом их психологических возможностей и т. д.).

    По  данным теоретического источника и  предпринятого нами экспериментального исследования нам известно, что физические упражнения осуществляют направленное корригирующие воздействие. Так, ходьба способствует улучшению прекрасной координации рук и ног, длительный бег – развитию выносливости. Ходьба с предметом, лежащим на голове, помогает исправить осанку. Если во время бега выполнять движения руками, то это будет способствовать улучшению координации движений и одновременно развитию выносливости.

Информация о работе Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков