Оптимально
допустимые для учащихся физические
нагрузки устанавливаются по степени
утомления, возникающего при выполнении
мышечной деятельности.
Итак,
в ходе нашего исследования были выявлены
специфические особенности развития двигательной
сферы умственно отсталых третьеклассников.
Динамика
физического развития оказалась
преимущественно положительной. За
текущий учебный год все учащиеся
прибавили в росте, весе, стали
быстрее бегать, чаще приседать, то
есть практически по всем параметрам наблюдается
положительный результат, что говорит
как о эффективности всех проводимых мероприятий
по сохранению здоровья детей, так и о
возрастных изменениях, происходящих
у детей.
Педагогические
воздействия в целях коррекции нарушения
функций и развития еще не сформировавшихся
двигательных умений и навыков предполагают
применение специальной системы физических
упражнений в процессе обучения и воспитания
умственно отсталых детей. Для этого широко
используются различные свойства физической
культуры.
Итак,
положительные особенности применения
физических упражнений в системе
уроков ритмики заключаются, прежде
всего: в универсальности (в организме
ребенка нет ни одного органа, который
бы реагировал бы на движение); отсутствие
отрицательного побочного действия (при
использовании оптимальных физических
нагрузок); в возможности длительного
применения, которое может переходить
из лечебного и профилактического в общеоздоровительное
и тренировочное. К этому следует добавить,
что физические упражнения, выполняемые
учащимися на уроках ритмики можно разнообразить,
заменить одно другим, исключая монотонность,
поэтому целенаправленные и дозированные
упражнения являются весьма эффективными
средствами коррекции нарушенных двигательных
функций детей с нарушением интеллекта.
Таким
образом, цель и задачи настоящей
дипломной работы выполнены, рабочая
гипотеза нашла свое подтверждение.
В
дальнейшем надеемся расширить свои
познания в области применения средств
физического воспитания в школе VIII
вида.
Библиографический
список
- Азбука здоровья
/ Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа
«Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды»,
1994 г. Международный университет семьи
и ребенка им. Рауля Валленберга.
- Ананьева Н.А., Ямпольская
Ю.А. // Школа здоровья. – М., 1994. - №1. – с.
17.
- Бабенкова Р.Д.,
Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная
работа по физическому воспитанию во вспомогательной
школе. – М.: Просвещение, 1977.
- Бабенкова Р.Д.
Пути исправления дефектов моторики и
физического развития учащихся младших
классов вспомогательной школы средствами
физического воспитания. М., 1963.
- Бернштейн Н.А.
Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. – М., 1966.
- Божович Л.И., Славина
Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального
изучения произвольного поведения // Вопросы
психологии. – 1976. - №4.
- Булич Э.Г. Физическое
воспитание в специальных медицинских
группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа,
1986. – 255 с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика
детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976.
- 8а Выготский
Л.С. Собрание сочинений. – М., 1985.
- Волков Б.С., Волкова
Н.В. Методы изучения психики ребенка.
2-е изд. АПО, 1994. – 80 с.
- Грабова А.Н. Очерки
по олигофренопедагорики. М., 1961.
- Гужаловский А.А.
Физическая культура в режиме дня учащихся.
– Минск, 1976. – 112 с.
- Дмитриев А.А. Коррекция
двигательных нарушений у учащихся вспомогательных
школ средствами физического воспитания.
– Красноярск, 1987.
- Дмитриев А.А. Организация
двигательной активности умственно отсталых
детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
- Добровольский
В.К. Врачебно-педагогический контроль
за физическим воспитанием в школах-интернатах.
– Л.: Медгиз, 1963.
- Замский Х.С. История
олигофренопедагогики: Учебное пособие.
– М.: Просвещение, 1974.
- Запорожец А.В.
Развитие произвольных движений. – М.,
1960.
- Ильин Е.П. Психофизиология
физического воспитания. – М., 1980.
- Кащенко В.П. Педагогическая
коррекция: Исправление недостатков характера
у детей и подростков: Пособие для студентов.
– М.: Издательский центр «Академия», 2000.
– 304 с.
- Кенеман А.В., Хухлаев
Д.В. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста. Уч. пособие.
Изд. 2-е. – М., 1978. – 297 с.
- Качашкин В.И. Методика
физического воспитания. – М., 1980.
- Козленко Н.А. Физическое
воспитание учащихся младших классов
вспомогательной школы. – Киев, 1966.
- Козленко Н.А. Физическое
воспитание учащихся вспомогательной
школы. «Рядяньска школа», 1987.
- Козленко Н.А. Физическое
воспитание в системе коррекционно-воспитательной
работы вспомогательной школы // Дефектология,
1991. - №2.
- Кольцова М.М. Двигательная
активность и развитие функций мозга ребенка.
– М., 1987.
- Коррекционная
работа на уроках физической культуры
во вспомогательной школе / Б.И. Захарин,
В.Д. Бабенкова // Дефектология. – 1970. - №6.
– стр. 83.
- Лубовский В.И.
Развитие словесной регуляции действий
у детей. – М., 1978.
- Лурия А.Р. О генезисе
произвольных движений // Вопросы психологии.
– 1957. - №6.
- Матвеев А.П., Мельников
О.Б. Методика физического воспитания
с основами теории. – М., 1991.
- Мозговой В.М. Характеристика
двигательных нарушений у умственно отсталых
учащихся // Дефектология. – 1993. - №3.
- Мастюкова Е.М.
Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя
диагностика и коррекция. – М.: Просвещение,
1992.
- Мать и ребенок.
Какие и где можно получить пособия на
детей: Документы, комментарии, разъяснения
(Библиотека «Российской газеты»). – М.,
1996. – Вып. 1 с. 14 – 15.
- Минаев Б.Н., Шиян
Б.М. Основы методики физического воспитания
школьников. Учебное пособие для студентов
ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.
- Обучение и воспитание
детей во вспомогательной школе: Пособие
для учителей и студентов / Под ред. В.В.
Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416
с.
- Об организации
и содержании коррекционных занятий по
ЛФК во вспомогательной школе и школе-интернате.
Методические рекомендации / Сост. Мачихина
В.Ф., Козленко Н.А., Дмитриев А.А. – М.: Гособразование
СССР, 1988.
- Обучение умственно
отсталых детей дошкольного возраста
основным движениям // Специальная школа.
– 1965. - №114.
- О проведении игр
на уроках физкультуры во вспомогательной
школе. В.В. Венгржиповский // Специальная
школа. – 1995. - №129.
- Павлов И.П. Физиологический
механизм так называемых произвольных
движений // Двадцатилетний опыт объективного
изучения ВНД животных. – М., 1951.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены.
– М., 1959.
- Петрова В.Г. Практическая
и умственная деятельность детей-олигофренов.
– М.: Просвещение. – 1968. – 160 с.
- Пинский Б.И. Формирование
двигательных навыков учащихся вспомогательной
школы. – М., 1977.
- Программы подготовительных
и 1-4 классов коррекционных образовательных
учреждений VIII вида / Под ред. Воронковой.
– М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
- Программы специальных
общеобразовательных школ для умственно
отсталых детей (вспомогательные школы).
Раздел «Физическая культура» (1 – 9 классы).
– М.: Просвещение, 1990. – стр. 212 – 264.
- Похлебин В.П. Уроки
здоровья: Книга для учителей: Из опыта
работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
- Пуни А.Ц. О сущности
двигательных навыков // Вопросы психологии.
– 1964. - №1.
- Самыличев А.С.,
Олейник В.М. Мышечная работоспособность
учащихся вспомогательной школы // Дефектология.
– 1988. - №3. с. 17.
- Сермеев Б.В. Пути
повышения эффективности физического
воспитания детей с отклонениями в развитии
// Дефектология. – 1990. - №4.
- Сеченов И.М. Избранные
произведения. Т. 1. – М., 1952.
- Таран Л.А. Из опыта
проведения подвижных игр на уроках физической
культуры в V – VIII классах вспомогательной
школы // Дефектология. – 1981. - №4.
- Таран Л.А. Из опыта
использования домашних заданий по физической
культуры в V – VIII классах вспомогательной
школы-интерната // Дефектология. – 1979.
- №6. – стр. 42.
- Ухтомский А.А.
Физиология двигательного аппарата. Вып.
1. – М., 1927.
- Физическое воспитание
школьников с отклонениями в состоянии
здоровья. – М., 1965.
- Физическая культура
и здоровье детей и подростков. – М.: Медицина,
1966.
- Черник Е.С. Изменение
биоэлектрической активности мышц при
статическом напряжении у умственно отсталых
школьников // Дефектология. – 1973. - №2.
- Черник Е.С. Сравнительная
характеристика времени реакции у нормально
развивающихся детей и детей-олигофренов
// Дефектология. – 1971. - №2.
- Черник Е.С. Физическая
культура во вспомогательной школе: Уч.
пособие. – М.: Учебная литература, 1997.
– 320 с.
- Экология и здоровье
ребенка / Под ред. А.А. Баранова. – М., 1995.
– с. 14.
- Юровский С.Ю. Воспитательная
работа с учащимися вспомогательной школы
в процессе занятий по физической культуры
// Дефектология. – 1985. - №1. – стр. 39.
- Янкелевич Е.И.
Воспитание правильной осанки. – М.: ФиС,
1959.
Приложение1
Паспорт
здоровья экспериментальной группы
Начало
года
№ |
Порядковый
номер учащегося по списку |
Наименование
параметра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
118 |
141 |
131 |
116 |
126 |
117 |
137 |
117 |
129 |
136 |
125 |
131 |
118 |
- рост (см) |
2 |
18 |
31 |
31 |
19 |
26 |
19,5 |
29 |
18 |
28 |
31 |
25 |
21 |
20 |
-вес (кг) |
3 |
55 |
67 |
69 |
56 |
62 |
57 |
67 |
58 |
60 |
69 |
64 |
60 |
59 |
-окружность грудной
клетки |
4 |
N |
N |
N |
Скол. |
N |
Нар. |
N |
N |
Нар. |
N |
N |
N |
N |
-состояние осанки
|
5 |
¾ |
7/8 |
8/6 |
¾ |
6/8 |
4/5 |
¾ |
6/8 |
8/9 |
7/7 |
6/9 |
7/10 |
4/7 |
-сила кисти л/п
(кг) |
6 |
6,5 |
5,8 |
6,0 |
6,9 |
5,9 |
7 |
6,0 |
5,9 |
6,2 |
5,6 |
6,0 |
5,9 |
6,7 |
-бег 30 м (с) |
7 |
115 |
130 |
125 |
100 |
115 |
95 |
120 |
117 |
100 |
120 |
114 |
130 |
108 |
-прыжок с места
(см) |
8 |
-3 |
2 |
0 |
-1 |
1 |
-4 |
1 |
3 |
-2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
-гибкость (см) |
9 |
10 |
11 |
8 |
6 |
8 |
3 |
7 |
4 |
13 |
12 |
8 |
9 |
5 |
-равновесие (с) |
10 |
3 |
4 |
3,5 |
2 |
3,2 |
1 |
2,7 |
2 |
3,2 |
2,8 |
3 |
3,1 |
2,3 |
-метание набивного
мяча (м) |
11 |
30 |
32 |
30 |
27 |
33 |
20 |
29 |
30 |
26 |
32 |
33 |
30 |
29 |
-количество приседаний
за 30 |
12 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
-тип развития
|
13 |
II |
II |
II |
II |
III |
III |
III |
II |
III |
III |
III |
II |
III |
-группа здоровья
|
|
12
параметр – тип развития (1 –
микросомия; 2 – мезосомия; 3 – макросомия)
13
параметр группа здоровья
Приложение
2
Паспорт
здоровья контрольной группы
Начало
года
№ |
Порядковый
номер учащегося по списку |
Наименование
параметра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
120 |
120 |
118 |
134 |
128 |
126 |
116 |
126 |
- |
125 |
118 |
120 |
121 |
- рост (см) |
2 |
20 |
20 |
21,5 |
27,6 |
25 |
28 |
19 |
24 |
- |
24,5 |
21 |
20 |
20 |
-вес (кг) |
3 |
56 |
62 |
61 |
63 |
65 |
61 |
55 |
64 |
- |
60 |
53 |
55 |
53 |
-окружность грудной
клетки |
4 |
N |
Нар. |
N |
N. |
N |
Нар. |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
-состояние осанки
|
5 |
3/7 |
5/9 |
7/10 |
10/12 |
10/13 |
6/8 |
4/6 |
8/13 |
10/12 |
4/8 |
4/6 |
4/8 |
3/7 |
-сила кисти л/п
(кг) |
6 |
6,9 |
6,0 |
5,6 |
6,0 |
5,8 |
6,4 |
6,4 |
6,0 |
6,0 |
6,3 |
6,2 |
6,5 |
6,4 |
-бег 30 м (с) |
7 |
100 |
99 |
100 |
130 |
127 |
100 |
98 |
120 |
135 |
100 |
97 |
103 |
102 |
-прыжок в длину
с места (см) |
8 |
0 |
2 |
3 |
4 |
1 |
-3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
0 |
2 |
1 |
-гибкость (см) |
9 |
3 |
8 |
10 |
7 |
10 |
4 |
7 |
11 |
15 |
8 |
4 |
6 |
5 |
-равновесие статическое
(с) |
10 |
2,1 |
2,0 |
2,5 |
3,7 |
3,0 |
2,9 |
2 |
3,2 |
3,8 |
3,0 |
2,3 |
3,0 |
2,9 |
-метание набивного
мяча (м) |
11 |
29 |
26 |
30 |
33 |
30 |
27 |
26 |
33 |
30 |
29 |
30 |
30 |
28 |
-количество приседаний
за 30 |
12 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
-тип развития
|
13 |
IV |
III |
III |
III |
II |
III |
II |
III |
III |
III |
III |
II |
II |
-группа здоровья
|
|
12
параметр – тип развития (1 –
микросомия; 2 – мезосомия; 3 – макросомия).
Приложение
3
Паспорт
здоровья экспериментальной группы,
конец года
№ |
Порядковый
номер учащегося по списку |
Наименование
параметра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
120 |
146 |
135 |
122 |
130 |
120 |
138 |
119 |
130 |
137 |
127 |
134 |
120 |
- рост (см) |
2 |
20 |
33 |
32 |
21 |
29 |
21 |
31 |
19 |
29 |
31 |
26.5 |
23 |
22 |
-вес (кг) |
3 |
57 |
70 |
70 |
57 |
65 |
60 |
70 |
59 |
63 |
69 |
65 |
62 |
61 |
-окружность грудной
клетки |
4 |
N |
N |
N |
Скол. |
Нар. |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
N |
-состояние осанки
|
5 |
4/6 |
9/11 |
10/9 |
4/7 |
7/9 |
6/8 |
4/5 |
6/9 |
8/10 |
8/8 |
8/5 |
6/9 |
5/8 |
-сила кисти л/п
(кг)
мышечная сила |
6 |
6,4 |
5,6 |
5,7 |
6,9 |
5,8 |
6,6 |
5,8 |
5,9 |
6,0 |
5,5 |
6,0 |
5,8 |
6,6 |
-бег 30 м (с)
быстрота |
7 |
119 |
130 |
129 |
103 |
117 |
97 |
129 |
127 |
108 |
129 |
118 |
140 |
109 |
-прыжок с места
(см)
прыгучесть
|
8 |
-2 |
5 |
0 |
2 |
5 |
-2 |
1 |
2 |
-1 |
0 |
4 |
14 |
3 |
-гибкость (см) |
9 |
11 |
8 |
7 |
7 |
9 |
5 |
8 |
5 |
13 |
10 |
7 |
10 |
5 |
-статистическое равновесие
(с) |
10 |
4 |
4,5 |
3,7 |
2,2 |
3,5 |
1,5 |
2,8 |
2 |
3,3 |
2,9 |
3 |
3,2 |
2,5 |
-метание набивного
мяча (м) |
11 |
31 |
31 |
31 |
28 |
33 |
24 |
30 |
31 |
28 |
33 |
33 |
31 |
30 |
-количество приседаний
за 30
скор. силового
кол-ва |
12 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
-тип развития
|
13 |
II |
II |
II |
II |
III |
III |
III |
II |
III |
III |
III |
II |
III |
-группа здоровья
|
|
12
параметр – тип физического
развития, где «1» - микросомия; «2»
- мезосомия; «3»- макросомия.
Приложение
4
Паспорт
здоровья контрольной группы
Конец
года
№ |
Порядковый
номер учащегося по списку |
Наименование
параметра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
122 |
129 |
122 |
138 |
133 |
129 |
116 |
127 |
- |
127 |
120 |
125 |
127 |
- рост (см) |
2 |
21 |
24 |
22 |
29 |
27 |
31,5 |
21 |
26 |
- |
26 |
22 |
|
|
-вес (кг) |
3 |
58 |
63 |
62 |
67 |
66 |
63 |
57 |
66 |
- |
61 |
55 |
|
|
-окружность грудной
клетки |
4 |
N |
Нар. |
N |
N |
N |
Нар. |
N |
N |
N |
N |
N |
|
|
-состояние осанки
|
5 |
4/9 |
6/8 |
7/10 |
11/13 |
11/11 |
7/9 |
5/7 |
8/10 |
10/13 |
5/9 |
5/7 |
|
|
-сила кисти л/п
(кг) |
6 |
6,0 |
5,5 |
5,8 |
5,6 |
6,0 |
6,0 |
5,8 |
6,0 |
6,0 |
5,9 |
6,0 |
|
|
-бег 30 м (с) |
7 |
116 |
108 |
142 |
130 |
101 |
99 |
130 |
125 |
148 |
109 |
100 |
|
|
-прыжок с места
(см) |
8 |
0 |
3 |
4 |
1 |
-2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
0 |
0 |
|
|
-гибкость (см) |
9 |
5 |
10 |
6 |
10 |
5 |
8 |
10 |
17 |
10 |
5 |
4 |
|
|
-равновесие (с) |
10 |
2,2 |
2,0 |
2,7 |
3,9 |
3,2 |
3,0 |
2,3 |
3,3 |
4 |
3,2 |
2,5 |
|
|
-метание набивного
мяча (м) |
11 |
30 |
30 |
28 |
31 |
33 |
30 |
28 |
28 |
33 |
30 |
30 |
|
|
-количество приседаний
за 30 |
12 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
|
-тип развития
|
13 |
IV |
III |
III |
III |
II |
III |
II |
III |
III |
III |
III |
|
|
-группа здоровья
|
|