Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Введение
В последние годы в России наблюдаются негативные тенденции в динамике здоровья детей. Ухудшению здоровья детского населения способствует целый ряд факторов. Среди них наиболее серьезными является неблагоприятная экономическая, экологическая обстановка, а также такие факторы, как стресс повседневной жизни школьников, увеличение количества социопатических семей, медикаментозная агрессия. Большие нагрузки в школе приводят к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей, дефицит сна, гиподинамия и гипокинезия.

Файлы: 1 файл

Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

    Оптимально  допустимые для учащихся физические нагрузки устанавливаются по степени  утомления, возникающего при выполнении мышечной деятельности.

    Итак, в ходе нашего исследования были выявлены специфические особенности развития двигательной сферы умственно отсталых третьеклассников.

    Динамика  физического развития оказалась  преимущественно положительной. За текущий учебный год все учащиеся прибавили в росте, весе, стали  быстрее бегать, чаще приседать, то есть практически по всем параметрам наблюдается положительный результат, что говорит как о эффективности всех проводимых мероприятий по сохранению здоровья детей, так и о возрастных изменениях, происходящих у детей.

    Педагогические  воздействия в целях коррекции нарушения функций и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагают применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей. Для этого широко используются различные свойства физической культуры.

    Итак, положительные особенности применения физических упражнений в системе  уроков ритмики заключаются, прежде всего: в универсальности (в организме  ребенка нет ни одного органа, который  бы реагировал бы на движение); отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок); в возможности длительного применения, которое может переходить из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное. К этому следует добавить, что физические упражнения, выполняемые учащимися на уроках ритмики можно разнообразить, заменить одно другим, исключая монотонность, поэтому целенаправленные и дозированные упражнения являются весьма эффективными средствами коррекции нарушенных двигательных функций детей с нарушением интеллекта.

    Таким образом, цель и задачи настоящей  дипломной работы выполнены, рабочая  гипотеза нашла свое подтверждение.

    В дальнейшем надеемся расширить свои познания в области применения средств  физического воспитания в школе VIII вида. 

    Библиографический список

  1. Азбука здоровья / Сост. Г.И. Гербцова. Федеральная программа «Дети России», подпрограмма «Дети-инвалиды», 1994 г. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленберга.
  2. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. // Школа здоровья. – М., 1994. - №1. – с. 17.
  3. Бабенкова  Р.Д., Юрковский Б.И., Захарин В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
  4. Бабенкова  Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М., 1966.
  6. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. – 1976. - №4.
  7. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. Уч. пособие. – М., Высшая школа, 1986. – 255 с.
  8. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976.
  9. 8а    Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1985.
  10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. 2-е изд. АПО, 1994. – 80 с.
  11. Грабова А.Н. Очерки по олигофренопедагорики. М., 1961.
  12. Гужаловский А.А. Физическая культура в режиме дня учащихся. – Минск, 1976. – 112 с.
  13. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. – Красноярск, 1987.
  14. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
  15. Добровольский В.К. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в школах-интернатах. – Л.: Медгиз, 1963.
  16. Замский Х.С. История олигофренопедагогики: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1974.
  17. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М., 1960.
  18. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – М., 1980.
  19. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
  20. Кенеман А.В., Хухлаев Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Уч. пособие. Изд. 2-е. – М., 1978. – 297 с.
  21. Качашкин В.И. Методика физического воспитания. – М., 1980.
  22. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966.
  23. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной  школы. «Рядяньска школа», 1987.
  24. Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы // Дефектология, 1991. - №2.
  25. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1987.
  26. Коррекционная работа на уроках физической культуры во вспомогательной школе / Б.И. Захарин, В.Д. Бабенкова // Дефектология. – 1970. - №6. – стр. 83.
  27. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. – М., 1978.
  28. Лурия А.Р. О генезисе произвольных движений // Вопросы психологии. – 1957. - №6.
  29. Матвеев А.П., Мельников О.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М., 1991.
  30. Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. – 1993. - №3.
  31. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992.
  32. Мать и ребенок. Какие и где можно получить пособия на детей: Документы, комментарии, разъяснения (Библиотека «Российской газеты»). – М., 1996. – Вып. 1 с. 14 – 15.
  33. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Просвещение, 1989. – 222 с.
  34. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
  35. Об организации и содержании коррекционных занятий по ЛФК во  вспомогательной школе и школе-интернате. Методические рекомендации / Сост. Мачихина В.Ф., Козленко Н.А., Дмитриев А.А. – М.: Гособразование СССР, 1988.
  36. Обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста основным движениям // Специальная школа. – 1965. - №114.
  37. О проведении игр на уроках физкультуры во вспомогательной школе. В.В. Венгржиповский // Специальная школа. – 1995. - №129.
  38. Павлов И.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений // Двадцатилетний опыт объективного изучения ВНД животных. – М., 1951.
  39. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959.
  40. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение. – 1968. – 160 с.
  41. Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.
  42. Программы подготовительных и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида / Под ред. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999. – 192 с.
  43. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательные школы). Раздел «Физическая культура» (1 – 9 классы). – М.: Просвещение, 1990. – стр. 212 – 264.
  44. Похлебин В.П. Уроки здоровья: Книга для учителей: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
  45. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков // Вопросы психологии. – 1964. - №1.
  46. Самыличев А.С., Олейник В.М. Мышечная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. – 1988. - №3. с. 17.
  47. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1990. - №4.
  48. Сеченов И.М. Избранные произведения. Т. 1. – М., 1952.
  49. Таран Л.А. Из опыта проведения подвижных игр на уроках физической культуры в V – VIII классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1981. - №4.
  50. Таран Л.А. Из опыта использования домашних заданий по физической культуры в V – VIII классах вспомогательной школы-интерната // Дефектология. – 1979. - №6. – стр. 42.
  51. Ухтомский А.А. Физиология двигательного аппарата. Вып. 1. – М., 1927.
  52. Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья. – М., 1965.
  53. Физическая культура и здоровье детей и подростков. – М.: Медицина, 1966.
  54. Черник Е.С. Изменение биоэлектрической активности мышц при статическом напряжении у умственно отсталых школьников // Дефектология. – 1973. - №2.
  55. Черник Е.С. Сравнительная характеристика времени реакции у нормально развивающихся детей и детей-олигофренов // Дефектология. – 1971. - №2.
  56. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Уч. пособие. – М.: Учебная литература, 1997. – 320 с.
  57. Экология и здоровье ребенка / Под ред. А.А. Баранова. – М., 1995. – с. 14.
  58. Юровский С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуры // Дефектология. – 1985. - №1. – стр. 39.
  59. Янкелевич Е.И. Воспитание правильной осанки. – М.: ФиС, 1959.
 

    Приложение1

    Паспорт здоровья экспериментальной группы

    Начало  года

Порядковый  номер учащегося по списку Наименование  параметра
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 118 141 131 116 126 117 137 117 129 136 125 131 118 - рост (см)
2 18 31 31 19 26 19,5 29 18 28 31 25 21 20 -вес (кг)
3 55 67 69 56 62 57 67 58 60 69 64 60 59 -окружность грудной  клетки
4 N N N Скол. N Нар. N N Нар. N N N N -состояние осанки 
5 ¾ 7/8 8/6 ¾ 6/8 4/5 ¾ 6/8 8/9 7/7 6/9 7/10 4/7 -сила кисти л/п  (кг)
6 6,5 5,8 6,0 6,9 5,9 7 6,0 5,9 6,2 5,6 6,0 5,9 6,7 -бег 30 м (с)
7 115 130 125 100 115 95 120 117 100 120 114 130 108 -прыжок с места (см)
8 -3 2 0 -1 1 -4 1 3 -2 1 3 3 1 -гибкость (см)
9 10 11 8 6 8 3 7 4 13 12 8 9 5 -равновесие (с)
10 3 4 3,5 2 3,2 1 2,7 2 3,2 2,8 3 3,1 2,3 -метание набивного  мяча (м)
11 30 32 30 27 33 20 29 30 26 32 33 30 29 -количество приседаний  за 30
12 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 -тип развития 
13 II II II II III III III II III III III II III -группа здоровья 
 

    12 параметр – тип развития (1 –  микросомия; 2 – мезосомия; 3 – макросомия)

    13 параметр группа здоровья 

    Приложение 2

    Паспорт здоровья контрольной группы

    Начало  года 

Порядковый  номер учащегося по списку Наименование  параметра
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 120 120 118 134 128 126 116 126 - 125 118 120 121 - рост (см)
2 20 20 21,5 27,6 25 28 19 24 - 24,5 21 20 20 -вес (кг)
3 56 62 61 63 65 61 55 64 - 60 53 55 53 -окружность грудной  клетки
4 N Нар. N N. N Нар. N N N N N N N -состояние осанки 
5 3/7 5/9 7/10 10/12 10/13 6/8 4/6 8/13 10/12 4/8 4/6 4/8 3/7 -сила кисти л/п  (кг)
6 6,9 6,0 5,6 6,0 5,8 6,4 6,4 6,0 6,0 6,3 6,2 6,5 6,4 -бег 30 м (с)
7 100 99 100 130 127 100 98 120 135 100 97 103 102 -прыжок в длину  с места (см)
8 0 2 3 4 1 -3 1 3 4 2 0 2 1 -гибкость (см)
9 3 8 10 7 10 4 7 11 15 8 4 6 5 -равновесие статическое  (с)
10 2,1 2,0 2,5 3,7 3,0 2,9 2 3,2 3,8 3,0 2,3 3,0 2,9 -метание набивного мяча (м)
11 29 26 30 33 30 27 26 33 30 29 30 30 28 -количество приседаний  за 30
12 1 1 1 3 2 2 1 1 2 2 1 2 2 -тип развития 
13 IV III III III II III II III III III III II II -группа здоровья 
 

    12 параметр – тип развития (1 –  микросомия; 2 – мезосомия; 3 – макросомия).

    Приложение 3

    Паспорт здоровья экспериментальной группы, конец года 

Порядковый  номер учащегося по списку Наименование  параметра
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 120 146 135 122 130 120 138 119 130 137 127 134 120 - рост (см)
2 20 33 32 21 29 21 31 19 29 31 26.5 23 22 -вес (кг)
3 57 70 70 57 65 60 70 59 63 69 65 62 61 -окружность грудной  клетки
4 N N N Скол. Нар. N N N N N N N N -состояние осанки 
5 4/6 9/11 10/9 4/7 7/9 6/8 4/5 6/9 8/10 8/8 8/5 6/9 5/8 -сила кисти л/п  (кг)

мышечная сила

6 6,4 5,6 5,7 6,9 5,8 6,6 5,8 5,9 6,0 5,5 6,0 5,8 6,6 -бег 30 м (с)

быстрота

7 119 130 129 103 117 97 129 127 108 129 118 140 109 -прыжок с места  (см)

прыгучесть 

8 -2 5 0 2 5 -2 1 2 -1 0 4 14 3 -гибкость (см)
9 11 8 7 7 9 5 8 5 13 10 7 10 5 -статистическое равновесие (с)
10 4 4,5 3,7 2,2 3,5 1,5 2,8 2 3,3 2,9 3 3,2 2,5 -метание набивного  мяча (м)
11 31 31 31 28 33 24 30 31 28 33 33 31 30 -количество приседаний  за 30

скор. силового кол-ва

12 1 2 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 -тип развития 
13 II II II II III III III II III III III II III -группа здоровья 
 

    12 параметр – тип физического  развития, где «1» - микросомия; «2»  - мезосомия; «3»- макросомия. 

    Приложение 4

    Паспорт здоровья контрольной  группы

    Конец года 

Порядковый  номер учащегося по списку Наименование  параметра
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 122 129 122 138 133 129 116 127 - 127 120 125 127 - рост (см)
2 21 24 22 29 27 31,5 21 26 - 26 22     -вес (кг)
3 58 63 62 67 66 63 57 66 - 61 55     -окружность грудной  клетки
4 N Нар. N N N Нар. N N N N N     -состояние осанки 
5 4/9 6/8 7/10 11/13 11/11 7/9 5/7 8/10 10/13 5/9 5/7     -сила кисти л/п  (кг)
6 6,0 5,5 5,8 5,6 6,0 6,0 5,8 6,0 6,0 5,9 6,0     -бег 30 м (с)
7 116 108 142 130 101 99 130 125 148 109 100     -прыжок с места  (см)
8 0 3 4 1 -2 1 2 3 2 0 0     -гибкость (см)
9 5 10 6 10 5 8 10 17 10 5 4     -равновесие (с)
10 2,2 2,0 2,7 3,9 3,2 3,0 2,3 3,3 4 3,2 2,5     -метание набивного  мяча (м)
11 30 30 28 31 33 30 28 28 33 30 30     -количество приседаний  за 30
12 2 1 1 3 2 2 1 1 2 2 1     -тип развития 
13 IV III III III II III II III III III III     -группа здоровья 

Информация о работе Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков