Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной нами темы заключается в потребностях современного общества. Ведь чтобы успешно адаптироваться к быстро меняющимся условия жизни, необходимо обладать коммуникативными умениями. [5,с.12]
Для ребенка, в том числе с помощью общения, происходит процесс познания окружающего мира, накопление социально-ценного опыта. Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление человеческой личности, формирование важ-нейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения

Оглавление

Введение 3-5
Глава I. Проблема использования игр для развития коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
1.1. Сущность понятия «игры», классификация игр, функции игры 6-9
1.2. Сущность понятия «коммуникативные умения» 10-12
Глава П. Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников.
2.1. Выявление возможности игры в развитии коммуникативных умений
младших школьников 13-15
2.2. Система игр, способствующих развитию коммуникативных умений у
младших школьников 16-20
Заключение 21-22
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая 2docx.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

19

 

  • развертывание    в    игре    социального    содержания    -    общения, 
    взаимодействия и взаимоотношений между персонажами;
  • игры, строятся на отношениях игрового партнерства;
  • соперничество друг с другом недопустимо (содержание и правила 
    игр      исключают     поводы     для      конфликтов      и      взаимного 
    отталкивания). [3,с78]

Также педагог должен проявить себя как умелого руководителя, поведение которого обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности детей.

20

 

Заключение

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме развития у младших школьников коммуникативных умений, мы выявили, что:

  1. Игра - это своеобразный путь детей к познанию мира.
  2. К функциям игры относят:

 

  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • самореализации;
  • игротерапевтическую;
  • диагностическую;
  • функцию коррекции;
  • межнациональной коммуникации;
  • социализации.

3. К наиболее    полной и интересной классификации игр относят классификацию Азарова Ю.П.:

  1. Сюжетно - ролевые игры
  2. Театрализованные игры
  3. Творческие игры
  4. Деловые игры
  5. Комплексные игры.

 

  1. Коммуникативное умение - это умение общаться с людьми, т.е. 
    способность     людей     взаимодействовать,     контактировать     с    людьми, 
    проявляющаяся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, 
    взаимопонимании.
  2. К коммуникативным умениям относятся:

 

  • умение ориентироваться в партнерах;
  • умение ориентироваться в отношениях с возможными партнерами и 
    между ними;
  • умение ориентироваться в ситуации общения.

21

 

В результате изучения использования игр в развитии коммуникативных умений учителями начальных классов, мы получили следующие результаты:

1. Большинство    учителей    считают,    что    развитие    у    детей 
коммуникативных умений является не главной задачей, но важной.

2. Развивать коммуникативные умения необходимо, для того чтобы 
ребенок смог полноценно общаться, а также расти всесторонне - гармонично 
развитой личностью.

  1. Для  развития  коммуникативных  умений  педагоги  используют 
    различные беседы, диспуты, дискуссии, рассказы, изложения, сочинения, 
    речевые и артикуляционные разминки, работы над связной речью, пересказы, 
    интеллектуальные игры, викторины, театрализованные представления.
  2. Все учителя считают, что развивать коммуникативные умения 
    необходимо на всех занятиях.

5. Игра способствует развитию таких коммуникативных умений, как: 
умение  выслушать  другого  человека,  умение  взаимопереживать,  умение 
взаимодействовать с другими людьми, умение считаться с мнением другого.

И в результате проделанной работы мы предлагаем систему игр, направленную на развитие коммуникативных умений у младших школьников, разработанную Г.А. Цукерман.

22

 

Литература

  1. Азаров Ю. П.Игра и труд. - М.: Знание, 1973.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2003.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего 
    школьного возраста. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 
    Просвещение, 1968.

5. Епишина   Л.В.   Педагогические   аспекты   развития   коммуникативных 
свойств личности // Начальная школа . - 2000.-№11. - С. 12-16. 
б.Казанский   Н.Г.,    Назарова   Т.С.    Дидактика   (начальные   классы).-М.: 
Просвещение, 1978.

  1. Коджаспирова   Т.М.,   Коджаспиров   А.Ю.    Словарь    по   педагогике. 
    Издательский центр «Март». - М.: 2003.
  2. Королькова   Л.В.,   Лебедева   Н.Б.   Групповые   формы   взаимодействия 
    младших школьников/УНачальная школа.-2007.- № 2. - с. 13-14.

9. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: 
Книга для учителей. - М.: Посвещение, 1993.

  1. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Просвещение, 
    1980.
  2. Немов Р. Психология учебник т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999.
  3. Педагогическая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия,   1968.

13. Современный Энциклопедический словарь.- М.:  Большая Российская 
Энциклопедия, 1997.

14. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 
Просвещение, 1974.

23


Информация о работе Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников