Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:41, курсовая работа
Актуальность выбранной нами темы заключается в потребностях современного общества. Ведь чтобы успешно адаптироваться к быстро меняющимся условия жизни, необходимо обладать коммуникативными умениями. [5,с.12]
Для ребенка, в том числе с помощью общения, происходит процесс познания окружающего мира, накопление социально-ценного опыта. Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление человеческой личности, формирование важ-нейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения
Введение 3-5
Глава I. Проблема использования игр для развития коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
1.1. Сущность понятия «игры», классификация игр, функции игры 6-9
1.2. Сущность понятия «коммуникативные умения» 10-12
Глава П. Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников.
2.1. Выявление возможности игры в развитии коммуникативных умений
младших школьников 13-15
2.2. Система игр, способствующих развитию коммуникативных умений у
младших школьников 16-20
Заключение 21-22
Литература
Казанский Н.Г., Назаров Т.С.определяют «коммуникативные умения» как, систему приемов, которые обеспечивает готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. [6,с.28]
Мы представим свое понятие «коммуникативное умение» - это умение общаться с людьми, т.е. способность людей взаимодействовать, взаимовлиять, взаимопереживать, взаимопонимать.
Важными умениями, которыми должны овладеть младшие школьники, являются следующие коммуникативные умения:
-умения переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приемы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;
-умения находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приемов;
-умения создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной ситуации.
Эти основные умения были, конкретизированы Лернером И. Я. и объединены в несколько групп коммуникативных умений:
1. Умение ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его настроение; читать экспрессию поведения партнеров, верно, ее
11
истолковывать. (Безусловно, по отношению к младшим школьникам речь идет о доступной каждому возрасту мере овладения этими умениями).
2. Умение ориентироваться в отношениях с возможными партнерами и между ними, т.е. в соотношении своего и их половозрастного и ролевого статусов - в степени близости и в мере доверительности.
3. Умение ориентироваться в ситуации общения. Важность этого умения определяется главным образом тем, что правила общения диктуются той конкретной ситуацией, в которой оно происходит.
Умение ориентироваться в ситуации предполагает, в первую очередь, обучение школьников установлению контактов в имеющейся ситуации с желательными или необходимыми с деловой точки зрения партнерами; умение создавать ситуацию общения с конкретными партнерами; входить в наличествующую ситуацию общения; находить темы для общения в каждом из названных случаев. Школьник должен уметь различать виды общения (межролевое, межличностное), формы общения (в группе, в коллективе) и уметь выбрать адекватный способ взаимодействия с партнерами. [10,с.90]
12
Глава II. Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников. 2.1. Выявление возможности игры в развитии коммуникативных умений младших школьников.
Для выявления возможностей игры в развитии коммуникативных умений младших школьников мы разработали и провели анкетирование учителей начальных классов. Представим данную анкету:
Анкета для учителей начальных классов.
1. Считаете ли Вы главной
задачей учебно-воспитательного процесса
развитие у детей коммуникативных
умений?
А) Да Б) Нет
В)
2. Почему Вы считаете
развития у детей коммуникативных умений
важной
задачей?
3. Что Вами используется для развития коммуникативных умений?
4. На каких занятиях Вы развиваете коммуникативные умения?
Д) Окружающий мир
Е) Изобразительное искусство
13
Ж) Технология
5. Какие умения из коммуникативных умений развиваются в процессе проведения игр?
В результате анкетирования мы получили следующие данные.
Цель нашего первого вопроса — выяснить считают ли учителя начальных классов главной задачей развития у детей коммуникативных умений.
75% учителей считают, что развитие у детей коммуникативных умений является главной задачей.
25% считают, что развитие у детей коммуникативных умений является не главной задачей, но важной.
Целью второго вопроса является выяснение, почему учителя начальных классов считают главной задачей развития у детей коммуникативных умений.
75% педагогов считают, что если у детей не развивать коммуникативные умения, то ребенок не сможет полноценно общаться.
25% педагогов считают, не вырастит всесторонне - гармонично развитой личностью.
Целью нашего третьего вопроса было выяснение, что же используют учителя начальных классов для развития коммуникативных умений младших школьников.
На этот вопрос учителя ответили, что используют различные беседы, диспуты, дискуссии, рассказы, изложения, сочинения, речевые и артикуляционные разминки, работы над связной речью, пересказы, интеллектуальные игры, викторины, театрализованные представления.
14
Целью четвертого вопроса было выяснение, на каких занятиях учителя развивают коммуникативные умения.
100% педагогов считают, что развивать коммуникативные умения необходимо на всех занятиях.
Целью пятого вопроса было выяснение, какие же умения из коммуникативных умений развиваются в процессе проведения игр?
100% учителей считают, что развиваются такие умения, как: умение выслушать другого человека, умение взаимопереживать, умение взаимодействовать с другими людьми, умение считаться с мнением другого.
Проанализировав каждый вопрос анкеты, мы можем сделать следующие выводы:
1. Большинство
учителей считают,
что развитие у
детей
коммуникативных умений является
не главной задачей, но важной.
2. Развивать коммуникативные
умения необходимо, для того чтобы
ребенок смог полноценно общаться,
а также расти всесторонне - гармонично
развитой личностью.
5. Игра способствует
развитию таких коммуникативных умений,
как:
умение выслушать
другого человека, умение взаимопереживать,
умение
взаимодействовать с другими людьми,
умение считаться с мнением другого.
15
2.2. Система игр, способствующих развитию коммуникативных умений у
младших школьников.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными и желанными для него. В школе все не так, как дома: более строгий распорядок дня, незнакомые взрослые и дети, непривычные требования. Все это может вызвать у ребенка неуверенность, и даже тревожность. Такой неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребенка о школе, затруднит привыкание к ней. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят ходить в школу.
Как облегчить детям привыкание к новым условиям жизни? Самое лучшее - позабавить, отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Сделать это можно с помощью совместных игр. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными предметами, а по окончании игры должно проводиться обсуждение, т.е. рефлексия.
Приведем примеры игр, которые Г.А.Цукерман рекомендует проводить на первом этапе обучения детей взаимодействию и развитию коммуникативных умений.
Игра «Знакомство».
Школьники вместе с учителем рассаживаются в круг. Каждый ученик, передавая мяч по часовой стрелке, называет свое имя. Затем, передавая мяч против часов стрелки, дети называют имя соседа.
Игра «Назови другого».
Ученики сидят по кругу. Среди них выбирается ведущий, который называя имя участника игры, кидает ему мяч.
По окончании игры проводиться беседа.
-Понравилась ли вам такая игра? С кем в группе больше всего понравилось играть? Кто в группе не ссорился? Почему не удалась игра? (В случае неудачи) почему игра удалась? (В случае успеха).
16
Заключительным моментом является самооценивание по «волшебным линеечкам» или шкалам. Критерии оценивания по шкалам предлагают сами дети.
Учитель. За что бы вы могли себя похвалить?
Ученики. Мы ни разу не уронили мяч. Мы запомнили все имена.
Учитель. Что наиболее важно — не уронить мяч или познакомиться?
Ученики. Познакомиться.
В настоящее время в первых классах учатся дети разного возраста (шести и семи лет), что определяет разную мотивацию игровой деятельности. Младшие ученики приходят, чтобы поиграть, а старшие воспринимают игру в школе как несерьезное мероприятие. Для преодоления подобных ситуаций следует менять состав групп, а также роли детей внутри группы. Учитель в зависимости от ситуации может усложнять условия игры.
Коммуникативные умения «незаметно» развиваются и отрабатываются в дальнейшем на факультативных занятиях и при подготовке к играм-праздникам.
На уроках чтения, особенно внеклассного удачно использовать такие игры, как «Типы текстов», где главные герои - сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш, фрекен Бок.
Интересной для детей формой является игра-путешествие. Например, «Праздник дружбы с книгой», на который можно пригласить родителей и учеников соседнего класса. Праздник проходит в форме игры-путешествия в страну Грамматики. Дети встречаются со сказочными героями (например, пятиклассники), показывают свои знания королеве грамматики и получают от нее разрешение стать читателями библиотеки. Первоклассники не только познакомятся с правилами поведения в библиотеки, но ближе узнают друг друга. Родители увидят детей в новой обстановке, оценят их успехи и достижения, особенности общения с одноклассниками, получат информацию о работе библиотеки.
17
Игра-соревнование, «Какие мы дежурные» способствует тому, чтобы дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь.
Для проведения этой игры весь класс делится на 5 групп (по желанию). Каждая группа выбирает название, получает место на экране соревнования, определяются дни дежурства в классе, школе. Командир выбирается каждую неделю заново и наравне с остальными участвует в дежурстве. В начале каждого дежурства командир дает своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивает цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирает командира, распределяет обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.
Не менее интересными по своему характеру и воспитательному значению являются игры-забавы, хороводы. Они строятся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество недопустимо.
Игры-забавы, хороводы созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность ребенка в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Учителю эти игры помогают завоевать симпатию детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является ее основой.
Например, игра «Карусели». Все начинается с приглашения. Обратившись к наиболее смелому и активному ребенку, воспитатель предлагает ему вместе с ним пригласить детей поиграть в новую игру. Педагог берет ребенка за руку, ставит впереди себя и вместе с ним начинает
18
собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей, называет его по имени и спрашивает: «Будешь играть снами? Тогда прицепляйся к нам» Ребенок дает руку, и они втроем с педагогом подходят к следующему ребенку. Так собираются в общую цепочку все участники игры. Цепочка замыкается и образует круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, -говорит педагог. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
СЛОВА ДВИЖЕНИЯ
Еле-еле-еле-еле Карусель медленно движется
Завертелись карусели. в правую сторону.
А потом, потом, потом Темп речи и движений ускоряются.
Все бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, Карусель меняет направление
Побежали, побежали! движения.
Тише, тише, не спешите, Темп замедляется.
Карусель остановите,
Раз-два, раз-два (пауза), Все останавливаются и кланяются
Вот и кончена игра. Друг другу
Игра кончается тем, что дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются. Потом они снова собираются в круг, и игра начинается сначала.
Существует множество игр, развивающих коммуникативные умения. Педагогу следует проявлять фантазию и систематичность в использовании активных методов. Также следует помнить, что при подборе игр, развивающих коммуникативные умения, педагог должен анализировать игры на соответствие следующим условиям: