Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной нами темы заключается в потребностях современного общества. Ведь чтобы успешно адаптироваться к быстро меняющимся условия жизни, необходимо обладать коммуникативными умениями. [5,с.12]
Для ребенка, в том числе с помощью общения, происходит процесс познания окружающего мира, накопление социально-ценного опыта. Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление человеческой личности, формирование важ-нейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения

Оглавление

Введение 3-5
Глава I. Проблема использования игр для развития коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.
1.1. Сущность понятия «игры», классификация игр, функции игры 6-9
1.2. Сущность понятия «коммуникативные умения» 10-12
Глава П. Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников.
2.1. Выявление возможности игры в развитии коммуникативных умений
младших школьников 13-15
2.2. Система игр, способствующих развитию коммуникативных умений у
младших школьников 16-20
Заключение 21-22
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая 2docx.docx

— 45.21 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3-5

Глава I. Проблема использования игр для развития коммуникативных умений у младших школьников в психолого-педагогической литературе.

  1. Сущность понятия «игры», классификация игр, функции игры 6-9
  2. Сущность понятия «коммуникативные умения» 10-12

Глава П. Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников.

  1. Выявление возможности игры в развитии коммуникативных умений 
    младших школьников 13-15
  2. Система игр, способствующих развитию коммуникативных умений у

младших школьников 16-20

Заключение 21-22

Литература 23

Приложение 24

 

Введение

Актуальность выбранной нами темы заключается в потребностях современного общества. Ведь чтобы успешно адаптироваться к быстро меняющимся условия жизни, необходимо обладать коммуникативными умениями. [5,с.12]

Для ребенка, в том числе с помощью общения, происходит процесс познания окружающего мира, накопление социально-ценного опыта. Как показывают результаты многочисленных психолого-педагогических исследований, именно в общении, и прежде всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т. д.), происходит становление человеческой личности, формирование важнейших ее свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Именно в сфере общения (коммуникации) ребенок получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации планов и потребностей. [4,с.54]

Коммуникативные умения являются важным фактором психического развития школьника, адаптации ребенка к школьному обучению, к окружающему взрослому миру.

Королькова Л. В. считает, что работу по формированию коммуникативных умений у младших школьников лучше проводить в хорошо знакомой и приоритетной для детей форме - игре, которая требует участия каждого члена группы.[8,с. 13]

Определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием   сами   придумывают   игры,   с   помощью   которых   самые

 

банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Выбор темы нашего исследования не случаен. Как показывает практика, в первом и втором классе, помимо процессуальных умений, многим учащимся необходимы специальные упражнения для овладения следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется. Детей необходимо обучать взаимодействовать, общаться, ведь в 6-7 лет такой социальный опыт у них минимален. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

Анализ теории и практики формирования коммуникативных умений младших школьников свидетельствует о его существенных недостатках. Недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных умений, как сюжетно-ролевые игры, тренинги. [9,с.86]

На основе выше изложенного объектом исследования является процесс развития коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования: игра как средство развития коммуникативных умений младших школьников.

Цель исследования: выявить возможности игр в развитии коммуникативных умений младших школьников.

Гипотеза: игра будет эффективным средством развития коммуникативных умений младших школьников, если в игре задействованы все дети, и они участвуют во всех этапах проведения игры, начиная с планирования, распределения ролей и подведении итогов.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему использования игр в развитии коммуникативных умений у младших школьников в психолого - педагогической литературе.

 

  1. Выявить возможности игр в развитии коммуникативных умений 
    младших школьников.
  2. Разработать систему игр для развития коммуникативных умений 
    младших школьников.

Методы исследования:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы.
  2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

3. Анкетирование учителей начальных классов с целью выявления 
возможности   игры   в   развитии   коммуникативных   умений   у   младших 
школьников.

4. Метод математической обработки полученных данных.

5. Констатирующий эксперимент

 

Глава I. Проблема использования игр для развития коммуникативных умений у младших школьников в психолога - педагогической литературе. 1.1. Сущность понятия «игры», классификация игр, функции игры.

Прежде чем говорить об игре как о средстве развития коммуникативных умений младших школьников необходимо определить сущность этого понятия.

В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, ученые П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

На основе вышеперечисленных определений, мы представляем свое определение понятию «игра» - это своеобразный путь детей к познанию мира.

В человеческой практике игра выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить 
    довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения; игра вводит 
    учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, 
    способствует освоению общения.
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  •  
  • игротерапевтическую:       преодоление       различных       трудностей, 
    возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, 
    самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру 
    личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей 
    социально-культурных ценностей;
  • социализации:   включение   в   систему   общественных   отношений, 
    усвоение норм человеческого общежития. [14,с.116]

Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации игр.

Единой классификации игр нет. Но мы представим наиболее интересную, наиболее полную классификацию игр, которую выделяет Азаров Ю.П.

1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Перед педагогом стоит задача - стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий,    которые    объединяют    и    делают    осмысленным    совместное

7

 

существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом педагог учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.

2. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений.

3.ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

Творческие игры — это игры, в которых проявляются образы, вмещающие в себя условное превращение действительности.

4.ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций, «примерить на себя» социальные роли.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

8

 

5. КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ.

Комплексная игра - игра, соединяющая совокупность разнообразных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект. Комплексная игра рассматривается как коллективное творческое дело (КТД). Комплексная игра длительна и объединяет ролевую игру в одно целое с играми и готовыми правилами. Она обладает физическими свойствами.

Наличие основной развивающей идеи. Это единый, хотя и разноплановый, социальный сюжет, даже если он сказочен, ирреален.

Наличие ведущей досуговой деятельности, наполненной игровыми и неигровыми элементами.

Обособление детей в игре во времени и пространстве от реальной жизни в условиях таковой.

Разнообразие игровых ролей, игровых положений, дающих выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самооценки. [1,с.6]

 

1.2. Сущность понятия «коммуникативные умения». Понятие «коммуникативные умения» связано с такими понятиями как «коммуникация» и «умения».

Предложим ряд определений понятия «коммуникация»:

1. Коммуникация - связь между людьми, в ходе которой возникает 
психический      контакт,      проявляющийся      в      обмене      информацией, 
взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании.[11,с.97]

  1. Коммуникация - сложный процесс взаимодействия между людьми, 
    заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании 
    партнерами друг друга. [2,с.65]
  2. Коммуникация- сообщение, передача информации от человека к 
    человеку посредствам языка, речи или иных знакомых систем в процессе 
    межличностного взаимодействия. [7,с45]

Проанализировав все вышеперечисленные определения, мы будем придерживаться определения понятия «коммуникация», как процесс обмена информацией между взаимодействующими личностями.

Далее перейдем к определению понятия «умения». В психолого-педагогической литературе существует множество определений понятия «умение», приведем некоторые из них:

1 .Умение - знание в действии. В умении надо различать две стороны: умение, которое рассматривается как готовность и способность применять знания на практике, и умения как система приемов (двигательных или умственных), обеспечивающих эту способность. [6,с.23]

2. Умение - это система приемов, которая обеспечивает готовность и 
способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и 
в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.[6,с.23]

3. Умение — способность выполнять действия, приобретенные в 
результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении 
умение может перейти в навык.[13,с. 117]

10

 

4. Умение - освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умение всегда реализуется под контролем. [7,с. 87]

На основе вышеперечисленных определений, мы будем придерживаться понятия «умения» - способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.[13,с. 117]

Информация о работе Изучение опыта учителей начальных классов по использованию игр как средства развития коммуникативных умений младших школьников