Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Так, в античную эпоху, V в. до н.э. софисты поставили в центр внимания коммуникативную проблематику и выделили три важных ее аспекта:
1) рассмотрение связи с другими людьми как воздействие на этих людей;
коммуникативный контакт индивида с другими индивидами не является случайным;
коммуникативный контакт индивида может быть и опасным явлением.

Файлы: 1 файл

Русская философия.docx

— 60.19 Кб (Скачать)
>Черта "самооценка", по мнению Б.Г. Ананьева всегда связана с коммуникативными чертами личности и со сравнением своих способностей со способностями других людей. Он считал, что человек, который переоценивает себя, как правило, недооценивает других, отрывается от коллектива.

В семействе значений "ласковость - насмешливость" находят свое место черты нежности, ироничности, саркастичности. А.А. Бодалев обращал внимание на мысль В.Н.Мясищева о формирующей роли ласкового, одобряющего обращения в становлении потребности общения.

Черту "доброту-злобность" относят к сфере этических чувств. Данное свойство фиксирует особенности консолидации с партнером, воздействующие на эмоциональное состояние последнего.

Всего В.А. Богданов выделил около 130 черт личности, проявляющихся и формирующихся в общении. Причем, понятия "коммуникативные качества личности", "коммуникативные черты" и "коммуникативные свойства личности" употребляются им как синонимы.

В отличие от А.А. Бодалева и А. В. Мудрик, выделивших в своих классификациях по три блока коммуникативных качеств, В.А. Богданов дал развернутую характеристику самих коммуникативных качеств. В основу анализа был положен перечень из 1300 черт личности, отображенных в лексике русского языка и опубликованных К.К. Платоновым и Г.Г. Голубевым. Перечень был сокращен в десять раз. Но в данную классификацию, следовало бы включить коммуникативные мотивы и направленность личности.

Итак, мы рассмотрели классификации коммуникативных качеств личности. Анализ этих классификаций показывает, что системный подход выражен недостаточно.

Помимо коммуникативных качеств В.В. Рыжов, В.А. Кольцова, А.А. Бодалев и др. используют в своих исследованиях, направленных на выявление свойств личности, проявляемых в общении понятие "коммуникативного потенциала личности". Причем единого согласия по этому поводу не существует.

Так, А.В. Фомин  определяет коммуникативный потенциал через такие свойства личности как: потребность в общении, стремление к пониманию людей, способность к идентификации и сопереживанию, стремление быть понятым, общительность.

Рассматривая коммуникативный потенциал личности и группы как систему свойств, обеспечивающих успешное общение в целом и конкретное участие в нем конкретной личности, В.В. Рыжов считает его системой коммуникативных способностей. Такой подход к анализу способностей разных видов деятельности является достаточно традиционным. .

Сколько-нибудь стройной концепции, определяющей основные направления в изучении коммуникативного потенциала личности как коммуникативных способностей, в настоящее время в психологии не создано. Однако, как мы уже заметили, исследование коммуникативных способностей проводится в широком диапазоне. В основу понятия "коммуникативный потенциал личности", как системы коммуникативных способностей, было положено учение Л. Тайера о коммуникативных способностях, Л. Тайер выделил две группы этих способностей:

  1. стратегические способности ;
  2. тактические способности ;

А.А. Леонтьев добавляет две подгруппы к тактическим способностям: первая из них связана с умениями коммуникативного использования личностных особенностей другого человека, вторая - с владением техникой общения и контакта. Сюда входит целый комплекс качеств личности: способность управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении. .

Особенно глубоко и всесторонне изучается коммуникативный потенциал личности в связи с профессиональной деятельностью

Так, В.В. Рыжов, формулируя критерии профессиональной компетентности учителя, представляет следующий обобщенный портрет входящих сюда коммуникативных свойств личности, своеобразный коммуникативный потенциал. Это оптимально развитые общепсихологические составляющие коммуникативного потенциала личности как участника общения: высокая общительность, инициативность и достаточная спонтанность, легкость коммуникативных актов; социально широкий круг общения и содержательно богатое его тематическое наполнение; кооперативная мотивационная направленность личности в общении и сотрудничестве; высокий уровень развития социально-перцептивных способностей личности как субъекта перцепции; высокоразвитые качества социальной рефлексии как основы саморазвития и самосовершенствования коммуникативных свойств и способностей.

В.В. Рыжов считал, что анализ социально-перцептивных свойств и возможностей личности позволяет считать их своеобразными коммуникативными способностями, которые формируются в ходе участия личности в общении и, в свою очередь, влияют на успешность этого участия.

А.А. Бодалев относит к числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих структуру коммуникативного потенциала -уровень потребности в общении, его локализованность, коммуникативную активность и инициативность .

Р.А. Максимова добавляет к структуре коммуникативного потенциала личности наличие установки на общение с другими людьми, особенности эмоционального отклика на партнера, собственное самочувствие человека в ситуации общения .

Практически все исследователи отмечают, что важное значение в структуре коммуникативного потенциала занимают коммуникативные навыки и умения.

В.А. Кольцова считает, что коммуникативный потенциал личности относительно стабильное личностное образование, формирующееся в детстве. Иного мнения придерживается В.В. Рыжов. Он считает, что коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающейся и обогащающейся системой свойств и способностей.

Параллельно с понятием "коммуникативного потенциала личности" в отечественной психологии часто встречается понятие "коммуникативных возможностей личности". При этом к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности участников общения и совместной деятельности, следовало бы добавить способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, а также способности к пониманию, места и роли каждого в группе.

Я. Л. Коломинский с соавторами  относит, например, к этой группе социально-психологическую наблюдательность, которая квалифицируется как особая способность, наиболее непосредственно проявляющаяся в умении распознавать характер взаимоотношений в группе. На основе анализов и экспериментов здесь выделены два вида психологических свойств, составляющих социально-психологическую наблюдательность: социально-психологическая рефлексия - способность личности адекватно оценивать свои взаимоотношения с другими участниками общения и социально-психологическая перцепция способность адекватно воспринимать и оценивать отношения между другими участниками общения. При таком дополнении мы получаем систему перцептивно-рефлексивных способностей, которые составляют внутреннюю психологическую основу возможностей личности.

Как мы видим, авторы не ставят четких границ между понятиями "коммуникативный потенциал" и "коммуникативные возможности".

Наряду с понятием коммуникативного потенциала личности многие исследователи используют в своих работах определение "коммуникативное ядро личности". .

По представлению А.А. Бодалева  в понятие "коммуникативное ядро личности" включается характерное для нее единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими-то техническими средствами контактах индивида с различными людьми и общностями. Это, во-первых, все формы знания  о люд4х и общностях, которыми располагает человек и которые более или менее полно актуализируются у него в общении с ними; во-вторых, все переживания, проявляемые в контактах с другими людьми или общностями; в-третьих, все виды вербального и невербального поведения, через которое возникают эти контакты.

Вступая в общение с людьми или общностями, человек обнаруживает определенную направленность. Совокупность качеств, вместе взятые, составляют коммуникативное ядро личности.

При исследовании коммуникативного ядра личности В.Н. Куницына выделила шесть уровней восприятия и понимания людьми друг друга. Она дала содержательные характеристики каждого уровня, связанные с особенностями психологических свойств, в совокупности образующих основу коммуникативного ядра личности.

  1. Уровень мастерства и свободы в общении. Предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошую саморегуляцию, отсутствие отчужденности, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования.
  2. Лидерский уровень. Хорошее владение навыками и умениями устанавливать и поддерживать общение. Это увереннее в себе люди, находящие взаимопонимание с другими, с чувством собственного достоинства, которое избавляет их от недоверия, липших ссор и недоразумений. Они смелы и активны в контактах, без излишней чувствительности, не авторитарны, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей.
  3. Радикально-партнерский уровень. Он характерен для людей конформных, умеющих выслушать и найти общее решение, владеющих самоконтролем, практичных и неагрессивных.
  4. Жестко-консервативный уровень. Отмечается у закрытых, расчетливых, нон конформных, погруженных в себя и не контролирующих свои эмоции людей. У них не наблюдается эмпатия.
  5. Авторитарно-агрессивный уровень. Нет гибкости в способах влияния, пониженное самоуважение и высокая тревожность. Такие индивиды эмоционально не стабильны, фрустрированы, конфликтны, раздражительны, взвинчены, нетерпеливы, без партнерской ориентации.
  6. Уровень невротического одиночества и застенчивости. Это несме-лые, робкие, неуверенные в себе, глубоко одинокие, аутичные, с плохой адаптацией, невротизированные люди. Причем застенчивых индивидов разделили на две группы:

- неадаптированные;

- адаптированные.

Авторы отмечают, что в коммуникативном ядре личности одни качества могут играть доминирующую роль в становлении личности, а другие -подчиненную.

Итак, понятия "коммуникативные способности", как составная часть коммуникативного потенциала личности, "коммуникативные возможности", "коммуникативные качества", "коммуникативный потенциал", "коммуникативное ядро личности" отражают системный подход в изучении свойств личности необходимых для успешности общения.

Понятие "коммуникативные свойства личности" употребляется в психологии редко и применяется в основном в связи с профессиональной деятельностью.

Так, А.К. Карпова, анализируя конкретные ситуации общения, выделила необходимый минимум коммуникативных свойств, способствующих коммуникативному процессу: компетентность, организованность, доброжелательность и моральная определенность, чистота, порядочность.

М.Е. Теплышев включил в коммуникативные свойства личности прежде всего комплекс знаний, умений, навыков, способствующих формированию деловых взаимоотношений. Сюда же он относит глубокое знание изучаемого предмета, умение свободно держаться перед публикой, наличие организаторских способностей, эмоциональность и активную жизненную позицию.

Система коммуникативных свойств личности понимается ими не как изначальная заданная, а как приобретаемая в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми и в реальных условиях общения с ними. Эти свойства выступают как внутренние резервы личности в специфических ситуациях общения, обеспечивающие эффективность ее деятельности в этих условиях.

Таким образом, из приведенных данных мы видим, что у отечественных, так и зарубежных психологов нет единого термина для обозначения свойств личности, необходимых в общении. Как 'мы проследили, в рамках системного подхода используются понятия: "коммуникативные возможности", "коммуникативный потенциал", "коммуникативные способности", и т.д. Причем четкого разграничения этих понятий не существует. Так, например, коммуникативные способности и коммуникативные навыки и умения, а также коммуникативные качества и черты, коммуникативный потенциал и коммуникативные возможности используются как синонимы.

Наши исследования показали, что при изучении коммуникативных свойств личности наблюдается известная фрагментарность, нет единого понимания этой проблематики и недостаточно выражен системный подход.

Мы же в своем исследовании хотели бы остановиться на понятии "коммуникативные свойства личности". Свои убеждения мы построили на основе трудов СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.К. Перова. На наш взгляд причиной изучения коммуникативных свойств личности послужили исследования структурных элементов личности. Так, представители индуктивного направления считали, что личность есть "носитель совокупных психических свойств, определяющих социально значимые формы деятельности". Представители дедуктивного направления понимали личность как "систему и единство психических процессов и образований". При этом В.Н. Мясищев  отмечал, что и психические образования и психические процессы обладают качествами, которые выступают как свойства личности. Отечественные исследователи нашли много подтверждений тому, что протекание психических процессов находится в непосредственной зависимости от свойств личности и, с другой стороны, любой психический процесс в ходе деятельности личности закономерно переходит в психическое свойство личности.

Информация о работе Изучение коммуникативных свойств личности в психологии