Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:25, реферат
Так, в античную эпоху, V в. до н.э. софисты поставили в центр внимания коммуникативную проблематику и выделили три важных ее аспекта:
1) рассмотрение связи с другими людьми как воздействие на этих людей;
коммуникативный контакт индивида с другими индивидами не является случайным;
коммуникативный контакт индивида может быть и опасным явлением.
Анализ проблемы развития коммуникативно-речевых способностей позволяет определить эту способность как комплекс индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей, которые обеспечивают человеку быстрое и качественное усвоение и применение средств коммуникации для успешного взаимодействия с партнерами по общению . Коммуникативно-речевая способность является интегральным личностным образованием психики индивида как субъекта общения. Сущность этой способности проявляется в развитии произвольных коммуникативных характеристик. Ведущим условием развития обозначенной способности является установление субъект-субъектных отношений ребенка с окружающими взрослыми и детьми.
Особенно широко изучались коммуникативно-речевые способности в связи с профессиональной деятельностью педагога. На необходимость целенаправленного формирования этих способностей у будущих педагогов указывали В.А. Кан-Калик и А.Б. Добрович и др.
Помимо коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности довольно часто в психологии можно встретить и такие понятия, как "коммуникативные умения", "навыки общения". Так, А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений:
владеть социальной перцепцией или чтением по лицу; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать личность человека, его психическое состояние и т.п. по внешним признакам; умение "подавать себя" в общении.
В. Леви и В.А. Кан-Калик ко всему прочему добавляли, что особое внимание следует обратить на развитие способности вступать в контакт, организовывать сотрудничество во время общения.
За рубежом к коммуникативным умениям чаще всего относили следующие компоненты: описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, обратная связь.
Описание поведения включает в себя способность высказываться в описательном ключе и умение наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок.
В коммуникацию чувств входит умение адекватно сообщать о своем внутреннем состоянии и умение определять состояние партнера по жестам,
мимике, пантомимике .
В активное слушание R.R. Garkhuff включает умение отвечать за то, что ты слышишь .
К перечисленным коммуникативным умениям C.R. Rogers добавляет также развитие эмпатии, умение эмпатически общаться. Эмпатически общаться в представлении G. Egan - значит убедить других в своем понимании, как их чувства, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств.
В.Ш. Масленникова и В.П. Юдин также составили список основных коммуникативных умений. К ним относилось: умение правильно выбирать содержание общения и пользоваться при этом различными средствами; умение ориентироваться, управлять своим поведением и ставить себя в положение других; находить положительные и отрицательные стороны общения; создавать ситуацию общения, входить в нее, располагать людей к себе и умение их слушать.
Более подробную классификацию коммуникативных умений мы встречаем у А.В. Мудрик. Она выделила пять основных блоков: 1) умение переносить известные знания, навыки, приемы общения в условиях новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;
1) умение для каждой коммуникативной ситуации находить новое реше- ние из комбинации уже известных идей, знаний, навыков, приемов;
Заметим, что термином "умения" авторы обозначают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.
Как мы проследили, психологи обращались в основном к изучению отдельных коммуникативных характеристик. Исследование коммуникативных способностей, коммуникативных черт характера, коммуникативных навыков можно отнести к поликомпонентному изучению коммуникативных характеристик.
Однако довольно долго при изучении межличностного общения не было выделено параметра, который мог бы выявить уже систему внутренних возможностей человека в осуществлении межличностного общения. По мнению В.В. Рыжова, именно изучение общения как деятельности, субъектом которой является группа, социальный, совокупный субъект с большей силой поставило вопрос о том, что представляет собой участие в общении конкретного индивида, конкретной личности. Это вопрос о той системе психологических, индивидуально-психологических свойств, умений, способностей и т.п., которые обеспечивают личности возможность вхождения в общение.
Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении.
На наш взгляд серия исследований в рамках системного подхода была начата А.А. Бодалевым в 60-70 гг. под влиянием идей Б.Г. Ананьева и В.М. Мясищева и продолжилось его учениками и соратниками В.Л. Кабриным, В.Н. Князевым, В.Н. Куницыной, В.Н. Панферовым и др.
"...Образы других людей и складывающиеся у человека обобщенные знания о них постоянно зависят от целей и характера его коммуникаций с другими людьми..." - отмечал А.А. Бодалев.
В процессе межличностного общения всегда происходит взаимодействие людей, отличающихся друг от друга эмоциональной сферой, волевыми и иными свойствами.
Исследование системы коммуникативных характеристик осуществляется в это время в основном в рамках коммуникативного подхода. В.И. Кабрин определил коммуникативный подход как научно-практическое направление синтеза теории и практики общения с целью коррекции и активизации психосемантических механизмов самореализации личности и группы на основе системы представлений о коммуникативной природе и их духовной жизни.
Интегральными понятиями, изучающими систему свойств личности, необходимых для успешности общения становятся понятия: "коммуникативные качества личности", "коммуникативные способности" в более широком их понимании, "коммуникативный потенциал личности", "коммуникативное ядро личности" и т.д. Все эти понятия отражали тот или иной уровень взаимодействия личности с окружающими людьми.
Так, коммуникативные качества личности изучались А.А. Бодалевым, А.В. Мудрик, В.А. Богдановым, В.Н. Панферовым, S. Slavson и др.
Например, в работах Б.Г. Ананьева , В.М. Афонькова , А.В. Мудрик показана роль коммуникативного развития в детстве для последующего психического и социального Становления личности. По данным А.В. Мудрик, X. Миккин, Х.И. Лийнетс, М. Хенно и др. нарушение общения в детстве приводит к утере эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, к отсутствию комплекса оживления, недоразвитию коммуникативной функции речи, к неспособности правильного установления взаимоотношений, несформированности навыков общения. В связи с этим авторами ставится вопрос о подготовке человека к общению, о формировании у него коммуникативных качеств, необходимых для эффективного вхождения в социальную среду, и противостояния фрустрирующим влияниям.
Причем, А.В. Мудрик выделяет три личностные особенности, которые играют особо важную роль в том, насколько личность готова к эффективному общению с окружающими.
Общительность. Возможность развития этого личностного свойства, отмечала она, связана с тем, что общительность-замкнутость не всегда являются стабильными. В онтогенезе они могут сменять друг друга в связи с возрастными периодами развития личности. Эти свойства могут проявляться и не проявляться в зависимости от конкретных ситуаций, в которых оказывается школьник в один и тот же возрастной период.
Эмпатия. А.В. Мудрик различала два ее вида: сочувствие и сопереживание.
Спонтанность восприятия. Очень важно, отмечала Л.Б. Ермолаева-Томина, культивировать спонтанность восприятия. Необходимо, чтобы дети умели видеть мир таким, какой он есть в данный момент, а не через "ярлыки слов и понятий".
Анализируя профессиональную деятельность клубных работников, В.Н. Панферов выделил две группы качеств, которые составляют основу профессиональной деятельности: собственно коммуникативные качества и группу качеств, способствующих протеканию организационно-коммуникативной деятельности. В число коммуникативных качеств личности вошли:
1) воспитанность, требовательность, объективность, великодушие, обя- зательность, интерес к людям;
2) чуткость, понимание людей, доброжелательность, уравновешен- ность, вежливость, терпимость, приветливость, деликатность, отзывчивость, внимательность;
S. Slavson же выделил такие качества, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила "Я", высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, желание помочь людям, терпимость.
Просмотрев вышеперечисленные классификации, можно сделать вывод, что они не полностью отражают необходимые коммуникативные качества личности.
Более полную характеристику коммуникативных качеств мы встречаем у А.А. Бодалева . Он отмечал, что коммуникативные качества являются важным условием общения. " Личностные черты, формирующиеся у каждого из нас, и, прежде всего те из них, которые образуют склад нашего характера, определяют общий рисунок нашего поведения при общении с людьми". Автор выделил следующие качества личности, необходимые при общении:
В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам:
Условием успешности общения человека с другими людьми является также воспитанность его эмоциональной сферы, умеет ли человек сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль как свою, чужие радости и горе как свои.
3. Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.
В классификации А.А. Бодалева явно просматривается системный подход. Здесь отражены и направленность личности, и умение выбирать подходящий способ поведения, а также развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы.
С несколько иной классификацией коммуникативных качеств мы встречаемся у В.А. Богданова. Кратко рассмотрим основные черты личности, необходимые при общении, выделенные им.
Черта общительность, коммуникабельность или, напротив, замкнутость является главной составляющей при общении.
Черта "правдивость - лживость" подчеркивает согласие между содержанием коммуникации и сознанием носителя черты.
Черта "остроумие", по мнению Е.С. Кузьмина и его соавторов, характеризует интеллектуальный уровень личности, ее ум . В то же время достаточно очевидной является ее связь с коммуникативными ситуациями. Она отражает форму подачи сообщения.
Черта "крикливость" выражает также форму коммуникации, но обусловленную уже темпераментом носителя черты.
Черта "пустословие-обязательность" выражает соотнесение между коммуникативным поведением и характером личности.
Черта "красноречие-косноязычие" обусловлена способностями. Эта зависимость особенно наглядно выступает при анализе речевого воздействия, ставшего профессиональной деятельностью и описанного А.А. Леонтьевым на примерах оратора, лектора, драматического актера, а В.Е. Семеновым на примере журналистов и писателей.
Черта "назидательность" указывает на влияние опыта личности на интонационную форму подачи сообщения.
Черта "молчаливость-говорливость" выражает обусловленность коммуникации мотивационной подструктуры личности. Е.С. Кузьмин, И.П. Волков и Ю.Н. Емельянов связывают потребность в одиночестве со склонностью к самоанализу, самонаблюдению.
Черта "отчужденность" выражает зависимость восприятия носителя черты от коммуникации, т.е. как раз независимость.
Черта "ответственность" выражает влияние информационной идентификации в коммуникации на сознание носителя черты.
Черта "уважительность - фамильярность" и примыкающие к ней почтительность, предупредительность, корректность, обходительность и т.п. фиксирует" зависимость внимания носителя черты от особенностей коммуникативного процесса, от близости с партнером по коммуникации.
Информация о работе Изучение коммуникативных свойств личности в психологии