Изучение коммуникативных свойств личности в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:25, реферат

Краткое описание

Так, в античную эпоху, V в. до н.э. софисты поставили в центр внимания коммуникативную проблематику и выделили три важных ее аспекта:
1) рассмотрение связи с другими людьми как воздействие на этих людей;
коммуникативный контакт индивида с другими индивидами не является случайным;
коммуникативный контакт индивида может быть и опасным явлением.

Файлы: 1 файл

Русская философия.docx

— 60.19 Кб (Скачать)

Системный подход предусматривал единство различных сторон общительности.

Еще Б.Г. Ананьев отмечал, что общительность включает в себя отношения человека к другим людям, мотивы, способности и результат общения. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как считают В.А. Кан-Калик и Л. Ханин  в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Итак, как мы проследили, все выше перечисленные исследователи отмечали, что общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим успешность общения.

Наряду с общительностью широко исследовалась и эмпатия. Понятие эмпатии впервые появляется в начале двадцатого века. Образовалось это слово от немецкого Einfuhlung . Впервые это понятие, по данным В.Г. Ромека , употребляется в трудах Т. Lipps  при изучении проблемы познания человека человеком. В его понимании, эмпатия - это произвольный процесс идентификации с объектом с последующим репродуцированием эмоций в себе. Позже американские ученые стали трактовать эмпатию как способность к рефлексии .

До сих пор проблема эмпатии вызывает широкий интерес. Эмпатий-ные переживания изучаются в связи с проблемой общения, взаимодействия личностей. В наше время еще не существуют особого согласия по поводу четкого определения эмпатии.

Так, бихевиористское понимание феномена представлено двумя смежными направлениями. В. Skinner  считал, что любое научение, в том числе и эмоциональное, происходит посредством подкрепления. В. Moor, В. Undewood, D. Rosenhan,  связывают эмпатию с имитацией одобряемого поведения: научение чувством происходит через одобрение родителями поведения ребенка. М. Hoffman  рассматривала эмпатию как возбуждение аффекта у индивида при наблюдении за состоянием другого лица.

В психоаналитической теории эмпатия понимается как сонастроен-ность субъекта на другого человека. . Причем ее разделяют на две составляющие: сопереживание, как эготизация чувств по поводу эмоций респондента и сочувствие, как альтруистическое переживание с ним .

В гуманистической психологии эмпатия трактуется как инструмент психотерапии и психотехники. С. Rogers , D. Eure  акцентируют внимание на духовных ценностях человека и развитии нравственных перспектив личности.

Проанализировав отечественную литературу, можно выделить несколько позиций по изучению эмпатии:

- как важный фактор нравственного развития человека ;

как механизм процессуального поведения ;

как эффективное средство в усвоении внутреннего смысла нравственных отношений ;

Все перечисленные исследователи выделяли три компонента эмпатии: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмпатия в эмоциональном компоненте рассматривается как эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение . В семье с одним ребенком, по данным Т.П. Гавриловой, формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой - сверстник. За рубежом сторонники аффективных теорий в эмпатии признают эмоциональное начало . Причем, широта проявления этой способности в значительной мере связывается с тем, насколько велик тот круг людей, который включается человеком в категорию "мы", другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги .

В когнитивный процесс эмпатии включается понимание, осмысление внутренней жизни другого человека, способность принять роль позицию другого человека . Так, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн считали, что способность к эмпатии строится вначале на подражании определенному взрослому, сопереживании ему, а затем ребенок может уже переносить свой опыт на других детей, т.е. учится сопереживать сверстнику. На познавательной функции этого явления настаивают А. Бодалев , R. Dumond , T.Sabrin .

Взаимосвязь эмпатии с поведением прослеживается в исследованиях Л.П. Выговской, . Сюда же можно причислить представителей бихевиорестического направления. Сопереживание в их понимании, личностное качество, проявляющееся в бескорыстном действии .

Кроме выделенных компонентов Л.П. Выговская добавляет еще две тенденции в трактовке эмпатии:

как сложный аффективно-когнитивньш процесс ;

как взаимодействие аффективных, когнитивных и действенных компонентов .

Итак, эмпатийное понимание -- произвольный процесс эмоционально-когнитивной децентрации субъекта, сопровождающийся проникновением -- вчувствованием в эмпатируемый объект. В результате резонансного воздействия создается субъективная уверенность в адекватном репродуцировании представлений о состоянии и мотивах поведения эмпатируемого объекта .

Как мы проследили и отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что эмпатия является необходимым свойством при взаимодействии личностей.

Следует отметить, что при изучении отдельных коммуникативных характеристик важное место занимало также исследование волевых свойств.

Воля, по определению В.И. Селиванова, есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Практика показывает, что неумение общаться, контролировать и сдерживать себя, в значительной мере связано с недостатками волевого поведения.

Много сделали для выявления механизма волевого поведения и изучения отдельных волевых качеств М.И. Дьяченко, К.Н. Корнилов, В.И. Селиванов, А.И. Щербаков и др. Они отмечали, что в психической структуре личности важное место занимают волевые качества, без которых невозможна успешная деятельность в повседневной жизни. Различные волевые качества представляют разные возможности для влияния на характер общения, что выражается в разной степени принятия друг друга и в уровне удовлетворенности общественной деятельностью.

А.Г. Ковалев  к волевым свойствам личности относил такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание и мужество. Недостаточное развитие данных свойств является одним из главных факторов, обусловливающим трудности в процессе общения.

Вопросы формирования целеустремленности, инициативы, организованности, самообладания и др. также нашли отражение в экспериментальных исследованиях А.В. Полтева, М.С. Говорова, И.И. Купцова и др. психологов. Они отмечали, что огромное значение при общении индивидов, помимо перечисленных волевых свойств, играет волевая активность личности. Так, А.Г. Ковалев различал гетерономную и автономную волевую активность человека. Под автономной волевой активностью он понимал самостоятельную деятельность человека. "Люди, как свидетельствует опыт жизни, отличаются друг от друга по степени развития самостоятельности. Одни ждут указаний, что и как делать , другие проявляют почин, сами выдвигают задачи или предлагают более совершенные способы деятельности . Все это связано со многими свойствами личности" .

Ю.М. Орлов, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что формирование волевого поведения является важным условием расширения круга общения, становления дружеских взаимоотношений.

Т.В. Зарипова  также считала, что при формировании волевого поведения особое место занимает общение, являясь важным условием расширения круга общения, становления дружеских взаимоотношений и развития новообразований личности.

Важное место среди коммуникативных свойств личности занимает и уверенность в себе. На сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность. Но до сих пор не существует единого понимания сути этого феномена.

Большое количество исследователей пытались обнаружить однозначные внешние признаки уверенности и провести четкую границу между уверенностью, неуверенностью и агрессивным поведением. Так, Lange & Jakubowski,  фиксировали более или менее обозримое количество простых навыков уверенного поведения и описывали их характеристики. Эти характеристики, по их мнению, отличали навыки уверенности от агрессии и неуверенности. Они выдвинули шесть утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав. Причем растущая уверенность в себе развивается постепенно - от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ неэффективен.

Кьелл Рудестам также описывал уверенных, агрессивных и неуверенных людей: "Уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.

Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбления. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения".

С. Kelley  составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:

право быть одному;

право быть независимым;

право на успех;

право быть выслушанным и принятым всерьез;

право получать то, за что платишь;

право иметь права;

право отвечать отказом на просьбу;

право просить то, чего хочешь;

право делать ошибки и быть ответственным за них;

право не быть напористым. В. Таннер и Ц. Олькерс  соотносили уверенность в себе не с комплектацией некоторой суммы навыков, а с некоторыми вербальными и невербальными особенностями их выполнения.

В 1973 году А. Лазарус связал уверенность в себе и умение сказать "нет", отстаивание своих прав с навыками общения. М. Аргайл  также включал в сферу анализа уверенности компоненты ситуаций общения. В центре внимания уже оказываются отношения, которые возникают между человеком, его запросами и социальной средой. Позже У. Петерманн , Р. Хинш  и др. выделили специфические ситуации общения, вызывающие неуверенность. Оказалось, что неуверенность может вызвать абсолютно любая ситуация, требующая от индивида умений, которыми он, по его субъективной оценке, не располагает. Поэтому, важным компонентом уверенности, , выступает процесс самооценки эффективности собственных действий в ситуациях общения.

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод, что уверенность в себе представляет собой сложное образование и включает в себя как поведенческие, так и когнитивно-эмоциональные компоненты. Это есть позитивное отношение индивида к своим навыкам, умениям, способностям, проявляющееся в ситуациях общения.

Наряду с общительностью, эмпатией, уверенностью и волевыми свойствами личности широко изучались и коммуникативные способности личности. Изучение коммуникативных способностей стало важным шагом поликомпонентного подхода в исследовании коммуникативных характеристик.

Благодаря трудам Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, СЛ. Рубинштейна был определен контекст научного подхода к проблеме способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с деятельностью.

Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие "коммуникативные способности" не является общепринятым. Как отечественные, так и зарубежные психологи чаще используют термин "коммуникативная компетентность". Современный подход к проблеме развития и совершенствования коммуникативной компетентности состоит в том, что обучение рассматривается как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий . Причем, под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Понятие "коммуникативных способностей" определяли несколько иначе. По мнению Г.С Васильева , коммуникативными способностями является та часть структуры личности, которая отвечает требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивает ее успешное осуществление. В связи с этим Н.В. Кузьмин и К.К. Платонов считали, что структура коммуникативных способностей является своеобразным отражением структуры деятельности и имеет три подструктуры: - гностические способности, т.е. способности понимать других;

  • экспрессивные способности, т.е. способности быть понятым другими, способность к самовыражению;
  • интеракционные способности, т.е. способности адекватно влиять на других.

На базе этого Н.И. Карасева выделила в структуре коммуникативных способностей следующие компоненты:

1) способность к оптимитизации межличностных отношений в группе;

2) способность к достижению целей;

3) социоперцептивные способности, т.е. совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, необходимых для успешного восприятия, понимания и оценивания других людей;

4) "техника общения", т.е. тактические умения общаться;

5) некоторые межличностные предпосылки коммуникативной деятельности.

Наряду с коммуникативными способностями в отечественной психологии широко исследовались и коммуникативно-речевые способности.

Онтогенезом речеязыковой способности занималась М.И. Лисина. Она отмечала, что эта способность развивается в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками.

Исследование же процесса развития коммуникативно-речевых способностей у детей старшего дошкольного возраста позволили Т.А. Пироженко доказать возможность целенаправленного их формирования в детском саду.

Информация о работе Изучение коммуникативных свойств личности в психологии