Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:13, диссертация
Цель исследования.
Изучение изменения содержания установок личности на отказ от повторных
преступлений в зависимости от изменения уголовно-правового статуса у лиц,
совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные представления о факторах,
способствующих возникновению и прекращению преступного поведения
несовершеннолетних.
2. Выявить степень потенциальной криминогенности (криминогенного риска)
ситуаций, имеющих для осужденных подростков и молодых людей с разным уголовно-
правовым статусом стрессогенное, фрустрирующее, уголовно-релевантное значение.
3. Проанализировать положительный опыт отказа от совершения преступных
действий в криминально-потенциальных ситуациях – с точки зрения его субъективной
представленности в сознании судимых молодых людей, а также связи выявленных
факторов с криминальными, социальными и личностными характеристиками
исследуемых групп.
4. Провести комплексное исследование особенностей личностно-смысловой и
мотивационной сферы: а) лиц, осужденных к условному наказанию; б) лиц,
находящихся в преддверии освобождения из воспитательных колоний, и в) лиц с
устойчивыми изменениями поведения после отбывания наказания.
5. Проанализировать профилактические эффекты существующих программ
социально-психологической реабилитации и, в частности, авторской модели тренинга,
формирующего мотивацию к изменению поведения для неоднократно судимых
подростков и молодежи.
(мотивационные) установки, отражающие их отношение к соблюдению закона:
готовность нарушить закон как мотивационная доминанта устойчиво характеризует
более 30% испытуемых независимо от их уголовно-правового статуса. Ориентация на
моральные основания удержания от преступных действий в данной выборке судимых
является одним из наименее действенных факторов удержания от рецидива, причем
даже участие в комплексных программах работы с личностью осужденных не влияет на
повышение его значимости.
3. Содержательная динамика
установок касается
операционального уровня, что ярко представлено в групповой иерархии факторов
удержания от рецидива. У лиц с устойчивыми показателями социальной адаптации
после освобождения из МЛС значимо повышается сдерживающая роль других
способов поведения в ситуациях криминогенного риска, при сохранении лидирующей
роли фактора страха. Причем, связь направленности преступлений с факторами
сдерживания во всех группах осужденных указывает на то, что фактор морали
обладает сдерживающим потенциалом только по отношению к насильственным
действиям против личности, а фактор страха – по отношению к корыстным
преступлениям.
4. Обследуемые из разных
групп в зависимости от
статуса (условно осужденные, находящиеся в местах лишения свободы,
освободившиеся) выбирают разные цели, ради которых они готовы удерживаться от
совершения преступлений, и возможные жертвы, на которые они готовы пойти ради
своих целей. Так, для группы условно осужденных главная цель не попасть за решетку,
для находящихся в местах лишения свободы – получить условно-досрочное
освобождение, для освободившихся – создать хорошую семью. Готовность к
ограничениям и испытаниям ради цели также претерпевает изменения на разных этапах
уголовно-правового статуса. У освободившихся, ориентированных на социально
приемлемые способы поведения,
личностной активности, более выражены, чем у условно осужденных и заключенных.
Необходимость измениться самим и изменить свое отношение к закону во всех трех
группах в числе приоритетных целевых установок не значатся.
5. Высокая вероятность
удержания от повторного
несовершеннолетних связана с наличием поддержки значимых для них людей и
социального окружения в целом. Практически всех испытуемых из группы
освободившихся, несмотря на различие поведенческих стратегий и на сохранение у
некоторых трансформированных криминальных моделей поведения, объединяет
двоякий социально-личностный фактор – у них выявлен высокий уровень ориентации
на социальное одобрение (в качестве объекта здесь выступает не криминальное, а32
социально-нормативное
поддержки, в роли которого выступают не только члены семьи и другие действительно
близкие люди, но и общественные организации, социальные проекты, группы
самопомощи 12 шагов, в которые на уровне занятости и на уровне личных контактов,
вовлечены испытуемые. Это
обусловливает необходимость
инфраструктуры по поддержке социальных связей для находящихся в местах лишения
свободы и социально-психологическому
сопровождению условно
освободившихся (например, по типу системы пробации).
6. У обследуемых из разных статусных групп различия в проявлении
личностных свойств и структуры содержания сознания связаны с характером их
уголовно-правового статуса. В групповой системе значений у испытуемых,
находящихся на свободе,
понятия криминального и
и направленность имеют конфликтную, противоречивую окраску. Тогда как у
находящихся в неволе они четко поляризуются по архисемам свобода и преступление-
наказание. Самооценка личностных, волевых качеств, повышенная относительно
оценки испытуемыми «всех судимых» в целом, на разных этапах контакта с
правоохранительной системой характеризуется разной степенью идентификации с
сообществом несудимых: условно осужденные и находящиеся в местах лишения
свободы оценивают себя выше, чем всех остальных, освободившиеся –
дифференцируют свои оценки по качествам, никому в целом не отдавая предпочтения.
Представления об идеальной, ценностной модели личности в целом по выборке
свидетельствует о том, что волевые качества (дисциплинированность, упорство,
инициативность, принципиальность) а также одаренность для испытуемых являются
наименее ценными,
тогда как предпочитаемыми
самостоятельность, ответственность, смелость и здоровье.
Основное содержание работы представлено в публикациях:
Публикации автора:
– в рекомендованных ВАК МО и науки РФ изданиях:
1. Чиркина Р.В. Исследование динамики установок личности
несовершеннолетних судимых // Вестник Томского Государственного Университета.
Общенаучный журнал. – Томск:Изд-во ТГУ, 2008 (июнь). – № 311, С. 165-169 (статья).
– в других изданиях:
2. Чиркина Р.В. Исследование
характера социального
несовершеннолетних
интеллектуальной
– Саратов: Изд-во СГУ – 2002 – С.191-197 (статья).
3. Чиркина Р.В. Программа «Социум-Ресурс» как модель психолого-
педагогической работы с делинквентными подростками в местах принудительного
содержания // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы I
Международной конференции ФПО (16-18 декабря 2008). – Москва, 2004. – С.408
(тезисы).
4. Чиркина Р.В. Изучение факторов, определяющих отказ от преступного
поведения среди несовершеннолетних: модель исследования // Психологическая
помощь подростку в кризисных ситуациях: Сб. научных статей. - Саратов, 2005. - С.19-
27 (статья). 33
5. Чиркина Р.В. Социальные
ожидания и представления
принудительного содержания // Актуальные проблемы образования детей с
нарушениями развития: Сб. научных трудов. – Изд-во Саратовского ун-та, 2006.–
С.230-240 (статья).
6. Чиркина Р.В. Программа
социально-психологического
к выходу на свободу детей из воспитательной колонии // Вестник практической
психологии образования: Научно-методический журнал. – Москва, 2007 – №№
1(10),2(11),3(12),4(13) , 2008 – №№ 1(14), (методическое пособие).
7. Чиркина Р.В. Эффективность ресурсного подхода в реабилитационной
работе с несовершеннолетними,
Материалы IV съезда РПО (18-21 сентября 2007). – Ростов-на-Дону, 2007 (тезисы).
Информация о работе Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних