Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:13, диссертация

Краткое описание

Цель исследования.
Изучение изменения содержания установок личности на отказ от повторных
преступлений в зависимости от изменения уголовно-правового статуса у лиц,
совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные представления о факторах,
способствующих возникновению и прекращению преступного поведения
несовершеннолетних.
2. Выявить степень потенциальной криминогенности (криминогенного риска)
ситуаций, имеющих для осужденных подростков и молодых людей с разным уголовно-
правовым статусом стрессогенное, фрустрирующее, уголовно-релевантное значение.
3. Проанализировать положительный опыт отказа от совершения преступных
действий в криминально-потенциальных ситуациях – с точки зрения его субъективной
представленности в сознании судимых молодых людей, а также связи выявленных
факторов с криминальными, социальными и личностными характеристиками
исследуемых групп.
4. Провести комплексное исследование особенностей личностно-смысловой и
мотивационной сферы: а) лиц, осужденных к условному наказанию; б) лиц,
находящихся в преддверии освобождения из воспитательных колоний, и в) лиц с
устойчивыми изменениями поведения после отбывания наказания.
5. Проанализировать профилактические эффекты существующих программ
социально-психологической реабилитации и, в частности, авторской модели тренинга,
формирующего мотивацию к изменению поведения для неоднократно судимых
подростков и молодежи.

Файлы: 1 файл

На правах рукописи.docx

— 80.13 Кб (Скачать)

событий жизни,  характеристик  деликта,  референтного окружения  испытуемых и пр.)

был    использован    мультипарадигмальный подход  (сочетание  качественных и

количественных методов),  представленный биографическим методом,  методом кейс-

стади (анкетирование, интервью, анализ документов), клинической беседой.  Интервью

носило неформализованный  характер, но проводилось по специальной  программе.

2.  Изучение индивидуально-психологических  и личностных особенностей

испытуемых  осуществлялось с помощью следующих методов:

     - 16-ти факторный  личностный опросник Кеттелла: подростковый  вариант

– HSPQ,  взрослый – 16 PF,  детский – CPQ –  для лиц с  низкими показателями

интеллектуальной нормы,  выявляющий особенности коммуникативной  сферы,

эмоционально-волевой регуляции  поведения,  степени социальной адаптации,  наличия

эмоциональных и личностных проблем, лидерского и творческого  потенциала.

   - Методика оценки  морального развития личности: опросник  Л.Колберга, на

основе которого определяются    три основных уровня развития моральных  суждений:

преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. 

-    Для изучения  особенностей самооценки и идентичности  используется

формализованная методика самооценки Дембо-Рубинштейн  (В.А.Иванников,

Е.В.Эйдман,1990)  и субъективная оценка личностных и волевых качеств  в 4-х

проекциях:  я сам,  все  судимые,  все несудимые,  идеал.  Она позволяет выявить

глобальное ценностно-смысловое  отношение к себе, иерархию стоящих  за самооценкой

ценностей, выявить уровень  самоприятия и векторы идентификации  на разных стадиях

уголовно-правового соотнесения.  Метод включает психометрическую процедуру,  что

позволяет сравнивать получаемые данные с нормативными групповыми или

социальными стандартами. 

    -    Для  анализа эмоционально-смыслового  содержания отношений  (к себе,

времени,  проблемам,  преступлению и пр.)  использована    цветоассоциативная7

методика пространственных метафор И.Л.Соломина с добавлением  понятий,

связанных с криминальной жизнью осужденного и его пребыванием  в воспитательной

колонии (с  авторской  коррекцией стимульного материала, разработанного НИР МПЛ

ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу). 

3.  Динамика установок  личности    испытуемых исследовалась  с помощью

следующих методов:

    -    Для  изучения целевых установок испытуемых  применен опросник «Цели и

средства» -  в авторской  версии,  разработанный    на основе методики Рокича в

модификации В.С.  Магуна,  содержательно ориентированный  на контекст данного

исследования. 

    -    В процессе  пилотажа был    сформирован  оригинальный авторский

вопросник  «Оценка риска» из 20  позиций,  обобщающих    типичные провокационные,

фрустрирующие,  уголовно-релевантные  ситуации,  которые испытуемые    перечислили,

отвечая на открытые вопросы  анкеты о рисках совершения противоправных деяний. 

Опросный лист включал  также вопросы,  связанные с  прогнозом деликта и факторами

отказа от совершения криминальных действий в провоцирующей ситуации.

Достоверность результатов  исследования обеспечивалась разработкой

программы исследования,  адекватной    поставленным целям  и задачам;  достаточным

объемом выборки (245 человек  в возрасте от 15 до 25 лет из различных  регионов РФ);

применением  количественных и качественных методов анализа  полученных данных.  

Количественные результаты значимого уровня достоверности  были получены с

помощью статистической программы SPSS 12rus.  Использовались методы

непараметрической статистики:  коэффициент корреляции Спирмена и  Пирсона,  тест

для двух независимых выборок  Манна-Уитни,  тест для нескольких независимых

выборок Крускалла-Уоллеса,  тест Хи-квадрат,  метод многомерного шкалирования

ALSCAL, метод иерархической  кластеризации, метод множественных  сравнений и пр.

Научная новизна.

Основной акцент в исследовании сделан на анализе факторов,  обеспечивающих

декриминализацию поведения    судимых молодых людей.  На примере  группы лиц,

длительно остающихся на свободе  после отбывания наказания,  показаны различия

между смысловыми,  целевыми    и операциональными установками  по отношению к

закону.     

Впервые предпринята прямая апелляция к субъективно представленному  в

сознании молодых людей,  демонстрирующих привычные криминальные модели

поведения,  положительному опыту    отказа от преступных действий в ситуациях

криминогенного риска. Впервые  получены результаты смены содержания установок на

отказ от    повторных  преступлений у осужденных в несовершеннолетнием  возрасте в

зависимости от  их  уголовно-правового  статуса. 

По-новому осмыслены принципы профилактики рецидива в среде судимых

несовершеннолетних.  

Теоретическая значимость.

Исследование доказывает,  что вероятность сдвига криминальных установок на

отказ от повторных преступлений определяется ориентировкой осужденных, отбывших

наказание и освободившихся,  на определенные личные ценности и  социальные

факторы,  что конкретизирует принципы детерминации и регуляции  поведения8

мотивами личности и образом  ситуации действия.  В работе реализованы

методологические принципы  «ресурсного»  анализа,  характерные    для позитивной

психологии.  Такой подход нацеливает на исследование ресурсов психических

трансформаций как объект  воздействий превентивных и реабилитационных стратегий в

отношении лиц с деструктивной  идентичностью. 

Практическая значимость.

Практическая значимость исследования определяется тем,  что  в предложенных

автором  реабилитационных подходах и программах усилия специалистов опираются на

механизмы самодетерминации изменения поведенческих стратегий  молодежи в

соответствии с индивидуально-личностными  особенностями и в любых социальных

обстоятельствах. Полученные результаты позволяют лучше понять трудности ситуаций,

в которых находятся молодые  люди,  пытающиеся удержаться от повторных

преступлений,  и обосновать необходимость создания специальной  социально-

реабилитационной инфраструктуры,  опосредующей их переход из категории

осужденных в категорию  полноправных граждан свободного общества.  Результаты

исследования позволяют  модифицировать и дифференцировать для различных

категорий девиантных и делинквентных  подростков и молодежи приемы

мотивационного тренинга,  основанного на принципах позитивной терапии,

реализуемого в русле  модели мотивационной терапии (St.  Rollnick, William R. Miller и

др.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Смысловой доминантой    измененного  (социально адаптивного)    поведения  

у большинства  обследованных  лиц из числа  отбывших наказание  и освободившихся из

колоний, остается  желание  избежать повторного наказания в  виде лишения свободы (а

отнюдь не соблюдение закона).  Функционирование    этой установки    проявляется в

смене способов действия при  сохранении общей криминальной направленности 

личности или в  отказе от криминальных способов достижения жизненных целей   без

смены ценностных  ориентаций. 

2. Смысловые  (мотивационные)  установки    меняются у очень  небольшого

числа лиц,  отбывавших наказание  за уголовные преступления в несовершеннолетнем

возрасте.  Несовершеннолетние преступники в исследуемых группах  не имеют

установки на изменение себя и своих ценностей. 

3. Обследуемые из разных  групп в зависимости от уголовно-правовового

статуса  (условно осужденные,  находящиеся в местах лишения  свободы,

освободившиеся)  выбирают разные цели,  ради которых они  готовы удерживаться от 

совершения преступлений,  и возможные жертвы,  на которые  они готовы    пойти ради

своих целей. 

4. У обследуемых из разных  статусных групп особенности  проявления  

личностных свойств и  структуры содержания сознания связаны  с характером  уголовно-

правового статуса. 

5. Высокая вероятность  удержания от повторного преступления  у  судимых в

несовершеннолетнем возрасте  связана с наличием  поддержки  значимых для них людей

и социального окружения  в целом.  Это обусловливает  необходимость создания

специальной инфраструктуры    по поддержке социальных связей для  находящихся в9

местах лишения свободы  и социально-психологическому сопровождению  условно

осужденных и освободившихся. 

Апробация результатов работы. 

Основные положения диссертации  апробированы на заседании кафедры

психологии личности факультета психологии МГУ  (июнь 2008  г.)  и  на семинаре для

аспирантов, проводимом на факультете психологии МГУ в 2008 году. 

Результаты работы были  представлены на I конференции Федерации  психологов

образования РФ,  Москва 2004; IV  съезде РПО,  Ростов-на-Дону, 2007;  проектных 

конференциях Организации PRI (Международная тюремная реформа), Москва, Казань,

Саратов, 2003-2006,  РОО Центр  содействия реформе уголовного правосудия, Москва

2006-2008,    и РОО   «Социум»,  Саратов, 2003-2007.  Практические  рекомендации и  

результаты эмпирического    исследования положены в основу    спецкурса

«Психологические особенности    девиантных и делинквентных подростков»  для

факультета коррекционной  педагогики и специальной психологии   Пединститута СГУ

(2005  г.),  а также    учебно-методического семинара в  рамках курсов повышения

квалификации учителей (на базе Саратовского ИПКиПРО)  и специалистов  КДН  при

Правительстве Саратовской  области (на базе Института прокуратуры  СГАП  – Саратов,

2005-06).  Методические материалы,  разработанные в рамках исследования  и

практической реализации программы социально-психологического сопровождения

осужденных несовершеннолетних,  были переданы в МПЛ УФСИН по Саратовской

области (2006)  и МОУ    ПМСС-Центр    «Позитив»  г.  Энгельса Саратовской области

(2007). 

   Содержание диссертационной  работы отражено в семи публикациях. 

Структура диссертации.

Диссертация содержит введение,  три главы,  выводы,  заключение,  список

литературы, приложения. Список литературы включает 204 наименования, из них 28 на

иностранных языках. Объем  диссертации составляет 170 страниц. 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования,

проанализирована степень  разработанности проблемы, определены цели, задачи, объект

и предмет исследования, раскрыты методологические основания диссертации, научная

и практическая значимость работы.

В первой  главе «Теоретические подходы к проблеме формирования и изменения

криминальных установок  личности»  представлено состояние  теоретической и

эмпирической разработанности  данной проблематики в отечественной  и зарубежной

науке. Глава состоит из двух основных разделов. 

В первом разделе «Детерминация  противоправного и преступного    поведения и

особенности личности  несовершеннолетних преступников» рассматриваются  вопросы 

генезиса противоправного  поведения в свете современных  научных теорий. Приводится

обзор эмпирических исследований    факторов и причин делинквентного поведения  в

несовершеннолетнем возрасте.  Рассматривается влияние реалий систем контроля и

санкций на личность и поведение  правонарушителей.

Изучением причин преступности занимаются традиционно представители  самых

разных научных направлений: криминологии, социологии, юриспруденции, психиатрии, 10

философии и конечно,  психологии.  Не вызывает сомнений,  что криминальное

поведение формируют разнообразные  и мощные влияния:  антисоциальные поступки

объясняются сложным взаимодействием  целого    ряда генетических,  социальных и

личностных факторов.    Преступное поведение    является крайним проявлением 

девиантного    (отклоняющегося)  поведения,  которое    противопоставляется  поведению

конформному.  Общество через  свои институты определяет ценности и

соответствующие им нормы    –  правила поведения,  обеспечивает их трансляцию

(передачу)  и социализацию  (усвоение индивидами в процессе  воспитания,  обучения,

совместной жизни),  поощряет за соблюдение норм  (конформизм)  или допустимое,  с

точки зрения общества,  реформирование  (новаторство),  принимает меры по

предупреждению  (профилактике)  нежелательных форм поведения  (девиантного, 

делинквентного,  преступного).  Таким образом функционирует  механизм социального

контроля (Гилинский, 2004).

  Исследования количественных  характеристик эффективности социальной  нормы

обнаружили,  что требования социальных норм добровольно выполняются  лишь в том

случае,  если они соответствуют  установкам,  интересам и потребностям субъекта

(Никитин,  Спиридонов,  Фомин, 1971).  Ценности группы несовершеннолетних

правонарушителей лишь в  незначительной степени пересекаются с ценностями

общества (Волков, 1972; Пирожков, 1994; Башкатов, 1993).

  В области криминологии  основные теоретические направления  ХХ века

Информация о работе Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних