Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:13, диссертация

Краткое описание

Цель исследования.
Изучение изменения содержания установок личности на отказ от повторных
преступлений в зависимости от изменения уголовно-правового статуса у лиц,
совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные представления о факторах,
способствующих возникновению и прекращению преступного поведения
несовершеннолетних.
2. Выявить степень потенциальной криминогенности (криминогенного риска)
ситуаций, имеющих для осужденных подростков и молодых людей с разным уголовно-
правовым статусом стрессогенное, фрустрирующее, уголовно-релевантное значение.
3. Проанализировать положительный опыт отказа от совершения преступных
действий в криминально-потенциальных ситуациях – с точки зрения его субъективной
представленности в сознании судимых молодых людей, а также связи выявленных
факторов с криминальными, социальными и личностными характеристиками
исследуемых групп.
4. Провести комплексное исследование особенностей личностно-смысловой и
мотивационной сферы: а) лиц, осужденных к условному наказанию; б) лиц,
находящихся в преддверии освобождения из воспитательных колоний, и в) лиц с
устойчивыми изменениями поведения после отбывания наказания.
5. Проанализировать профилактические эффекты существующих программ
социально-психологической реабилитации и, в частности, авторской модели тренинга,
формирующего мотивацию к изменению поведения для неоднократно судимых
подростков и молодежи.

Файлы: 1 файл

На правах рукописи.docx

— 80.13 Кб (Скачать)

На правах рукописи

Чиркина Римма Вячеславовна

ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК

ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Специальность 19.00.01 – Общая  психология, 

психология личности, история  психологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата психологических  наук

Москва – 2008 2

Работа выполнена на кафедре  психологии личности факультета психологии 

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор

                 Иванников Вячеслав Андреевич  

Официальные оппоненты –  доктор психологических наук 

                  Гульдан Виктор Викторович;

                  кандидат  психологических наук, доцент

                  Ениколопов Сергей Николаевич

Ведущая организация –  Институт психологии Российской академии

образования

Защита состоится 24 октября 2008 г. в 15:00 на заседании диссертационного

совета Д.501.001.14  в МГУ  им. Ломоносова по адресу: 125009, Москва,  ул.

Моховая, дом 11, корпус 5, аудитория 310. 

С диссертацией можно ознакомиться в Научной    библиотеке МГУ  им.

М.В.Ломоносова.

Автореферат опубликован  на сайте факультета психологии МГУ  им.

М.В.Ломоносова www.psy.msu.ru

Автореферат разослан ___  ___________   2008 г.

Ученый секретарь  3

диссертационного совета  _________________ М.Ш. Магомет-Эминов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

  Среди проблем последних  десятилетий    проблема несовершеннолетней

преступности занимает особое место. Этот вопрос был  актуален во все времена, но  в 

постсоветский период ломка  общественного строя и,  вместе с ним,  общественного

сознания привела к  тому, что произошли не только количественные, но и качественные,

содержательные изменения  в структуре самого явления и  в социальных процессах

реагирования на него. 

Заметный рост преступности в России фиксируется с конца 80-х годов.  На фоне

увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди

несовершеннолетних: в течение  последнего десятилетия  примерно в 6 раз быстрее, чем

изменялась общая численность  этой возрастной группы.  Растет и  количество

несовершеннолетних,  осуждаемых к лишению свободы.    По данным ФСИН РФ на 1

сентября 2007  г.  в 62  воспитательных колониях для несовершеннолетних (59  для

мальчиков и 3  для девочек)  содержалось 11,8  тыс.  Стабильно  высоки показатели

рецидивной преступности: уже в течение  первого года после освобождения из колоний

и закрытых воспитательных учреждений новые преступления совершают от 15 до 30%

воспитанников    (информация РОО  «Центр содействия реформе уголовного

правосудия», 2003).  Почти 2/3  общего числа взрослых рецидивистов начинают

преступную «карьеру»  до 18 лет, каждый второй из них  начал  совершать преступления

под влиянием рецидивиста. Лица,    совершающие противоправные действия в раннем   

возрасте,   как  правило,      значительно       труднее  поддаются исправлению и в  итоге

составляют основной резерв для рецидивной преступности. 

Установлена закономерность,  что чем опаснее преступление,  тем выше

вероятность совершения его  лицом,  ранее совершавшим преступления  (Забрянский,

1997). 

Подавляющее большинство  молодых людей,    осужденных к лишению свободы, 

надеются больше не попадать за решетку. Но после освобождения  они, даже  искренне

нацеленные на нормальные,  социально одобряемые модели поведения, зачастую не в

силах справиться с вызовами    реальности,  ведь возвращаются они  в ту же среду,  где

происходила их    криминализация.  Причем,  возвращаются с грузом новых  проблем,

личностных и поведенческих  деформаций и с заметным социальным отставанием    от

своих сверстников.  Ситуация осложняется тем, что в российской системе социального

контроля не предусмотрено  звено помощи освобождающимся для    постепенного

перехода судимой молодежи    от неволи с ее четкой репрессивной регламентацией    к

непредсказуемой и сложно организованной  жизни на свободе. 

    В отечественной  и зарубежной науке пристальное  внимание традиционно

уделяется   факторам, влияющим на  совершение противоправных и  преступных деяний.

Конкретные проблемы детерминации преступного поведения рассматриваются  в рамках

специальных и прикладных отраслей психологии, в социологии, криминологии и других

гуманитарных науках.  В частности,  проблемам криминальной агрессии посвящены

работы С.Н.Ениколопова,  И.А.Кудрявцева,  Е.В.Куприянчук и  др.,  мотивации

криминального поведения  –  А.В.Ермолина,  В.В.Гульдана,  В.В.Лунеева, 

О.Д.Ситковской и др.  Влиянию  социальной среды на формирование личности и

поведение преступника посвящены  работы Ю.М.Антоняна,  Ю.А.Алферова,

Р.Блекборна, М.Г. Дебольского  и др. Гендерные аспекты преступности представлены в4

работах Е.Г.Дозорцевой, Ганса  И. Шнайдера, Kuri H., Oberfeel- Fuchs, M.Wurder и др. 

Роль психических аномалий в генезисе противоправного поведения  раскрывается в

работах Л.М.Балабановой, Ю.М.Антоняна, В.В.Гульдана, Г.В.Морозова и др.,  влияние

пережитого насилия и  психологических травм –  в  исследованиях Т.Б.Дмитриевой,

Е.И.Морозовой и др. Роль семейных факторов в формировании девиантного  поведения

подростков анализируется  Л.И.Аувэяртом, А.Е.Личко, А.А.Реаном,  Э.Г.Эйдемиллером

и др. 

    В этой исследовательской  парадигме логика предлагаемых  превентивных,

реабилитационных и коррекционных  подходов основывается преимущественно  на 

преодолении,    нейтрализации  или снижении      воздействия  факторов,  провоцирующих

преступное поведение.    Но причин совершения преступлений,  особенно молодыми

людьми,  очень много,  и они чаще всего имеют объективный  и мало управляемый 

характер,  чтобы реально    изменить ситуацию пропорционально  затраченным на это

усилиям.  Для этого  нужна,  по меньшей мере,  коренная перестройка социальной

политики в отношении  подрастающего поколения и молодежи.  Однако,    даже в

ситуации    социальной депривации и дефицита ресурсов    существует феномен смены

привычных    криминальных моделей поведения молодежи на социально  одобряемые.

Это позволяет считать, что  совершение преступлений  предопределяется и запускается

одними факторами, а удержание  от них  - другими, что предполагает иной, позитивный,

ресурсный  подход к изучению проблемы.  

Изучение только генезиса  криминального поведения личности не дает   прямого и

исчерпывающего ответа на вопрос о факторах и мотивах, способствующих  удержанию

от преступных действий,  особенно у лиц, уже совершавших  преступления и имевших

опыт лишения свободы. А ведь понимание именно механизмов декриминализации,  на

наш взгляд,  позволило  бы найти  «ключи доступа»  к проблеме снижения рецидивной

преступности в криминально  пораженной  подростково-молодежной среде. 

   С середины 80-х годов  в США и Европе    наметилась  вполне отчетливая

тенденция  к изучению положительного опыта    ресоциализации бывших преступников 

(Gottfredson, M. & Hirschi, T., 1990; Sampson, R. J. & Laub, J. H.,1993; Spieß, G., 1986;

Kerner    H., 2001; Stelly W., 2004    и др.). С    конца 90-х годов и в нашей стране    под

влиянием развивающихся  институтов гражданского общества      в    фокусе    внимания

исследователей    оказались  объективные факторы,  связанные  так или иначе с

процессами    ресоциализации и реабилитации    осужденных    подростков и молодых

людей (Е.Г.Багреева, 2001; Н.Л. Денисов, 2006; А.С.Новоселова 2001; А.Л. Лихтарников

и Е.Н.Чеснокова, 2004; В.Р. Шмидт, 2007  и др.). 

При разработке мер снижения рецидива криминального поведения  у лиц, впервые

осужденных  в несовершеннолетнем возрасте, на наш взгляд, необходимо исследование 

установок личности на отказ  от преступного поведения и факторов, способствующих

изменению криминальных установок. Характер установок личности определяет то,  как

усвоенный социальный опыт преломлен  личностью и конкретно проявляет  себя в ее

действиях и поступках,  мотивах и намерениях.    Поэтому в центре    внимания 

предлагаемого исследования    находится    субъективная представленность в сознании 

судимых молодых людей  выбора ими    мотивов  (или  оснований)  для    изменения 

привычных деструктивных/антисоциальных установок    в    потенциально

криминогенных  ситуациях. 

Одну из основных задач  профилактики рецидива мы видим в  том,  чтобы 

сформировать    и  закрепить у    судимых молодых  людей комплекс личностных и

социальных установок  просоциальной направленности,    а также способностей и5

возможностей,        необходимых для нормального  функционирования личности в

обществе,   даже когда  внешние ресурсы максимально  ограничены. Решение этой

большой задачи,  на наш  взгляд,    невозможно без выявления  субъективных и

объективных факторов,  влияющих на намерение судимых в несовершеннолетнем

возрасте   избегать  в дальнейшем противоправных способов решения своих жизненных

проблем.  Выявление    факторов торможения преступного поведения  в подростково-

молодежной среде,  и  в частности,  динамики криминальных установок как объекта

направленных превентивных воздействий    и определяет актуальность данного

исследования.  

Объект исследования.

Факторы,  обеспечивающие или способствующие отказу от совершения

криминальных действий в  потенциально криминогенных ситуациях.

Предмет исследования. 

Динамика  установок  криминального  поведения  личности.

Цель исследования.

Изучение изменения содержания установок личности на отказ от повторных

преступлений в зависимости  от      изменения    уголовно-правового статуса у  лиц,

совершивших преступления в  несовершеннолетнем возрасте. 

Задачи исследования.

1. Проанализировать современные  научные представления о    факторах, 

способствующих возникновению  и прекращению    преступного  поведения

несовершеннолетних.

2. Выявить степень потенциальной  криминогенности  (криминогенного  риска) 

ситуаций, имеющих  для  осужденных подростков и молодых  людей с разным  уголовно-

правовым статусом  стрессогенное, фрустрирующее, уголовно-релевантное  значение. 

3. Проанализировать положительный  опыт отказа от совершения  преступных

действий в криминально-потенциальных  ситуациях – с точки зрения его субъективной 

представленности в сознании судимых молодых людей,  а также    связи выявленных

факторов с криминальными,  социальными и личностными характеристиками

исследуемых групп.  

4. Провести комплексное  исследование особенностей личностно-смысловой  и

мотивационной сферы:  а)  лиц,  осужденных к условному наказанию;  б)  лиц, 

находящихся в преддверии освобождения из воспитательных колоний,  и в)  лиц с

устойчивыми изменениями  поведения после отбывания наказания.

5. Проанализировать профилактические  эффекты существующих    программ

социально-психологической  реабилитации и, в частности, авторской  модели  тренинга,

формирующего    мотивацию  к    изменению поведения  для неоднократно судимых

подростков и молодежи.

   

    Теоретико-методологическая  основа.

Методологически исследование опирается на теории деятельности А.Н.Леонтьева

и С.Л.Рубинштейна,    теорию развития и принципы культурно-исторического  подхода

Л.С.Выготского,   теорию установки Д.Н.Узнадзе,  позиции   историко-эволюционного

подхода  (А.Г.Асмолов).  Данное исследование находится в  русле парадигмы смысловой

регуляции деятельности,  которую представляют отечественные  психологи  (Б.С.

Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Иванников, Д.А.Леонтьев).  6

Основные гипотезы исследования.

1. Различия уголовно-правового  статуса (опыта контакта с правоохранительной

системой)      подростков и молодежи влияют на различия в  выборе оснований и в

содержании  установок  на отказ от повторных преступных действий. 

2. Динамика этих установок  проявляется в смене ценностей,  ради которых

несовершеннолетние осужденные готовы в своей дальнейшей жизни  отказаться от

повторных преступных действий.

3. Выбор ценностей,  как  факторов удержания от рецидивного    преступного

поведения, связан  с особенностями  содержания сознания, волевой сферы  и личностных

черт  у лиц, впервые  осужденных в несовершеннолетнем возрасте. 

4. Устойчивое социально-адаптивное    поведение молодых людей после  

освобождения из мест лишения  свободы является следствием изменения  установок

личности по отношению  к соблюдению закона,    перестройкой системы ценностей и

целей и  включением в принципиально  иную, социально одобряемую деятельность. 

Методы исследования.

Выбор методов определен    целью и задачами исследования.  Помимо широко

применяемых классических методов  психодиагностики, в исследовании  использованы

авторские модификации проективных  и полупроективных методик,  анкетирование,

социологические методы. 

1.    Для изучения  фактологического контекста исследования  (ситуации развития,

Информация о работе Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних