Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:13, диссертация
Цель исследования.
Изучение изменения содержания установок личности на отказ от повторных
преступлений в зависимости от изменения уголовно-правового статуса у лиц,
совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные представления о факторах,
способствующих возникновению и прекращению преступного поведения
несовершеннолетних.
2. Выявить степень потенциальной криминогенности (криминогенного риска)
ситуаций, имеющих для осужденных подростков и молодых людей с разным уголовно-
правовым статусом стрессогенное, фрустрирующее, уголовно-релевантное значение.
3. Проанализировать положительный опыт отказа от совершения преступных
действий в криминально-потенциальных ситуациях – с точки зрения его субъективной
представленности в сознании судимых молодых людей, а также связи выявленных
факторов с криминальными, социальными и личностными характеристиками
исследуемых групп.
4. Провести комплексное исследование особенностей личностно-смысловой и
мотивационной сферы: а) лиц, осужденных к условному наказанию; б) лиц,
находящихся в преддверии освобождения из воспитательных колоний, и в) лиц с
устойчивыми изменениями поведения после отбывания наказания.
5. Проанализировать профилактические эффекты существующих программ
социально-психологической реабилитации и, в частности, авторской модели тренинга,
формирующего мотивацию к изменению поведения для неоднократно судимых
подростков и молодежи.
На правах рукописи
Чиркина Римма Вячеславовна
ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК
ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Специальность 19.00.01 – Общая психология,
психология личности, история психологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук
Москва – 2008 2
Работа выполнена на кафедре психологии личности факультета психологии
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор
Иванников Вячеслав Андреевич
Официальные оппоненты – доктор психологических наук
Гульдан Виктор Викторович;
кандидат психологических наук, доцент
Ениколопов Сергей Николаевич
Ведущая организация – Институт психологии Российской академии
образования
Защита состоится 24 октября 2008 г. в 15:00 на заседании диссертационного
совета Д.501.001.14 в МГУ им. Ломоносова по адресу: 125009, Москва, ул.
Моховая, дом 11, корпус 5, аудитория 310.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ им.
М.В.Ломоносова.
Автореферат опубликован на сайте факультета психологии МГУ им.
М.В.Ломоносова www.psy.msu.ru
Автореферат разослан ___ ___________ 2008 г.
Ученый секретарь 3
диссертационного совета _________________ М.Ш. Магомет-Эминов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
Среди проблем последних десятилетий проблема несовершеннолетней
преступности занимает особое место. Этот вопрос был актуален во все времена, но в
постсоветский период ломка общественного строя и, вместе с ним, общественного
сознания привела к тому, что произошли не только количественные, но и качественные,
содержательные изменения в структуре самого явления и в социальных процессах
реагирования на него.
Заметный рост преступности в России фиксируется с конца 80-х годов. На фоне
увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди
несовершеннолетних: в течение последнего десятилетия примерно в 6 раз быстрее, чем
изменялась общая численность этой возрастной группы. Растет и количество
несовершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. По данным ФСИН РФ на 1
сентября 2007 г. в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних (59 для
мальчиков и 3 для девочек) содержалось 11,8 тыс. Стабильно высоки показатели
рецидивной преступности: уже в течение первого года после освобождения из колоний
и закрытых воспитательных учреждений новые преступления совершают от 15 до 30%
воспитанников (информация РОО «Центр содействия реформе уголовного
правосудия», 2003). Почти 2/3 общего числа взрослых рецидивистов начинают
преступную «карьеру» до 18 лет, каждый второй из них начал совершать преступления
под влиянием рецидивиста. Лица, совершающие противоправные действия в раннем
возрасте, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге
составляют основной резерв для рецидивной преступности.
Установлена закономерность, что чем опаснее преступление, тем выше
вероятность совершения его
лицом, ранее совершавшим
1997).
Подавляющее большинство молодых людей, осужденных к лишению свободы,
надеются больше не попадать за решетку. Но после освобождения они, даже искренне
нацеленные на нормальные, социально одобряемые модели поведения, зачастую не в
силах справиться с вызовами реальности, ведь возвращаются они в ту же среду, где
происходила их криминализация. Причем, возвращаются с грузом новых проблем,
личностных и поведенческих деформаций и с заметным социальным отставанием от
своих сверстников. Ситуация осложняется тем, что в российской системе социального
контроля не предусмотрено звено помощи освобождающимся для постепенного
перехода судимой молодежи от неволи с ее четкой репрессивной регламентацией к
непредсказуемой и сложно организованной жизни на свободе.
В отечественной
и зарубежной науке
уделяется факторам, влияющим на совершение противоправных и преступных деяний.
Конкретные проблемы детерминации
преступного поведения
специальных и прикладных отраслей психологии, в социологии, криминологии и других
гуманитарных науках. В частности, проблемам криминальной агрессии посвящены
работы С.Н.Ениколопова, И.А.Кудрявцева, Е.В.Куприянчук и др., мотивации
криминального поведения – А.В.Ермолина, В.В.Гульдана, В.В.Лунеева,
О.Д.Ситковской и др. Влиянию социальной среды на формирование личности и
поведение преступника посвящены работы Ю.М.Антоняна, Ю.А.Алферова,
Р.Блекборна, М.Г. Дебольского и др. Гендерные аспекты преступности представлены в4
работах Е.Г.Дозорцевой, Ганса И. Шнайдера, Kuri H., Oberfeel- Fuchs, M.Wurder и др.
Роль психических аномалий в генезисе противоправного поведения раскрывается в
работах Л.М.Балабановой, Ю.М.Антоняна, В.В.Гульдана, Г.В.Морозова и др., влияние
пережитого насилия и психологических травм – в исследованиях Т.Б.Дмитриевой,
Е.И.Морозовой и др. Роль семейных факторов в формировании девиантного поведения
подростков анализируется Л.И.Аувэяртом, А.Е.Личко, А.А.Реаном, Э.Г.Эйдемиллером
и др.
В этой исследовательской парадигме логика предлагаемых превентивных,
реабилитационных и
преодолении, нейтрализации или снижении воздействия факторов, провоцирующих
преступное поведение. Но причин совершения преступлений, особенно молодыми
людьми, очень много, и они чаще всего имеют объективный и мало управляемый
характер, чтобы реально изменить ситуацию пропорционально затраченным на это
усилиям. Для этого нужна, по меньшей мере, коренная перестройка социальной
политики в отношении
подрастающего поколения и
ситуации социальной депривации и дефицита ресурсов существует феномен смены
привычных криминальных моделей поведения молодежи на социально одобряемые.
Это позволяет считать, что совершение преступлений предопределяется и запускается
одними факторами, а удержание от них - другими, что предполагает иной, позитивный,
ресурсный подход к изучению проблемы.
Изучение только генезиса
криминального поведения
исчерпывающего ответа на вопрос о факторах и мотивах, способствующих удержанию
от преступных действий, особенно у лиц, уже совершавших преступления и имевших
опыт лишения свободы. А ведь понимание именно механизмов декриминализации, на
наш взгляд, позволило бы найти «ключи доступа» к проблеме снижения рецидивной
преступности в криминально пораженной подростково-молодежной среде.
С середины 80-х годов в США и Европе наметилась вполне отчетливая
тенденция к изучению положительного опыта ресоциализации бывших преступников
(Gottfredson, M. & Hirschi, T., 1990; Sampson, R. J. & Laub, J. H.,1993; Spieß, G., 1986;
Kerner H., 2001; Stelly W., 2004 и др.). С конца 90-х годов и в нашей стране под
влиянием развивающихся институтов гражданского общества в фокусе внимания
исследователей оказались объективные факторы, связанные так или иначе с
процессами ресоциализации и реабилитации осужденных подростков и молодых
людей (Е.Г.Багреева, 2001; Н.Л. Денисов, 2006; А.С.Новоселова 2001; А.Л. Лихтарников
и Е.Н.Чеснокова, 2004; В.Р. Шмидт, 2007 и др.).
При разработке мер снижения рецидива криминального поведения у лиц, впервые
осужденных в несовершеннолетнем возрасте, на наш взгляд, необходимо исследование
установок личности на отказ
от преступного поведения и
изменению криминальных установок. Характер установок личности определяет то, как
усвоенный социальный опыт преломлен
личностью и конкретно
действиях и поступках, мотивах и намерениях. Поэтому в центре внимания
предлагаемого исследования находится субъективная представленность в сознании
судимых молодых людей выбора ими мотивов (или оснований) для изменения
привычных деструктивных/антисоциальных установок в потенциально
криминогенных ситуациях.
Одну из основных задач профилактики рецидива мы видим в том, чтобы
сформировать и закрепить у судимых молодых людей комплекс личностных и
социальных установок
просоциальной направленности,
возможностей, необходимых для нормального функционирования личности в
обществе, даже когда внешние ресурсы максимально ограничены. Решение этой
большой задачи, на наш взгляд, невозможно без выявления субъективных и
объективных факторов, влияющих
на намерение судимых в
возрасте избегать в дальнейшем противоправных способов решения своих жизненных
проблем. Выявление факторов торможения преступного поведения в подростково-
молодежной среде, и в частности, динамики криминальных установок как объекта
направленных превентивных воздействий и определяет актуальность данного
исследования.
Объект исследования.
Факторы, обеспечивающие или способствующие отказу от совершения
криминальных действий в потенциально криминогенных ситуациях.
Предмет исследования.
Динамика установок криминального поведения личности.
Цель исследования.
Изучение изменения содержания установок личности на отказ от повторных
преступлений в зависимости от изменения уголовно-правового статуса у лиц,
совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.
Задачи исследования.
1. Проанализировать современные научные представления о факторах,
способствующих возникновению и прекращению преступного поведения
несовершеннолетних.
2. Выявить степень потенциальной криминогенности (криминогенного риска)
ситуаций, имеющих для осужденных подростков и молодых людей с разным уголовно-
правовым статусом стрессогенное, фрустрирующее, уголовно-релевантное значение.
3. Проанализировать
действий в криминально-
представленности в сознании судимых молодых людей, а также связи выявленных
факторов с криминальными,
социальными и личностными
исследуемых групп.
4. Провести комплексное
исследование особенностей
мотивационной сферы: а) лиц, осужденных к условному наказанию; б) лиц,
находящихся в преддверии освобождения из воспитательных колоний, и в) лиц с
устойчивыми изменениями
поведения после отбывания
5. Проанализировать
социально-психологической реабилитации и, в частности, авторской модели тренинга,
формирующего мотивацию к изменению поведения для неоднократно судимых
подростков и молодежи.
Теоретико-методологическая основа.
Методологически исследование опирается на теории деятельности А.Н.Леонтьева
и С.Л.Рубинштейна, теорию развития и принципы культурно-исторического подхода
Л.С.Выготского, теорию установки Д.Н.Узнадзе, позиции историко-эволюционного
подхода (А.Г.Асмолов). Данное исследование находится в русле парадигмы смысловой
регуляции деятельности, которую представляют отечественные психологи (Б.С.
Братусь, Ф.Е.Василюк, Б.В.Зейгарник, В.А.Иванников, Д.А.Леонтьев). 6
Основные гипотезы исследования.
1. Различия уголовно-правового
статуса (опыта контакта с
системой) подростков и молодежи влияют на различия в выборе оснований и в
содержании установок на отказ от повторных преступных действий.
2. Динамика этих установок
проявляется в смене ценностей,
несовершеннолетние осужденные готовы в своей дальнейшей жизни отказаться от
повторных преступных действий.
3. Выбор ценностей, как
факторов удержания от
поведения, связан с особенностями содержания сознания, волевой сферы и личностных
черт у лиц, впервые осужденных в несовершеннолетнем возрасте.
4. Устойчивое социально-
освобождения из мест лишения свободы является следствием изменения установок
личности по отношению к соблюдению закона, перестройкой системы ценностей и
целей и включением в принципиально иную, социально одобряемую деятельность.
Методы исследования.
Выбор методов определен целью и задачами исследования. Помимо широко
применяемых классических методов психодиагностики, в исследовании использованы
авторские модификации проективных и полупроективных методик, анкетирование,
социологические методы.
1. Для изучения
фактологического контекста
Информация о работе Изменение установок противоправного поведения личности у несовершеннолетних