Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа
Цель: выявление некоторых особенностей мнестической деятельности (объем памяти), мыслительной деятельности (конкретность или обобщенность) методом патопсихологического эксперимента (ППЭ) студента 3го курса.
1. Введение…………...…………………………………………………………...3
2. Теоретическая глава………...…………………………………………………4
Особенности памяти как высшей психической функции…………………...4
Особенности мышления как высшей психической функции………….........9
3. Практическая глава……………………………………………………….....12
Обоснование последовательности предъявления методик………………...12
Описание методик…………………………………………………………….12
База исследования…………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………....13
Вывод………………………………………………………………………….14
4. Список литературы…………………………………………………………..15
5. Приложения…………………………………………………………………..16
Люди с преобладающей слуховой памятью предпочитают один раз услышать, чем сто раз увидеть. Если человек зрительного типа желает запомнить номер телефона, старается представить его написанным, а человек двигательного типа произносит его про себя или пишет в воздухе, то человек со слуховой памятью воспроизводит его звуковой рисунок, его интонационно-ритмический образ.
Эмоциональная память выражается в запоминании и воспроизведении чувств. Она является важным условием двигательного роста человека. Значения эмоциональной памяти в том, что она увеличивает богатство и разнообразие эмоциональной жизни. Источником чувств становится не только настоящие, но и прошлое.
Различают:
память. Как свидетельствуют сами
названия, эти два вида памяти
определяются временем
При этом в отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. Краткосрочная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (впервые же секунды после восприятия материала).
Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется “рабочая смесь” из материалов, поступающих как из кратковременной, так и из долговременной памяти. Пока этот материал функционирует, он остаётся в ведении оперативной памяти.
Критерии,
принятые за основания деления памяти
на виды (по характеру психической активности
– образная и словесно-логическая, по
характеру целей деятельности – произвольная
и непроизвольная, по продолжительности
закрепления и сохранения материала –
кратковременная, долговременная и оперативная),
связаны с различными сторонами человеческой
деятельности, выступающими в ней не порознь,
а в органическом единстве. [4]
Особенности мышления как высшей психической функции.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется и у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера.
Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. [5]
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получив результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный(членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого Времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в дознании самого мыслящего человекам Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а артистическое связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин “эгоцентрическое мышление”, оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принятия точки зрения другого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на “степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта”.
Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач [6].
По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным На разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при не достигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце. [7]
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.
Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.
От
осознания проблемы мысль переходит
к ее разрешению. Решение задачи
осуществляется разными способами. Есть
особые задачи (задачи наглядно-действенного
и сенсомоторного интеллекта), для решения
которых достаточно лишь по-новому соотнести
исходные данные и переосмыслить ситуацию
[8].
3. Практическая глава.
Обоснование последовательности методик.
В
начале идут методики «Десять слов» и
«Пиктограмма», потому что через час испытуемый
должен будет вспомнить то, что запоминал
и рисовал в этих методиках. Потом идет
самая объемная и требующая серьезных
усилий методика «Классификации», затем
методика «Толкование пословиц», которая
легче предыдущей, но также требует усилий.
Самой последней дается методика «Пересказ
коротких рассказов», потому что она занимает
меньше всего времени и не требует долгих
размышлений.
Методика «Десять слов»
Методика
используется для изучения непосредственного
кратковременного, долговременного, произвольного
и непроизвольного запоминания.
Обследуемому зачитывают десять слов,
подобранных так, чтобы между
ними было трудно установить какие-либо
смысловые отношения.
После зачитывания предлагается воспроизвести
слова в любом порядке. Затем слова зачитываются
повторно (5 раз). Нормальным считается
воспроизведение 10 слов после 4-5 повторений,
при тренированной памяти - после 2 повторений.
Через час испытуемому предлагается воспроизвести
эти слова в любом порядке.
Методика «Пиктограмма»
Методика
направлена на исследование особенностей
опосредованного запоминания, его
продуктивности, особенностей мыслительной
деятельности и включает в себя предъявление
испытуемому для запоминания 10 - 15 понятий,
которые он должен нарисовать так, чтобы
впоследствии по рисунку вспомнить заданные
понятия. Через 40-60 мин испытуемому предлагается
по рисункам воспроизвести заданные слова.
Методика «Классификации»
Методика
применяется для исследования процессов
обобщения и отвлечения, последовательности
суждений. Методика включает набор
карточек с названиями животных, растений
и предметов. Предлагается разложить
карточки на группы так, чтобы они содержали
однородные предметы и могли быть названы
обобщающим словом.
Методика «Трактование пословиц»
Методика
применяется для исследования мышления
больных. Выявляет понимание переносного
смысла, умение вычленить главную мысль
во фразе конкретного содержания, а также
дифференцированность, целенаправленность
суждений больных.
Методика «Пересказ коротких рассказов»
Методика
применяется для исследования понимания
и запоминания текстов, особенностей устной
и письменной речи испытуемых. Также методика
показывает абстрактность или конкретность
мышления.
Имя испытуемого: Федоровская Александра
Возраст: 19 лет Пол: женский
Образование:
Неоконченное высшее
Испытуемая была заинтересована в проведении исследования. Она легко шла на контакт, проявляла доброжелательность и хорошее расположение к экспериментатору. Испытуемая с серьезностью подошла к выполнению методик, всегда понимала инструкции, на слова экспериментатора отвечала кивками. Во время исследования иногда задавала вопросы («А у других это задание получалось?» «Я правильно делаю?»).
Во время всего исследования испытуемая вела себя спокойно, речь была ровная и сдержанная. В методике «Классификации» испытуемая легко принимала помощь экспериментатора. В методике «Толкование метафор и пословиц» испытуемая давала четкие и лаконичные ответы, не вдавалась в подробности, подолгу не размышляла.
Объем
кратковременной и
Процесс
опосредованного запоминания