Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 04:47, курсовая работа
Цель: выявление некоторых особенностей мнестической деятельности (объем памяти), мыслительной деятельности (конкретность или обобщенность) методом патопсихологического эксперимента (ППЭ) студента 3го курса.
1. Введение…………...…………………………………………………………...3
2. Теоретическая глава………...…………………………………………………4
Особенности памяти как высшей психической функции…………………...4
Особенности мышления как высшей психической функции………….........9
3. Практическая глава……………………………………………………….....12
Обоснование последовательности предъявления методик………………...12
Описание методик…………………………………………………………….12
База исследования…………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………....13
Вывод………………………………………………………………………….14
4. Список литературы…………………………………………………………..15
5. Приложения…………………………………………………………………..16
Московский
Государственный
Университет Экономики
Статистики и Информатики
Институт
Права и Гуманитарного
Образования
Психологический
факультет
Курсовая работа по Общему Психологическому Практикуму на тему:
«Исследование
качественных особенностей
мнестической и мыслительной
деятельности методом
патопсихологического
исследования»
Выполнил:
Студент 3 курса
группы ДГП-301
Казакова Александра Юрьевна
Научный руководитель:
Суполкина
Наталья Сергеевна
Москва
2008
г.
Содержание:
1.
Введение…………...………………………………………
2. Теоретическая глава………...…………………………………………………
3. Практическая глава………………………………………………………....
4.
Список литературы……………………………………………………
5.
Приложения……………………………………………………
1.Введение.
Цель: выявление некоторых особенностей мнестической деятельности (объем памяти), мыслительной деятельности (конкретность или обобщенность) методом патопсихологического эксперимента (ППЭ) студента 3го курса.
Объект: познавательная деятельность (мнестическая (объем памяти), мыслительная деятельность (конкретность или обобщенность)).
Предмет: объем памяти и конкретность или обобщенность мышления.
Гипотеза: в норме, у здорового, взрослого человека объем памяти составляет 5-9 единиц, а также преобладает абстрактный (обобщенный) уровень мышления.
.
Особенности памяти как высшей психической функции.
Память это одна из форм отражения реального мира. При этом в отличие от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, что уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества.
Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности.
Память – процессы запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. Также к процессам памяти относятся узнавание и забывание [1, 277]. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.
Память – важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов.
Физиологической основой памяти является образование временных нервных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей.
Характеристика процессов памяти.
Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Процессы памяти не представляют собой чего-либо изолированного от всей личности человека, от всей его психической жизни в целом, от его деятельности. Они в существенном мире определяются особенностями его жизни и деятельности, общественно-историческими условиями. Процессы памяти неразрывно связаны со всеми другими процессами отражения реального мира, в том числе и с процессами мышления. Человеческая память – это сознательная, осмысленная память.
Запоминание – это закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.
С точки зрения физиологии это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. Запоминание – необходимое условие получения индивидом новых знаний, форм поведения, оно всегда избирательно. В соответствии с целями деятельности различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Человек при этом не ставит цели запомнить, не затрачивает волевых усилий.
Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемических действий. Человек ставит перед собой цель – запомнить, т.е. затрачивает волевые усилия.
Запоминание определяет полноту и прочность восприятия материала, длительность его сохранения. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, протекает ли оно в форме непроизвольного или произвольного процесса.
Наиболее
простой формой является узнавание,
осуществляемое в условиях повторного
восприятия объектов закрепившихся
ранее в памяти. Более сложным
является воспроизведение таких
объектов прошлого опыта, которые в
данный момент не воспринимаются нами
[2, 56].
Факторы, влияющие на запоминание.
Можно выделить несколько факторов влияющих на запоминание. Это, во-первых, особенности самого материала, подлежащего запоминанию: чем более осмысленной и значимой для субъекта является информация, тем лучше она запоминается. Поскольку не существует двух индивидуумов, деятельность которых была бы во всём тождественна, имеет свои особенности. Это означает, что один и тот же запоминаемый элемент для каждого человека имеет свой смысл и значение. Важную роль играет повторение, позволяющее увеличивать время обработки поступающего в память материала.
Сохранение – одна из традиционно выделяемых составляющих целостного акта памяти. Под сохранением понимается способность удерживать материал в течение более или менее длительного времени, вплоть до момента его актуализации при вспоминании.
Сохранение тесно связано с забыванием. По сути дела, это две стороны единого процесса (например, при неполном сохранении говорят о частичном забывании, и наоборот). Поэтому факты, закономерности и гипотезы, привлекаемые для характеристики забывания, с полным правом могут быть отнесены и к сохранению.
Возможны две точки зрения на сохранение. Первая рассматривает сохранение как достаточно пассивный процесс хранения следа впечатлений. Вторая трактует сохранения более широко – как сложный, динамический и активный процесс, включающий в себя наряду с собственно хранением многообразные операции по переработки материала: его классификацию, систематизацию, обобщение и тому подобное.
Забывание - процесс, приводящий к утрате чёткости и уменьшению объёма закреплённого в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта.
Забывается, как правило, то, что не приобрело, или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности.
Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей, хотя содержательный зрительный или вербальный материал забывается более медленно, чем, например, последовательности цифр или бессмысленности слогов. Наличие интереса к запоминаемому материалу ведёт к более длительному его сохранению. Материал, связанный потребностями, с целями действий человека, забывается медленнее, а многое из того, что имеет для данного субъекта особое значение, не забывается совсем. Забывание не сводится только к количественному уменьшению объёма заученного материла, наиболее полно и прочно сохраняется основное содержание материала; в связи с этим сохраняемый в памяти материал приобретает со временем всё более обобщённый, схематичный характер.
Воспроизведение
– один из процессов памяти, при
котором актуализируются
В отличие от узнавания, воспроизведение осуществляется в отсутствие объектов, вызвавших, когда то соответствующие следы в памяти. Различается воспроизведение:
В первом случае происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определённых следов памяти. При непроизвольном – прошлые впечатления вспоминаются без определённой задачи на актуализацию.
Существенной особенностью воспроизведения является его избирательный характер.
Особенно чёткой избирательностью характеризуется произвольное воспроизведение. В зависимости от задачи человек не только определят то, что нужно воспринимать, но и стремиться воспроизвести требуемое более полно или, наоборот, выборочно, в прежней или иной последовательности.
В
младшем школьном возрасте воспроизведение
представляет большие трудности в связи
с тем, что он требует умение ставить цель,
активизировать мышление к этому учащиеся
к этому приходят постепенно [3].
Виды и типы памяти.
Чтобы охарактеризовать память человека, недостаточно сказать, что она хорошая или плохая. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохих относительно других. Существуют бесчисленные оттенки различий памяти. Хотя у большинства людей типы памяти перемешаны, всё же у многих людей один тип главенствует, что отличает классификацию.
Различают два основных типа памяти:
- образную
- словесно-логическую.
К образной памяти относится: зрительная, слуховая, двигательная. Сюда же примыкает и особая память на чувства, переживания – эмоциональная память. В чистом виде они встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо - двигательный.
Двигательная память выражается в запоминании и воспроизведении движений, она является основой выработки двигательных навыков(езда на велосипеде, плавание и так далее). На её основе формируются все навыки, начиная с простейших, в последующем работа двигательной памяти не “отменяется”, но становится более сложной.