Использование теорий личности в практике воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования контрольной работы: рассмотреть основные положения некоторых психологических теорий личности и их использование в практике воспитания.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Описать различные направления теории личности в психологической науке;
2. Обозначить практическое применение полученных сведений в воспитании.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……...……3
1. Психологические теории личности………………………………….……...5
1.1. Психодинамическая теория личности…………………...……………..5
1.2. Аналитическая теория личности……………………………….……….7
1.3. Гуманистическая теория личности………………………………..……9
1.4. Когнитивная теория личности…………………………………………11
1.5. Поведенческая теория личности………………………………………12
1.6. Деятельностная теория личности……………………………………...14
1.7. Диспозициональная теория личности……………………..…………..16
2. Использование теорий личности в практике воспитания……..………….19
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список………

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…………………………………………………………….……...……3

1. Психологические  теории личности………………………………….……...5

    1.1. Психодинамическая теория личности…………………...……………..5

    1.2. Аналитическая теория личности……………………………….……….7

    1.3. Гуманистическая теория личности………………………………..……9

    1.4. Когнитивная теория личности…………………………………………11

   1.5. Поведенческая теория личности………………………………………12

    1.6. Деятельностная теория личности……………………………………...14

   1.7. Диспозициональная теория личности……………………..…………..16

2. Использование  теорий личности в практике  воспитания……..………….19

Заключение……………………………………………………………………..25

Библиографический список…………………………………………...………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  темы данной работы определяется тем, что в психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. В современном мире личности уделяется большое внимание и в практике воспитания, что отражает общую цель последнего - это ожидаемые изменения в человеке под воздействием воспитательных действий, которые аккумулируют гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.

    В последнее время растет интерес  к вопросам человеческого поведения  и поискам смысла человеческого  существования. Руководители изучают  как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим учащимся.

    В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Поэтому можно предположить следующее определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

    Выделяют  психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности. Разнообразие теорий личности в психологической науке определяет и множество взглядов на определение личности, ее функционирование и структуру.

    Личность  человека формируется и развивается  под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных  и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

    Воспитание в психологии и педагогике рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В практике воспитания очень важно знать теории личности, так как они позволяют раскрыть отношения к миру объекта воспитания и сформировать правильное направление воспитания.

    Объект  исследования: психологические теории личности.

    Предмет исследования: основные положения каждой из исследуемых психологических теорий личности.

    Цель  исследования контрольной работы: рассмотреть основные положения некоторых психологических теорий личности и их использование в практике воспитания.

    Данная  цель достигается посредством решения  следующих задач:

  1. Описать различные направления теории личности в психологической науке;

    2. Обозначить практическое применение полученных сведений в воспитании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Психологические  теории личности

1.1. Психодинамическая  теория личности

    «Основоположником психодинамической теории личности является австрийский ученый Зигмунд Фрейд. По его мнению, источником развития личности являются биологические факторы, биологическая энергия - либидо (от лат. - влечение). Эта энергия направлена и на продолжение рода (сексуальное влечение) и на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основу часть либидо, человеком не осознается.

    Фрейд утверждал, что личность не обладает свободой воли. Поведение человека детерминировано сексуальными и  агрессивными мотивами. Человек находится  в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только обмолвки, сновидения могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

    Основные  психологические свойства отдельных  «элементов» личности называют чертами характера. Они формируются у человека в раннем детстве.

    На  первой, «оральной» фазе развития (от рождения до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как недоверие, сверхнезависимость и сверхзависимость, и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. На второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера - жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение родителей к обучению ребенка к туалетным навыкам может привести к формированию непунктуальной, щедрой личности.

    На  третьем, «фаллическом» этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «комплекса Эдипа» у мальчиков и «комплекса Электры» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположенному полу (к матери). Отсюда - агрессивный характер, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов. Комплекс Электры (тяга к отцу) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

    Фрейд выделяет три концептуальных блока, или инстанции личности:

    Ид («оно») - главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия;

    Эго («я») - совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих все наши знания о реальном мире; эго функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго;

    Суперэго («сверх – я») - структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.

    Ид, эго и суперэго находятся в  борьбе за психологическую энергию  из-за ограниченного объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности личность вырабатывает «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Они являются целостными свойствами личности. Некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (личность приписывает неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации)»1.

    Таким образом, в рамках психодинамической  теории личности есть система сексуальных  и агрессивных мотивов, с одной  стороны, и защитных механизмов - с  другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное  соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

1.2. Аналитическая теория  личности

    «Представителем аналитической теории личности является швейцарский исследователь К. Юнг. Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, религии. Смысл жизни человека наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

    По  мнению Юнга, личность формируется  в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность врожденных архетипов. Поведение человека подчинено коллективному бессознательному. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

    Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также называют чертами характера. Например, свойства архетипа «персона» (маска) - это наши психологические характеристики, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) - быть мужественным, твердым, смелым; свойства архетипа «анима» (душа) - нежность, мягкость, заботливость.

    В данной модели выделяют три основных базовых блока личности:

    Коллективное  бессознательное - основная структура  личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

    Индивидуальное  бессознательное - совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек свою психическую энергию тратит на деятельность, связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

    Индивидуальное  сознательное - структура, включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем сознательную деятельность.

    Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа – «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» координирует все структуры психики человека в единое целое и создает неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа такой интеграции: экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект); интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

    В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень из выраженности может быть совершенно различной»2.

    Согласно  аналитической теории, личность - это  совокупность врожденных и реализованных  архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие  соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной и интравертированной установок личности. 

1.3. Гуманистическая  теория личности

    «В гуманистической теории личности выделяется два направления. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу.

    Главным источником развития личности представители  гуманистической психологии считают  врожденные тенденции к самоактуализации. Согласно Роджерсу, в психике человека существует две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» - механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я».

Информация о работе Использование теорий личности в практике воспитания