Использование теорий личности в практике воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования контрольной работы: рассмотреть основные положения некоторых психологических теорий личности и их использование в практике воспитания.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Описать различные направления теории личности в психологической науке;
2. Обозначить практическое применение полученных сведений в воспитании.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……...……3
1. Психологические теории личности………………………………….……...5
1.1. Психодинамическая теория личности…………………...……………..5
1.2. Аналитическая теория личности……………………………….……….7
1.3. Гуманистическая теория личности………………………………..……9
1.4. Когнитивная теория личности…………………………………………11
1.5. Поведенческая теория личности………………………………………12
1.6. Деятельностная теория личности……………………………………...14
1.7. Диспозициональная теория личности……………………..…………..16
2. Использование теорий личности в практике воспитания……..………….19
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список………

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

    Самоконтроль - это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью  самой себя. Данный блок осуществляет контроль над остальными блоками: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д.

    Все блоки личности образуют целостные  свойства. Эти свойства связаны с  целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной»6.

    Таким образом, в рамках деятельностного  подхода личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это иерархия отдельных свойств, блоков и целостных свойств личности.

1.7. Диспозициональная  теория личности

    «Диспозициональная (от англ. disposition - предрасположенность) теория имеет три направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное - формально-динамическое.

    Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают влияния со стороны генетики, другие - со стороны среды.

    «Жесткое» направление пытается установить строгое соответствие между биологическими структурами человека: свойствами телосложения, нервной системой и мозгом и личностными свойствами. При этом утверждается, что жесткие биологические структуры, и связанные с ними личностные образования зависят от общих генетических факторов. Так, немецкий исследователь Э. Кречмер установил связь между телесной конституцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.

    Например, люди астенического телосложения (худые, с длинными конечностями, впалой грудью) чаще, чем представители других типов  телосложения, обладают «шизоидным» характером (замкнуты) и заболевают шизофренией. Лица пикнического телосложения (обильное жироотложение, выпуклый живот) чаще, чем другие люди, обладают «циклотимическим» характером (резкие перепады настроения - от возвышенного до печального) и чаще заболевают маниакально-депрессивным психозом.

    Английский исследователь Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность) обусловлена функционированием особой структуры мозга - ретикулярной формации. У интровертов последняя обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, - им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т.д.) потому, что у них пониженный тонус коры.

    «Мягкое» направление диспозициальной теории личности утверждает, что личностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, но неизвестно от каких именно и насколько.

    Среди исследователей данного направления  известен Г. Оллпорт - основоположник теории черт. Черта - это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который разговорчив и дома, и на работе, можно сказать, что у него выражена общительность. Постоянство черты обусловлено определенным набором психофизиологических характеристик человека.

    Оллпорт выделял у человека и надличностную структуру - проприум. В него входят высшие цели, смыслы, моральные установки человека. В развитии проприума основную роль Оллпорт отводил обществу.

    Формально-динамическое направление представлено работами отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Особенностью данного направления является утверждение, что в личности человека существуют два аспекта личностных свойств - формально-динамический и содержательный. Содержательные свойства личности являются продуктом воспитания, научения, деятельности и охватывают знания, умения, навыки, интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т.д.

    По  мнению диспозиционалистов, личность развивается в течение всей жизни. Но ранние годы жизни, включая период полового созревания, рассматриваются как наиболее важные.

    Целостность поведения человека характеризуется  через проприум. Человек с развитым проприумом называется зрелой личностью. Зрелая личность обладает свойствами: имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя со стороны; способна к теплым, дружеским отношениям; имеет положительное представление о самой себе, способна терпимо относиться к раздражающим ее явлениям, а также к собственным недостаткам; адекватно воспринимает действительность, обладает квалификацией в своей сфере деятельности, имеет четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях»7.

    Таким образом, в рамках диспозиционального подхода личность - это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных проприума.  
 
 
 

2. Использование теорий  личности в практике  воспитания

    «Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. Научным обоснованием воспитания, кроме психологии, занимаются философия, социология и педагогика. Но без психологии основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений.

    Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни  в обществе.

    Воспитание  рассматривалось и в различных  теориях личности, некоторые из которых применяются в практике воспитания.

    Психодинамическая теория личности З.Фрейда, показав стадии развития ребенка установила, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают. Многие аналитики стали наблюдать своих детей и находить подтверждение всем отмеченным 3. Фрейдом особенностям детского развития.

    В этом направлении в 20-30-е годы аналитики педагогического факультета Венского психоаналитического института готовил воспитательниц детских садов и учителей. Некоторые из них (например, О. Ранк, Г. Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для  Г. Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

    По мнению М. Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета. Рациональный анализ, проводимый начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.

    Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в рамках психодинамического подхода  выделяются следующие: как можно  меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком»8.

    «К.Г. Юнг, представитель аналитической теории личности дал в своём учении развернутое представление о движущих силах развития психики, о роли человеческой истории, что позволяет рассматривать методы воспитания как инструменты для проникновения в культуру, историю и цивилизацию и там находить мотивы нравственного совершенствования. Его исследование экстравертированного и интровертированного психологических типов позволяет понять и измерить выраженность той или иной черты характера, особенности познавательной и эмоциональной сфер личности студента в целях организации психологически обоснованного педагогического процесса.

    Юнг одним из первых приходит к мысли  о том, что для понимания личности необходимо выйти за пределы формул естествознания. Личность в можно  понять только через рассмотрения её социокультурного окружения, через процессы культуры, духовной истории человечества. Поэтому для педагога нужны не только образовательные теории, а вся история человеческой культуры.

    Он  подверг сомнению сложившееся представление о том, что формы познания каждого человека являются результатом жизненного усвоения коллективного опыта. Это актуализировало проблему индивидуализации обучения и воспитания. Альтернативой массовым политическим, национальным психозам он видел развитие индивидуальности.

    На основе психологической типологии Юнга образовалась соционика — теория, изучающая информационный обмен человека с окружающим миром. Эта теория применяется в педагогике при подборе групп и организации обучения, воспитания, тренингов. Ведётся внедрение соционики в воспитание детей. Некоторые родители руководствуются знаниями по соционике»9.

    «Гуманистическая педагогика возникла в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. в США и выступила воплощением идей гуманистической теории личности. В центре внимания — уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.

    В рамках данного подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей - в центрах помощи родителям»10.

    «Когнитивное направление в теории личности Дж. Келли (в начале XX века) придает большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Теория конструкта Келли сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Для понимания роли когнитивного развития в современном образовании и воспитании актуальна модель личности Келли, основанная на образе человека как исследователя. Эта модель помогает увидеть, что человек в своей жизни действует как ученый.

    Данное  направление предполагает воспитание человека как личности с учетом его  когнитивной природы, на основе инноваций, позволяющих открыть и использовать на благо общества и самого индивида его духовный потенциал. Сущность данной концепции воспитания сводится к самоутверждению личности, что усиливает индивидуалистическую направленность воспитания с признанием полного произвола в поступках и оценках личности.

    Воспитание может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому цель воспитания, научить ребенка жить, т. е. приспосабливаться к окружающей среде, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное окружение в соответствии с субъективно понимаемой пользой. В таком поведении личности сторонники когнитивной теории видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей. Несмотря на критику, когнитивное направление остается ведущим направлением американской педагогики, получает все более широкое распространение в других странах западного мира.

    В России и на Западе в целях когнитивного воспитания используется когнитивное развитие ребенка - процесс, направленный на получение основных знаний о том, как устроен мир. Когнитивное развитие ребенка не значит просто забить его голову большим количеством полезной информации, но и помочь ему развить память, навыки общения. В целях когнитивного воспитания используется как прямое обучение, так и игры. При этом необходимо позволить изучать ребенку то, что ему самому интересно»11.

Информация о работе Использование теорий личности в практике воспитания