Использование теорий личности в практике воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования контрольной работы: рассмотреть основные положения некоторых психологических теорий личности и их использование в практике воспитания.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
Описать различные направления теории личности в психологической науке;
2. Обозначить практическое применение полученных сведений в воспитании.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……...……3
1. Психологические теории личности………………………………….……...5
1.1. Психодинамическая теория личности…………………...……………..5
1.2. Аналитическая теория личности……………………………….……….7
1.3. Гуманистическая теория личности………………………………..……9
1.4. Когнитивная теория личности…………………………………………11
1.5. Поведенческая теория личности………………………………………12
1.6. Деятельностная теория личности……………………………………...14
1.7. Диспозициональная теория личности……………………..…………..16
2. Использование теорий личности в практике воспитания……..………….19
Заключение……………………………………………………………………..25
Библиографический список………

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

    Цель  жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать  врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», который использует все свои способности и таланты.

    По Маслоу, существует пять уровней мотивации: физиологические (потребности в еде, сне); потребности в безопасности (потребности в квартире, работе); потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке; уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции); потребность в самоактулизации (потребности в творчестве, красоте и т.д.).

    Потребности первых двух уровней относятся к дефицитарным, третий уровень потребностей считается промежуточным, на четвертом и пятом уровне находятся ростовые потребности.

    Маслоу  сформулировал закон поступательного  развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается  поступательно; движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены потребности высшего уровня. Человек, достигший пятого уровня называется «психологически здоровой личностью».

    Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смысл жизни. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим восприятием. Внутренний мир человека доступен только ему самому.

    В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают: «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний; «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.

    При рождении обе подструктуры структуры «Я» полностью совпадают, и поэтому человек изначально добр и счастлив. В последствии благодаря взаимодействию с окружающей средой, расхождений между «реальным Я» и «идеальным Я» могут приводить к искаженному восприятию реальности, могут возникнут психологические проблемы.

    Студенты  с высокой самооценкой в случае неудачи (например, провал на экзамене) пытаются установить контакт с преподавателем и пересдать предмет еще раз. При повторных попытках их показатели только улучшаются. Студенты же с низким уровнем самооценки отказываются от дальнейших попыток пересдать экзамен, преувеличивают свои трудности, избегают ситуаций, где они могли бы проявить себя.

    Целостность личности - качество «полностью функционирующей личности». Целостная личность стремится к установлению психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию своих скрытых эмоций; четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы оно хотело быть («идеальное Я»); открыто к новому опыту и принимает жизнь такой, какая она есть; пытается понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами»3.

    Таким образом, в рамках гуманистического подхода личность - это внутренний мир человеческого «Я», как результат самоактуализации, структура личности - это соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребности в самоактуализации.

1.4. Когнитивная теория  личности

    «Основоположником когнитивной теории личности является американский психолог Дж. Келли.

    Главным источником развития личности, согласно Келли, является социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт». Это понятие включает в себя все познавательные процессы (восприятие, память, мышление, речь). Благодаря конструктам человек и познает, и устанавливает межличностные отношения. Конструкт - это своеобразный шаблон нашего восприятия других людей и себя.

    С точки зрения Келли, каждый из нас  строит и проверяет гипотезы, решает проблему, является ли данный человек  спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т.д., пользуясь соответствующими конструктами. Каждый конструкт имеет «дихотомию». Человек выбирает тот полюс, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Конструктная система находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т.е. личность развивается в течение всей жизни.

    Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе ограничения. Но он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

    Основным  концептуальным элементом является личностный «конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на 2 уровня (блока): блок «ядерных» конструктов, которые находятся на вершине конструктной системы, т.е. в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек часто пользуется при взаимодействии с другими людьми; блок периферических конструктов - это все остальные конструкты.

    Целостные свойства личности выступают как  результат совместного функционирования обоих блоков. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

    Когнитивно  сложная личность, по сравнению с  когнитивно простой, отличается следующими характеристиками: имеет лучшее психическое здоровье; лучше справляется со стрессом; имеет более высокий уровень самооценки; более адаптивна к новым ситуациям»4.

    Согласно  когнитивной теории, личность - это  система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуальная иерархия конструктов.

1.5. Поведенческая теория  личности

    «Существует два направления в поведенческой теории личности - рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

    Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания, научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других - нет.

    Согласно поведенческой теории, человек полностью лишен свободы воли. Наше поведение детермированно внешними обстоятельствами. Мы ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления давно автоматизированы. Наше поведение и есть личность.

    Свойства  личности и требования социального  окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной  семье и вас поощряли за доброту  и спокойствие, то вы будете иметь  свойства доброго и спокойного человека, а если вы грустны и печальны, или отличаетесь ранимостью, то это не ваша вина; вы - продукт общества, воспитания.

    Поведенческая модель выделяет три основных концептуальных блока личности. Основной блок - самоэффективность, которая является когнитивным конструктом  «могу - не могу». Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешностью усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «могу», то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «не могу», - то он отказывается от выполнения этого действия или от его усвоения.

    По  мнению Бандуры, существует четыре условия, которые определяют формирование у  человека уверенности в том, что  он может, а чего не может сделать: прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то сейчас смогу; самоинструкция; например, «я могу это сделать!»; повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь); подражание поведению других людей (просмотр кинофильмов, чтение книг и т.д.); например, «если другие могут, то и я смогу!».

    Роттер  выделяет 2 блока личности - субъективную значимость (структура, оценивающая  предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием  получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки образуют поведенческий потенциал.

    Целостность свойств личности проявляется в  единстве действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые  не видят связи между своим  поведением и их результатами, по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальный локус контроля. «Экстерналы» - это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интернальный «локус контроля». «Интерналы» - это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна»5.

    Таким образом, в рамках данного подхода, личность - это система социальных навыков и условных рефлексов, с  одной стороны, и система внутренних факторов, самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой.

1.6. Деятельностная теория  личности

    «Среди исследователей, внесших наибольший вклад в развитие данной теории, следует назвать С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского.

    В этом подходе отрицается биологическое и психологическое наследование личных свойств. Главным источником развития личности является деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом). Сформированная личность становится звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека.

    Представители деятельностного подхода считают, что личность развивается в течение  всей жизни в той мере, в какой  человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность.

    В личности основное место занимает сознание, которое формируется в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности зависит от ее деятельности, от общественных отношений.

    В деятельностном подходе популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.

    Способности - индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т.д.) способности. Одна из способностей является ведущей, другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.

    Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности о действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество, которые обеспечивают стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия - отсутствие воли), аморально-абулический.

    Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и усилия направляет на удовлетворение собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, но, будучи безвольными совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.

Информация о работе Использование теорий личности в практике воспитания