Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:11, контрольная работа
В работе необходимо рассмотреть способы урегулирования внутриличностных конфликтов. В рамках темы данного исследования рассмотрим возможность разрешения внутриличностного конфликта посредством механизмов психологической защиты.
Итак, цель работы – проанализировать роль механизмов психологической защиты в процессе урегулирования внутриличностных конфликтов.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и характеристика внутриличностных конфликтов в психолого-педагогической литературе………………………………………….4
2. Роль механизмов психологической защиты в урегулировании внутриличностного конфликта…………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….15
Вытеснение («не помни об этом»). З. Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит подавление) главным способом защиты инфантильного «Я», неспособного сопротивляться соблазну17. Механизм вытеснения проявляется, например, в том, что в ситуации стресса человек может вообразить, что он находится на берегу моря, тем самым личность положительным самоощущением стремится вытеснить негативное самочувствие от той ситуации, в которой он находится.
Иначе говоря, вытеснение представляет собой механизм защиты, с помощью которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, переходят в состояние бессознательного18. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты.
Изоляция («не чувствуй это») представляет собой такой психологический механизм защиты, при котором человек способен вспоминать о негативных переживаниях, которые он чувствовал в прошлом, спокойно19.
Интроекция («не знай, откуда это») — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны. Этот механизм по своей специфике является противоположностью механизма проекции.
Интеллектуализация («переосмысли это»). Этот психологический механизм особенно актуален в подростковом возрасте20. В рамках данного психологического механизма предполагается произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией.
Сублимация («трансформируй это») предполагает удовлетворение социально-недобряемого чувства посредством социально-одобряемого действия.
Компенсация («приобрети это») относится к наиболее поздно сформировавшимся психологическим механизмам защиты личнотси— онтогенетически самый поздний и сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности.
Идентификация («будь как это, чтобы не потерять его») — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой21.
Таким образом, все выше перечисленные психологические механизмы способны помочь человеку контролировать свое собственное эмоциональное состояние. При этом каждый человек индивидуально для себя выбирает тот или иной механизм защиты, какой удобен ему. Но при этом механизмы психологической защиты могут быть изменены в зависимости от изменяющихся условий жизнедеятельности данной конкретной личности.
Заключение
Внутриличностные конфликты разыгрываются во внутреннем мире человека, и с ними каждый из нас сталкивается постоянно. Конструктивные внутриличностные конфликты способствуют развитию личности. Однако деструктивные несут серьезную опасность для личности – от тяжких переживаний, вызывающих дистрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому каждому полезно понять сущность внутриличностных конфликтов, причины и способы их разрешения. Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении, одной из основных является специфичность конфликта. В качестве таковых выступают различные стороны личности, или личностные тенденции индивида; скрытость.
Внутриличностный конфликт скрыт от окружающих, а часто и от самого индивида, поскольку многие личностные тенденции не осознаются им. Индивид может скрывать свое состояние конфликта под кажущейся невозможностью или активной деятельностью. Эмоциональная сторона такого рода конфликта представлена психоэмоциональным напряжением, специфичностью форм протекания. Внутриличностный конфликт может протекать в форме тяжелых переживаний.
Он сопровождается страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.
Как было выявлено в ходе исследования, внутриличностный конфликт нуждается в разрешении. При этом особенности данного процесса обусловлено многими факторами, такими, как возраст человека, его пол, жизненные ориентиры, жизненный опыт, темперамент и многие другие особенности. Но при этом существуют общие механизмы психологической защиты личности, которые человек способен активизировать в целях урегулирования внутриличностного конфликта. В противном случае, человеку будет нужна психологическая помощь, так как самостоятельно из состояния стресса или кризиса он выйти не способен.
Итак, в ходе исследования были представлена характеристика и роль следующих психологических механизмов защиты, которые способны разрешить внутриличностный конфликт личности: отрицание, проекция, регрессия, замещение, вытеснение, изоляция, интеллектуализация и другие механизмы.
Все перечисленные в работе психологические механизмы способны помочь личности в разрешении внутриличностного конфликта. При этом возможно сочетание тех или иных психологических механизмов, а также подмена одного механизма на другой.
Список использованной литературы
1 Анцупов А.Я. Шепилов А.И. Конфликтология: Эксмо, 2009. – С. 177
2 Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. и гуманитар.-соц. специальностям / [В. П. Ратников [и др.] ; под ред. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 155-156
3 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - изд. 2-е. - М., Высшее образование, 2008. – С. 87-88
4 Светлов В. А. Конфликтология : учеб. пособие / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. – С. 126-127
5 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2007. – С. 112
6 Светлов В. А. Конфликтология : учеб. пособие / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. – С. 135
7 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - изд. 2-е. - М., Высшее образование, 2008. – С. 93-94
8 Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. и гуманитар.-соц. специальностям / [В. П. Ратников [и др.] ; под ред. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 187-188
9 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2007. – С. 116-117
10 Анцупов А.Я. Шепилов А.И. Конфликтология: Эксмо, 2009. – С. 190
11 Светлов В. А. Конфликтология : учеб. пособие / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. – С. 170
12 Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. и гуманитар.-соц. специальностям / [В. П. Ратников [и др.] ; под ред. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 233-234
13 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - изд. 2-е. - М., Высшее образование, 2008. – С. 135-136
14 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2007. – С. 135
15 Светлов В. А. Конфликтология : учеб. пособие / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. – С. 180
16 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - изд. 2-е. - М., Высшее образование, 2008. – С. 143-144
17 Анцупов А.Я. Шепилов А.И. Конфликтология: Эксмо, 2009. – С. 250
18 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2007. – С. 141-142
19 Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. и гуманитар.-соц. специальностям / [В. П. Ратников [и др.] ; под ред. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 263-264
20 Светлов В. А. Конфликтология : учеб. пособие / В. А. Светлов, В. А. Семенов. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. – С. 185
21 Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник для ВУЗов. - изд. 2-е. - М., Высшее образование, 2008. – С. 179-180