Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа
Проблема конфликта и защиты от него является одной из актуальнейших проблемой современного времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
В своей работе я рассмотрела природу конфликта, структуру, динамику, стили поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов.
Цель работы – выявить наиболее оптимальные пути решения конфликтов.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I. Сущность и природа конфликта…………………………………… 4
1.1 Понятие конфликта………………………………………………………………….4
1.2 Виды конфликта……………………………………………………………………..6
1.3 Функции конфликта………………………………………………………………... 7
Глава II. Стратегии конфликтного взаимодействия……………………… . 9
2.1 Процесс развития конфликта………………………………………………………. 9
2.2 Действия в условиях конфликта…………………………………………………….12
2.3 Методы управления конфликтом………………………………………………….. 13
Глава III. Решение конфликта путем переговоров………………………... 17
3.1 Стадии переговоров………………………………………………………………….17
3.2 Выработка взаимовыгодных решений…………………………………………….. 19
Заключение………………………………………………………………….. 21
Литература……………………
Московский
Государственный Университет
Кафедра "Психология, социология, государственное и муниципальное управление"
Курсовая работа
На тему:
"Переговорный процесс как способ разрешения конфликта"
Сдала:
Студентка группы ГСЛ - 311
Заруденская Анастасия Юрьевна
Проверил:
Доцент, кандидат социологических наук
Селезнёв Игорь Александрович
Москва 2011
Введение…………………………………………………………
Глава I. Сущность и природа конфликта…………………………………… 4
1.1 Понятие
конфликта………………………………………………………
1.2 Виды
конфликта………………………………………………………
1.3 Функции
конфликта………………………………………………………
Глава II. Стратегии конфликтного взаимодействия……………………… . 9
2.1
Процесс развития конфликта…………
2.2
Действия в условиях конфликта…
2.3
Методы управления конфликтом……
Глава III. Решение конфликта путем переговоров………………………... 17
3.1
Стадии переговоров………………………………
3.2 Выработка взаимовыгодных решений…………………………………………….. 19
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древних времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о обществе где не существует конфликтов. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.
Проблема конфликта и защиты от него является одной из актуальнейших проблемой современного времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
В своей работе я рассмотрела природу конфликта, структуру, динамику, стили поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов.
Цель работы – выявить наиболее оптимальные пути решения конфликтов.
Предметом исследования моей работы является переговорный процесс как метод разрешения конфликта.
Объект рассмотрения – человек как участник переговоров.
Под понятием конфликт (от лат conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями. 1
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Да и сам конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликт - предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.
В
основе конфликта лежат субъектино-
Cоциальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам. Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с масштабными, историческими изменениями.
Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда равны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Косвенные участники представляют собой определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.
В
социологии конфликта часто используется
понятие «сторона конфликта», предполагающее
включение как прямых, так и
косвенных участников конфликта. Иногда
косвенных участников называют третьей
стороной или третьим участником.
Субъекты и участники социального
конфликта могут иметь
Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказать значительное влияние на положение того или иного субъекта и участника в реальном конфликте.
Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника. Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной. 2
Окружающая
среда — один из элементов в
структуре социального
Одним
из непременных элементов
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Участники и субъекты конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству.
Манипуляция объектом способна принести значительную выгоду одной стороне и существенно усложнить жизнь другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознаёт реальные мотивы противоборства.
Выявление
основного объекта —
Мотивация определяет процесс, который психологи называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид хотел бы в данной ситуации достичь.
Бывает, что человек формирует реально недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты. Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а другая — отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.
Если у двух людей их представления о какой-либо ситуации вступают в противоречие, и возникают разногласия по поводу каких-то важных для них вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной ситуации стремления и желания этих людей оказываются несовместимыми, попросту оказываются не совпадают.
По
проблемам классификации
Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить:
В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:
Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.
В принципе, в основе классификации может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.
Базисная классификация конфликтов | ||||
Конфликты | ||||
Конфликты с участием человека | Зооконфликты | |||
Социальные | Внутриличностные | |||
межличностные
(между личностью и группой)
между малыми социальными группами; между средними социальными группами; между большими социальными группами |
между хочу
и не хочу;
между могу и не могу; между хочу и не могу между нужно и не нужно между хочу и нужно; между нужно и не могу |
интропси
хические |
Между двумя
жи вотными;
Между животным и группой; Между группами животных | |
Между
отдельными государств
вами |
Между коалициями государства |
Конфликт
выполняет как положительные, так
и отрицательные социальные функции.
Позитивное или негативное воздействие
конфликта обусловлено
Информация о работе Переговорный процесс как способ разрешения конфликта