Переговорный процесс как способ разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема конфликта и защиты от него является одной из актуальнейших проблемой современного времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
В своей работе я рассмотрела природу конфликта, структуру, динамику, стили поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов.
Цель работы – выявить наиболее оптимальные пути решения конфликтов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Сущность и природа конфликта…………………………………… 4

1.1 Понятие конфликта………………………………………………………………….4
1.2 Виды конфликта……………………………………………………………………..6
1.3 Функции конфликта………………………………………………………………... 7

Глава II. Стратегии конфликтного взаимодействия……………………… . 9

2.1 Процесс развития конфликта………………………………………………………. 9
2.2 Действия в условиях конфликта…………………………………………………….12
2.3 Методы управления конфликтом………………………………………………….. 13

Глава III. Решение конфликта путем переговоров………………………... 17
3.1 Стадии переговоров………………………………………………………………….17
3.2 Выработка взаимовыгодных решений…………………………………………….. 19

Заключение………………………………………………………………….. 21

Литература……………………

Файлы: 1 файл

Идеальная курсовая!.docx

— 55.80 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет Путей  и Сообщений

Кафедра "Психология, социология, государственное  и муниципальное управление"

 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему:

"Переговорный процесс как способ разрешения конфликта"

 
 
 

Сдала:

 

Студентка группы ГСЛ - 311

Заруденская Анастасия Юрьевна

 
 
 

Проверил:

 

Доцент, кандидат социологических наук

Селезнёв  Игорь Александрович

Москва 2011

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………… 3

 

Глава I. Сущность и природа конфликта…………………………………… 4

 

    1.1  Понятие  конфликта………………………………………………………………….4

    1.2  Виды  конфликта……………………………………………………………………..6

    1.3  Функции  конфликта………………………………………………………………... 7

 

Глава II. Стратегии конфликтного взаимодействия……………………… . 9

 

     2.1  Процесс развития конфликта………………………………………………………. 9

     2.2  Действия в условиях конфликта…………………………………………………….12

     2.3  Методы управления конфликтом………………………………………………….. 13

 

Глава III. Решение конфликта путем переговоров………………………... 17

     3.1  Стадии переговоров………………………………………………………………….17

     3.2  Выработка взаимовыгодных решений…………………………………………….. 19

 

Заключение…………………………………………………………………..  21

 

Литература…………………………………………………………………… 22

    Введение.

    История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты  охватывали целые континенты и десятки  стран и народов, другие вовлекали  большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древних времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о обществе где не существует конфликтов. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

    Проблема  конфликта и защиты от него является одной из актуальнейших проблемой современного времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.

    В своей работе я рассмотрела природу конфликта, структуру, динамику, стили поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов.

    Цель  работы – выявить наиболее оптимальные  пути решения конфликтов.

    Предметом исследования моей работы является переговорный процесс как метод разрешения конфликта.

    Объект  рассмотрения – человек как участник переговоров.

    ГЛАВА I. Сущность и природа конфликта.

    1. Понятие конфликта
 

    Под понятием конфликт (от лат conflictus – столкновение) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающихся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями. 1

    Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности  людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Да и сам конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликт - предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

    В основе конфликта лежат субъектино-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерасти в конфликт. Поэтому необходимо иметь ввиду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимость интересов, потребностей и ценностей. Такие противоречия, как правило, выливаются в открытую борьбу между сторонами.

    Cоциальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух или более субъектов социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам. Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с масштабными, историческими изменениями.

    Понятия «субъект» и «участник» конфликта  не всегда равны. Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

    Участник конфликта может сознательно принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.

    Также необходимо различать прямых и косвенных  участников конфликта. Косвенные участники представляют собой определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.

    В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и  косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей  стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального  конфликта могут иметь различные  ранги, статусы и обладать определенной силой.

    Социальный  статус — это общее положение  личности или социальной группы в  обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанностей. Статус может оказать значительное влияние на положение того или иного субъекта и участника в реальном конфликте.

    Сила  в социальном конфликте  — это возможность  и способность  сторон конфликта  реализовать свои цели вопреки противодействию противника. Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной. 2

    Окружающая  среда — один из элементов в  структуре социального конфликта. Она состоит из физической сферы (географических, климатических, экологических  и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт)

    Одним из непременных элементов конфликта  является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все  объекты подразделяются на три вида:

  1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
  2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
  3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

    Определить  объект в конкретном конфликте далеко не просто. Участники и субъекты конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству.

    Манипуляция объектом способна принести значительную выгоду одной стороне и существенно усложнить жизнь другой. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознаёт реальные мотивы противоборства.

    Выявление основного объекта — непременное  условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе, или будет решен не полностью, и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых конфликтов и столкновений.

    Мотивация определяет процесс, который психологи  называют формированием цели. Цель выступает как мысленно представляемый результат, который индивид хотел  бы в данной ситуации достичь.

    Бывает, что человек формирует реально  недостижимые цели. Тогда у него возникают внутриличностные конфликты. Возможно и то, что человек формирует несовместимые цели. В этом случае процесс их формирования принимает форму борьбы между конкурирующими тенденциями: одна из них создает у человека положительное отношение к объекту, стремление приблизиться к нему, а другая — отрицательное отношение к объекту, стремление его избежать.

    Если  у двух людей их представления  о какой-либо ситуации вступают в  противоречие, и возникают разногласия  по поводу каких-то важных для них  вопросов, то их мотивы, соответственно, тоже расходятся. Т.е. в данной ситуации стремления и желания этих людей оказываются несовместимыми, попросту оказываются не совпадают.

    1.2 Основные виды  конфликтов.

    По  проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей нет  единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

    Если  за основание берутся особенности  сторон, то можно выделить:

  • межличностные;
  • между личностью и группой;
  • внутригрупповые;
  • между малыми и большими социальными общностями;
  • межэтнические;
  • межгосударственные.

    В зависимости от мотивации конфликта  выделяют три блока социальных конфликтов:

    1. конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;
    2. конфликты по поводу материальных ресурсов;
    3. конфликты по поводу ценностей важнейших, жизненных установок.

    Таким образом, классификация конфликтов — метод познания, заключающийся  в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология  конфликтов позволяет определить в  нем наиболее общие структурные  единицы.

    В принципе, в основе классификации  может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация  называется общей. В противном случае она будет частной.

 
Базисная  классификация конфликтов
Конфликты
Конфликты с участием человека Зооконфликты
Социальные Внутриличностные
межличностные (между личностью и группой)

между малыми социальными  группами;

между средними социальными группами;

между большими социальными группами

между хочу и не хочу;

между могу и  не могу;

между хочу и  не могу

между нужно  и

не нужно

между хочу и  нужно;

между нужно  и 

не могу

интропси

хические

 
Между двумя  жи вотными;

Между животным и группой;

Между группами животных

 
Между отдельными государств

вами

Между коалициями государства

1.3  Функции конфликта.

Конфликт  выполняет как положительные, так  и отрицательные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие  конфликта обусловлено социальной системой. В свободно структурируемых  группах, где конфликт считается  нормой и существуют разнообразные  механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой  жизнеспособности, динамизму и восприимчивости  к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, и ведёт людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Информация о работе Переговорный процесс как способ разрешения конфликта