Переговорный процесс как способ разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема конфликта и защиты от него является одной из актуальнейших проблемой современного времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
В своей работе я рассмотрела природу конфликта, структуру, динамику, стили поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов.
Цель работы – выявить наиболее оптимальные пути решения конфликтов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Сущность и природа конфликта…………………………………… 4

1.1 Понятие конфликта………………………………………………………………….4
1.2 Виды конфликта……………………………………………………………………..6
1.3 Функции конфликта………………………………………………………………... 7

Глава II. Стратегии конфликтного взаимодействия……………………… . 9

2.1 Процесс развития конфликта………………………………………………………. 9
2.2 Действия в условиях конфликта…………………………………………………….12
2.3 Методы управления конфликтом………………………………………………….. 13

Глава III. Решение конфликта путем переговоров………………………... 17
3.1 Стадии переговоров………………………………………………………………….17
3.2 Выработка взаимовыгодных решений…………………………………………….. 19

Заключение………………………………………………………………….. 21

Литература……………………

Файлы: 1 файл

Идеальная курсовая!.docx

— 55.80 Кб (Скачать)
  • в чем состоит основная цель проведения переговоров?
  • какие есть в распоряжении альтернативы?
  • если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон?
  • в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне?

    Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры? какая атмосфера ожидается на переговорах? важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом?

    Опытные переговорщики считают, что от данной стадии, если она правильно организована, на 50% зависит успех всей дальнейшей деятельности.

    Вторая  стадия переговоров - первоначальный отбор  позиции: эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

    Обычно  переговоры начинаются с заявления  обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации стороны пытаются укрепить свои позиции.

    Если  переговоры проходят с участием посредника, то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

    Кроме того, ведущий определяет факторы  сдерживания сторон и управляет  ими. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет

    процедурные вопросы.

 

    Третий  этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения и психологической борьбе.

    На  этом этапе стороны определяют возможности  друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого  участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о  наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции  и психологическое давление на ведущего, захват инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников - добиться равновесия или небольшого доминирования.

    Задача  посредника на данном этапе - увидеть  и привести в действие возможные  комбинации интересов участников, поспособствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения.

 

    Четвертый этап - завершение переговоров или выход из тупика.

К этому  этапу уже существует значительное количество различных вариантов  и предложений, но соглашение по ним  еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных  обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих  сторон четко помнить, какие уступки  не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

    Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.

3.2 Решение конфликтной ситуации.

  1. Признать  существование конфликта. Признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, а именно оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

            Таким образом, предлагаемая общая  модель может быть легко приспособлена  к ведению переговоров. Вы начинаете  с работы над своими эмоциями  и берете их под свой контроль. Затем внимательно выслушиваете  другую сторону, ее интересы, нужды  и желания и даете при этом  понять, что слова другого человека  и других людей услышаны вами. При этом вы излагаете собственные  желания и интересы, описывая их как можно конкретнее и честнее. Наконец, вы переходите к стадии сбора интуитивно найденных решений, количество которых не следует ограничивать. После этого вы рассматриваете все возможные варианты, выбирая оптимальный, который удовлетворяет обе стороны. Ваш конфликт будет разрешен, и каждый из участников будет в выигрыше.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

 

       Несмотря на то, что взаимоотношения  между людьми должны способствовать  миру и гармонии, конфликты неизбежны.  Каждый здравомыслящий человек  должен обладать умением эффективно  улаживать споры и разногласия.  Для разрешения конфликта важно  иметь в своем распоряжении  различные подходы, уметь гибко пользоваться ими и выходить за пределы привычных схем.

      Выбор способа преодоления конфликта  зависит от эмоциональной устойчивости  личности, располагаемых средств  защиты своих интересов, объема  располагаемой власти и многих  других факторов. В наше время  наиболее оптимальное решение  конфликта – это переговоры. Но  конфликт можно использовать  как источник жизненного опыта,  самовоспитания и самообучения, если в последующем проанализировать, что привело к конфликту и  что происходило в конфликтной  ситуации. Тогда можно будет узнать  больше о самом себе, о вовлеченных  в конфликт людях или об  окружающих обстоятельствах, способствовавших  возникновению конфликта. Это  знание поможет принять правильное  решение в будущем и избежать  конфликта.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

 
 

    Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

    Андреева  Г. М. Социальная психолгия. М., 1998.

    Войкунский А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении.-М:Прогресс, 1990

    Кричевский  Р.Л.  Если вы - руководитель...  М.: Дело, 1993.

    Латынов В. В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон // Иностр. Психология. Т.1.М., 1993.

    Мелибруда Е. Я-ты-мы: Психологические возможности улучшения общения./ Пер. с польс. - М:Прогресс,1986

    Скотт Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Издат. Об-во “Верзилин и К ЛТД”,1991

    Фишер Р, Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения./ пер. с англ. - М:”Наука”, 1990

    Корнелиус Х., Фэйр Ш.  Выиграть может каждый. М.,1992.

    Анцупов А. Я., Шипилов А. И.  Конфликтология.  М., 1999.

    Петровский  А. В., Ярошевский Н. Г.  Краткий психологический словарь. М.

Информация о работе Переговорный процесс как способ разрешения конфликта