Переговорный процесс как способ разрешения конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема конфликта и защиты от него является одной из актуальнейших проблемой современного времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
В своей работе я рассмотрела природу конфликта, структуру, динамику, стили поведения в конфликтной ситуации и способы урегулирования конфликтов.
Цель работы – выявить наиболее оптимальные пути решения конфликтов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава I. Сущность и природа конфликта…………………………………… 4

1.1 Понятие конфликта………………………………………………………………….4
1.2 Виды конфликта……………………………………………………………………..6
1.3 Функции конфликта………………………………………………………………... 7

Глава II. Стратегии конфликтного взаимодействия……………………… . 9

2.1 Процесс развития конфликта………………………………………………………. 9
2.2 Действия в условиях конфликта…………………………………………………….12
2.3 Методы управления конфликтом………………………………………………….. 13

Глава III. Решение конфликта путем переговоров………………………... 17
3.1 Стадии переговоров………………………………………………………………….17
3.2 Выработка взаимовыгодных решений…………………………………………….. 19

Заключение………………………………………………………………….. 21

Литература……………………

Файлы: 1 файл

Идеальная курсовая!.docx

— 55.80 Кб (Скачать)

    Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он выявляет узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам в трудной ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.
 

 Негативные  функции межличностных конфликтов:

  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;
  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к оппоненту  и готовности действовать ему в ущерб;
  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до него;
  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

              Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию в то что справедливость никогда не наступит, убежденность, что другой всегда прав и т.д.

 

ГЛАВА II. Стратегии конфликтного взаимодействия.

 

 2.1  Процесс развития  конфликта.

    В процессе развития конфликт проходит несколько стадий, но они не являются обязательными. По разному складывается и продолжительность этих стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же.

    Предконфликтная ситуация (или латентная стадия).

    Это рост напряженности  в отношении между  потенциальными субъектами конфликта, вызванный  определенными противоречиями. Это положение  дел накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают  в конфликт. Лишь те противоречия, которые  осознаются потенциальными субъектами конфликта  как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки  для конфликта. Если же напряженность  в отношениях не выливается в открытые конфликтные  столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то его называют потенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом. 3

    Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

  • возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид;
  • стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;
  • разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; «формирование образа врага» и установка на борьбу с ним.

    Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

 

         Открытый  период (или конфронтация).

 

    После того, как конфликт осознан, стороны  переходят к конфликтному поведению, которое направлено на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений. Важно  то, что стороны сами должны осознавать свое поведение как конфликтное. Открытый период включает: инцидент, эскалацию  конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

    Длительность  и интенсивность конфликта зависит  от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения  борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся способов или механизмов нахождения консенсуса и т.д.

    На  определенной стадии развития конфликта  у противоборствующих сторон могут  существенно измениться представления  о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

    На  стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

  • очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
  • борьба идет до полного поражения одной из сторон;
  • борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;
  • стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного победителя;
  • конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

    Социальный  конфликт будет продолжаться до тех  пор, пока не появятся реальные условия  его прекращения, которые могут  быть определены еще до начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы  в ходе развития конфликта.

    Существуют  такие абсолютные конфликты, в которых  борьба ведется до полного уничтожения  одного или обоих соперников. Чем  жестче очерчен предмет спора, чем  очевиднее признаки, знаменующие  победу и поражение сторон, тем  больше шансов для его локализации.

    Способы завершения конфликта направлены в  основном на изменение самой конфликтной  ситуации, либо путем воздействия  на участников, либо путем изменения  характеристики объекта, либо иными  способами. Назовем некоторые из этих способов:

  • устранение объекта конфликта;
  • замена одного объекта другим;
  • устранение одной стороны участников конфликта;
  • изменение позиции одной из сторон;
  • изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
  • получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий;
  • недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников;
  • приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитражу при условии подчинения любому его решению.

    Постконфликтная стадия.

    Завершение  непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности  или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет зависеть от следующих положений:

  • насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;
  • какими методами и способами велась борьба;
  • насколько велики потери сторон;
  • насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;
  • удалось ли в результате мира снять эмоциональное напряжение сторон;
  • какие методы были положены в основу переговорного процесса;
  • насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
  • навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или являлся результатом взаимного поиска решения конфликта;
  • какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

    Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и своих возможностей.

    2.2  Действия в условиях  конфликта.

    Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществимые мотивы и  цели — то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны  мешают другой стороне достичь своей  цели. Поэтому они оцениваются  последней как враждебные или, по меньшей мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона предпринимает  противодействия, которые у первой точно также получают негативную оценку. В таком столкновении направленных друг против друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается  реальное протекание конфликта. Основными  видами действий одной из конфликтующих  сторон, которые другая оценивает  как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются:

  • создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны;
  • невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств;
  • захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находится во владении другой стороны;
  • нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации;
  • унижающие человеческое достоинства действия;
  • угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать;
  • физическое насилие.

    При этом те, чьи действия воспринимаются как конфликтные, могут сами так  не считать и даже не подозревают, что действуют против кого-то. Им эти действия могут казаться вполне нормальными, или случайными, или просто необдуманными. Зачастую при откровенном разговоре это становится ясным для другой стороны, и напряженность в отношениях спадает. Но иногда также оправдания не рассеивают убеждения другой стороны, что действия были намеренно враждебными, специально направленными против нее. И в оправданиях они видят лишь фальшь и хитрость, что еще более ухудшает отношения.

    Конфликтное взаимодействие, таким образом, есть борьба, в которой действия одной  стороны встречают противодействия  другой.

    В конфликтной ситуации действия одной  стороны оказывает существенное влияние на другую сторону. Это влияние  состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и  в том, что она, в свою очередь, начинает планировать и предпринимать  ответные действия. Поведение одного участника конфликта вызывает изменения  в поведении другого. Конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, потому как они направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и другие.

Информация о работе Переговорный процесс как способ разрешения конфликта