Использование иллюзий восприятия в дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия и возможности их использование в дизайне и искусстве. Объект исследования - восприятие. Предмет - иллюзии восприятия.
Задачи:
1) Проанализировать сущность перцептивного процесса;
2) Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды;

Оглавление

Введение..................................................................................................3
1 Глава Понятие об иллюзиях восприятия……………………...5
1.1 Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия………………………………………...…………..5
1.2 Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия…………………………………………………….9
2 Глава Использование иллюзий восприятия в дизайне……...15
2.1 Иллюзии восприятия в дизайне интерьера………………..15
2.2 Иллюзии восприятия в ландшафтном дизайне…………...…………………………………………..20
2.3 Иллюзии восприятия в дизайне одежды…………………..22
2.4 Оп арт………………………………………………………..25
3 Глава Изучение иллюзий восприятия………………………...28
Заключение……………………………………………………………34
Список источников…………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 271.63 Кб (Скачать)

 

Выводы

 

На основе проведенной  работы, можно сделать вывод о  том, что зрительные восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности. Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном механизме  мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи. Каждый человек, как субъект  общества, интуитивно применяет и  использует эти правила. Однако правила  восприятия, а также их иллюзии, могут  меняться в зависимости от накопленного опыта и психологических особенностей личности человека. Чем больше опыта деятельности в какой-либо или нескольких областях, тем больше возможности человека отличать иллюзии от истинного восприятия.

 

Использованные в исследовании материалы:

 

Карточка N1 а                                                Карточка N1б

 Карточка N2                         Карточка N3

 Карточка N4                                                  Карточка N5

Карточка N6

Заключение

 

«Как ни странно, — пишет  Дж. Грегг, — иллюзии являются неизбежным побочным следствием одной из самых важных особенностей высокоорганизованного зрения — связывания всех видимых в поле зрения объектов в одну биологически значимую координированную картину, в которой подчеркиваются светлые (свободные) промежутки (проходы), выделяются контрастные границы (ориентиры); вертикальные особенно, акцентируются разреженности и скопления, все неравномерности, всякие различия».

В творческой практике художники сознательно используют явления иллюзий восприятия и корректируют их действия. Так, например, древние греки открыли «закон курватур» (курватура — кривизна очертания колонны). Они придавали выпуклую кривизну колонне, чтобы та казалась ровной и стройной.

Но применение иллюзий  на практике невозможно без знаний о механизмах их возникновения и  законах восприятия. Эти знания дают нам науки, в т. ч. психология. Таким  образом, можно заметить, что наука  и искусство тесно взаимосвязаны  друг с другом. Особенно четко эта  связь прослеживается в современном  искусстве: в инсталляциях, рекламе, Web-дизайне широко используются эффекты, основанные на законах физики, математики, психологии, социологии.

Мир вокруг нас полон иллюзий, и нет ничего удивительного, что  дизайнеры тоже нас иногда обманывают, - в благих целях. Известно ведь, что  важно не быть, а казаться. Так, зеркала  зрительно увеличивают площадь  помещения, делают его просторнее и  светлее, обои с оптическими иллюзиями добавляют интерьеру изюминку, а наклейки-иллюзии на гаражные двери развеселят и самого хозяина, и его соседей по гаражному кооперативу. Существует множество приемов обмана перцептивной системы человека, которые с успехом применяются во многих видах искусства, начиная с живописи и заканчивая достаточно молодым оп-артом.

Данная тема очень актуальна  в наше время. В настоящей курсовой работе я постаралась осветить наиболее интересные и показательные примеры использования иллюзий восприятия в дизайне, а так же исследовать на практике механизмы их возникновения и протекания у различных людей.

 

Список источников

 

 

  1. Маклаков А.Г. "Общая психология" - СПб.: Питер, 2000.
  2. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии: Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А. Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1991.- С. 237-303.
  3. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. - М.: Прогресс, 1970.
  4. Крылов А.А. Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд. - М.: 2006. - 560 с.
  5. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. - СПб: Питер, 2003.
  6. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 341-346.
  7. Грановская Р.М. "Элементы практической психологии". - СПб.: Свет, 2000.
  8. Гропиус В., Добельман Э.И. Границы дизайна. – Спб.: Творчество, 2001.
  9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Изд-во Прогресс, 1974.
  10. Сикл Э. Оптические иллюзии. - М.: АСТ-Астрель, 2004
  11. Рожкова Г.И., Токарева В.С., Огнивов В.В., Бастаков В.А. Геометрические иллюзии и точность глазомера у детей и взрослых // Рос. Физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. Т. 90. – № 8 (часть 1).
  12. http://www.domiofis.ru/
  13. http://log-in.ru/articles/79/
  14. http: //popart.narod.ru

 

 


Информация о работе Использование иллюзий восприятия в дизайне