Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия и возможности их использование в дизайне и искусстве. Объект исследования - восприятие. Предмет - иллюзии восприятия.
Задачи:
1) Проанализировать сущность перцептивного процесса;
2) Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды;
Введение..................................................................................................3
1 Глава Понятие об иллюзиях восприятия……………………...5
1.1 Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия………………………………………...…………..5
1.2 Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия…………………………………………………….9
2 Глава Использование иллюзий восприятия в дизайне……...15
2.1 Иллюзии восприятия в дизайне интерьера………………..15
2.2 Иллюзии восприятия в ландшафтном дизайне…………...…………………………………………..20
2.3 Иллюзии восприятия в дизайне одежды…………………..22
2.4 Оп арт………………………………………………………..25
3 Глава Изучение иллюзий восприятия………………………...28
Заключение……………………………………………………………34
Список источников…………………………………………………..35
Выводы
На основе проведенной работы, можно сделать вывод о том, что зрительные восприятия играют большую роль в любых аспектах человеческой жизнедеятельности. Во всех видах восприятия существуют иллюзии, основанные на определенном механизме мышления, памяти, логики и др. и их взаимосвязи. Каждый человек, как субъект общества, интуитивно применяет и использует эти правила. Однако правила восприятия, а также их иллюзии, могут меняться в зависимости от накопленного опыта и психологических особенностей личности человека. Чем больше опыта деятельности в какой-либо или нескольких областях, тем больше возможности человека отличать иллюзии от истинного восприятия.
Использованные в исследовании материалы:
Карточка N1 а
Карточка N2 Карточка N3
Карточка N4
Карточка N6
«Как ни странно, — пишет Дж. Грегг, — иллюзии являются неизбежным побочным следствием одной из самых важных особенностей высокоорганизованного зрения — связывания всех видимых в поле зрения объектов в одну биологически значимую координированную картину, в которой подчеркиваются светлые (свободные) промежутки (проходы), выделяются контрастные границы (ориентиры); вертикальные особенно, акцентируются разреженности и скопления, все неравномерности, всякие различия».
В творческой практике художники сознательно используют явления иллюзий восприятия и корректируют их действия. Так, например, древние греки открыли «закон курватур» (курватура — кривизна очертания колонны). Они придавали выпуклую кривизну колонне, чтобы та казалась ровной и стройной.
Но применение иллюзий
на практике невозможно без знаний
о механизмах их возникновения и
законах восприятия. Эти знания дают
нам науки, в т. ч. психология. Таким
образом, можно заметить, что наука
и искусство тесно
Мир вокруг нас полон иллюзий, и нет ничего удивительного, что дизайнеры тоже нас иногда обманывают, - в благих целях. Известно ведь, что важно не быть, а казаться. Так, зеркала зрительно увеличивают площадь помещения, делают его просторнее и светлее, обои с оптическими иллюзиями добавляют интерьеру изюминку, а наклейки-иллюзии на гаражные двери развеселят и самого хозяина, и его соседей по гаражному кооперативу. Существует множество приемов обмана перцептивной системы человека, которые с успехом применяются во многих видах искусства, начиная с живописи и заканчивая достаточно молодым оп-артом.
Данная тема очень актуальна в наше время. В настоящей курсовой работе я постаралась осветить наиболее интересные и показательные примеры использования иллюзий восприятия в дизайне, а так же исследовать на практике механизмы их возникновения и протекания у различных людей.
Информация о работе Использование иллюзий восприятия в дизайне