Использование иллюзий восприятия в дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия и возможности их использование в дизайне и искусстве. Объект исследования - восприятие. Предмет - иллюзии восприятия.
Задачи:
1) Проанализировать сущность перцептивного процесса;
2) Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды;

Оглавление

Введение..................................................................................................3
1 Глава Понятие об иллюзиях восприятия……………………...5
1.1 Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия………………………………………...…………..5
1.2 Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия…………………………………………………….9
2 Глава Использование иллюзий восприятия в дизайне……...15
2.1 Иллюзии восприятия в дизайне интерьера………………..15
2.2 Иллюзии восприятия в ландшафтном дизайне…………...…………………………………………..20
2.3 Иллюзии восприятия в дизайне одежды…………………..22
2.4 Оп арт………………………………………………………..25
3 Глава Изучение иллюзий восприятия………………………...28
Заключение……………………………………………………………34
Список источников…………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 271.63 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Брянский государственный  университет имени академика  И.Г. Петровского

Социально-экономический  институт

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Использование иллюзий восприятия в дизайне»

 

 

Выполнила: Богакова В. Л. – студентка 4 курса ОЗО факультета ФТиД

Научный руководитель: Елисеев С. А.- доцент кафедры психологии БГУ, доктор психол. наук

 

 

 

 

 

 

Брянск – 2012

Содержание:

 

 

 

Введение..................................................................................................3

  1. Глава  Понятие об иллюзиях восприятия……………………...5
    1. Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия………………………………………...…………..5
    2. Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия…………………………………………………….9
  2. Глава  Использование иллюзий восприятия в дизайне……...15
    1. Иллюзии восприятия в дизайне интерьера………………..15
    2. Иллюзии восприятия в ландшафтном дизайне…………...…………………………………………..20
    3. Иллюзии восприятия в дизайне одежды…………………..22
    4. Оп арт………………………………………………………..25
  3. Глава  Изучение иллюзий восприятия………………………...28

Заключение……………………………………………………………34

Список источников…………………………………………………..35

 

 

Введение

 

Человек – открытая биологическая  система, активно взаимодействующая  с окружающей средой. Для любой  открытой системы характерно три  потока обмена с окружающей средой: обмен энергией, обмен веществами, и, наконец, обмен информацией. Для  последнего основополагающим являются сенсорные системы – анализаторы. Они обеспечивают восприятие, анализ, трансформацию информации, поступающую  из окружающей и внутренней сред в  виде энергий различной модальности.

Существуют случаи, когда восприятие искажено, – когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем эти сигналы. Тогда и возникают иллюзии восприятия.

В повседневной жизни нас  окружает множество иллюзий. С давних времен они широко используются в  живописи, архитектуре, цирковом и театральном  искусстве, дизайне. Большое значение имеет знание об оптических иллюзиях в моделировании одежды, оформлении интерьеров и городского пространства. Без зрительных иллюзий не было бы столь привычных для нас кино и телевидения. В настоящее время усиливается интерес к данному виду иллюзий, создаются все новые и новые самые необычные и неожиданные «обманы» зрения. Одним из показателей растущего интереса является большое количество сайтов в Интернете, посвященных иллюзиям, их использованию, проведение конкурсов на лучшую иллюзию. Однако полная картина механизмов возникновения и особенностей восприятия зрительных иллюзий недостаточно ясна, и научные исследования  современности часто  направлены на поиск еще одного фрагмента этой увлекательной мозаики.

Важность опыта иллюзий  для адекватного восприятия мира подчеркивал Д.Винникотт. Реальный мир не может быть принят младенцем  сразу: он должен быть "сотворен»  его галлюцинаторной фантазией  и затем постепенно обрести реальность. Иллюзии – своего рода переходная область на этом пути: то, что перестало  быть галлюцинаторным творением, но не стало реальностью объективной, существующей вне ребенка и независимо от него. После отказа от фантазийного созидания реальности иллюзии остаются с человеком как важный внутренний источник поддержки и удовольствия.

Иллюзии восприятия (от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином иллюзии  восприятия называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений.

По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в  ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий, субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.

Цель данной курсовой работы – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия и возможности их использование в дизайне и искусстве. Объект  исследования  - восприятие. Предмет - иллюзии восприятия.

Задачи:

  1. Проанализировать сущность перцептивного процесса;
  2. Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды;
  3. Определить особенности зрительных иллюзий и законы их возникновения;
  4. Рассмотреть иллюзии восприятия цвета, движения и пространства и их использование в дизайне;
  5. Исследовать восприятие иллюзий.

 

1 Глава  Понятие об иллюзиях восприятия

 

    1. Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия

 

Чтобы понять сущность и  механизмы возникновения иллюзий, нам нужно обратиться к понятию восприятия.

Восприятием, называется отражение  в сознании человека предметов или  явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В  ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей.

Гештальта законы- гештальтпсихологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зрительного поля, законы, по которым отдельные элементы объединяются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется из фона. Таких законов было открыто более 100. Приведем несколько примеров таких законов.

1. Закон сходства: в фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, размеру, текстуре и пр. Тот факт, что крест (рисвос-принимается мгновенно (фигура) и продолжает видеться неизменно, иллюстрирует действие того фактора, что крест состоит из качественно одинаковых элементов.

2. Закон близости: чем ближе (при прочих равных условиях) объекты друг к другу в зрительном поле, тем с большей вероятностью они организуются в единые, целостные образы (фигуры).

3. Закон "хорошего продолжения": элементы, образующие плавный, непрерывный контур, воспринимаются как единая фигура- группируются.

4. Закон замкнутости: чем в большей степени элементы зрительного поля образуют замкнутые целые, тем с большей готовностью они будут организовываться в отдельные образы - квадрат, круг, "рыбку". Такие замкнутые контуры обладают сильным приоритетом в зрительной организации.

5. Закон установки: если человеку предъявлять изображение, которое с равным успехом может быть принято как число 13 или как буква "В", то, если этот знак предъявляется в ряду чисел, воспринимается как 13, а если в ряду букв - то как "В".

6.Прошлый опыт. Человек предпочитает воспринимать то, что уже ранее воспринимал. Так, хорошо понятная фраза, написанная без пробелов, воспринимается в ее истинном смысле (например: со-бакаестмясо или кошкаловитмышей), так как легко распадается на знакомые слова. Если то же сделать на незнакомом языке, то, естественно, такой организации не произойдет.

На основе законов гештальта были выработаны свойства восприятия. Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность, целостность  и структурность восприятия. Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Предметность восприятия не врожденное качество; существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что самая последняя из услышанных нот в отдельности не может быть основой для такого понимания: в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

Константность восприятия. Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом соответственно изменяются и перцептивные процессы. Однако благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п.

Формирующаяся в процессе предметной деятельности константность  восприятия - необходимое условие жизни и деятельности человека. Без этого человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета      мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.

Восприятие есть активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и  проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием  прошлого опыта личности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и  кривых линий, уже на первых фазах  восприятия осуществляется поиск тех  эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятии. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

Таким образом, восприятие зависит  от прошлого опыта субъекта. Чем  богаче опыт человека, чем больше у  него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия

 

Что можно сказать про  иллюзии, кроме того, что они есть. Распространенные мнения - очень разны, начиная с того, что вообще нет  иллюзий до того, что весь мир - сплошная иллюзия. Есть ли шанс понять, как с  этим обстоит дело на самом деле, и как это можно практически  учитывать? 

Для объяснения природы иллюзий необходимо понять механизм восприятия пространства, времени и движения, которые в совокупности образуют динамическую картину обстановки, окружающей человека.

В мире нет иллюзий, они  есть в нашем восприятии мира. Если называть иллюзией то, в восприятии, что не соответствует воспринимаемому  в некоторой его части или  полностью, что делает ожидания в  этой части неоправданными, а реакции  неадекватными, то можно сказать, что  иллюзии сопутствуют любому восприятию без исключения. Просто потому, что  наши органы чувств не приспособлены  для отклика на все существующие проявления реальности, а ограничены только тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания  вида.

Так, зрительные рецепторы  максимально чувствительны только к трем цветам, а промежуточные  воспринимаются сразу двумя соседними  по цветовому восприятию рецепторами, т.е. все они - иллюзия, по которой  невозможно судить о длине волны  видимого цвета, - их восприятие неадекватно.

Но мозг, постоянно сталкиваясь  с задачей как можно точнее передать свойства внешнего мира, компенсирует все то, что мешает точной передаче этих свойств после каждого столкновения с несоответствием: компенсируется переворот изображения линзой хрусталика, искажение геометрических пропорций из-за не идеальности линзы, компенсируется цветопередача, возрастное помутнение хрусталики, любые дефекты сетчатки. Так возникает все более достоверное отображение свойств реальности.

Информация о работе Использование иллюзий восприятия в дизайне