Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия и возможности их использование в дизайне и искусстве. Объект исследования - восприятие. Предмет - иллюзии восприятия.
Задачи:
1) Проанализировать сущность перцептивного процесса;
2) Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды;
Введение..................................................................................................3
1 Глава Понятие об иллюзиях восприятия……………………...5
1.1 Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия………………………………………...…………..5
1.2 Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия…………………………………………………….9
2 Глава Использование иллюзий восприятия в дизайне……...15
2.1 Иллюзии восприятия в дизайне интерьера………………..15
2.2 Иллюзии восприятия в ландшафтном дизайне…………...…………………………………………..20
2.3 Иллюзии восприятия в дизайне одежды…………………..22
2.4 Оп арт………………………………………………………..25
3 Глава Изучение иллюзий восприятия………………………...28
Заключение……………………………………………………………34
Список источников…………………………………………………..35
Многие из искажений так и не встречают противоречия при столкновении с реальностью и остаются не скомпенсированными. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. М.: Прогресс,2006., стр.45
В основе расстройств восприятия
лежит нарушение процесса идентификации
субъективного образа с воспринимаемым
объектом (узнавание). В случае иллюзий
возникающий субъективный образ
не соответствует реальному
Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии. Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т. д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.
К физическим иллюзиям относят такие, условия возникновения которых заключаются в физических свойствах внешней среды (например, миражи, обусловленные отражением в воздушных средах предметов и местностей, находящихся на далеком расстоянии; палка, опущенная в воду, кажется преломленною вследствие разности коэффициентов преломления лучей света в воздухе и воде и др.).
К физиологическим иллюзиям относятся иллюзии восприятия, вызванные различными не соответствующими им раздражителями периферических аппаратов органов чувств, отвечающих на эти раздражения специфическим образом. Это, например, световые явления, развивающиеся при закрытых глазах, особенно при надавливании на глазные яблоки, «мелькание искр» в глазах, световые явления при раздражении зрительных нервов электрическим током, воспалительным процессом. Подобные иллюзорные восприятия свойственны и здоровым, и душевнобольным людям. По мнению А. Пика, источником иллюзорных явлений у душевнобольных могут служить энтоптические восприятия собственного кровообращения, развивающиеся при некоторых патологических условиях. К физиологическим иллюзиям относятся многочисленные примеры так называемых зрительных иллюзий Мюллер-Лайера. Это геометрически-оптические иллюзии, основанные на том, что зрительному аппарату приходится при сравнительной оценке величины и взаимоотношения тождественных фигур проводить различное количество мышечной работы, так как сравниваемые фигуры и линии снабжены рядом посторонних придатков, от которых мы не можем отрешиться, вследствие чего и приходим к неправильному «иллюзорному» выводу.
Психические (патологические) иллюзии обусловливаются психологическими причинами, заключающимися в нарушении деятельности внимания, памяти, чувственного тона, отчетливости ассоциативного процесса. Психические иллюзии душевнобольных носят особый патологический характер. Они условно разделяются на аффективные, вербальные и парэйдолии.
Аффективные иллюзии возникают на фоне страха или тревожно-подавленного настроения. В таком состоянии, например, свисающие тяжелые портьеры воспринимаются как какие-то пугающие образы затаившихся врагов, обрубок дерева принимается за разбойника, туман — за появление облика святого (Э. Блейлер, 1920).
Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реального разговора окружающих. В замечаниях, вопросах и советах на посторонние темы больной слышит упреки в свой адрес, мнимые укоры, насмешки. При наличии страха в таких случаях говорят об аффективных вербальных иллюзиях.
Парэйдолии (название предложил К. Ясперс в 1913 году) — особый иллюзорный феномен, когда при достаточно живом воображении у больных действительно видимые, существующие в реальности образы, например пятна на стене, рисунок ковра, воспринимаются иллюзорно и кроме того, благодаря фантазии, дополняются такими подробностями, которым нет ничего подобного в действительности — они видят зверей, птиц, различные пейзажи с горами, реками, долинами, картинами сражений и т. д.
Явления подобного рода наблюдались у Леонардо да Винчи. Вполне естественно, что их чаще можно встретить у художников и вообще у лиц с сильным зрительным воображением.
Большой интерес представляют случаи иррадиации возбуждения с центра одного высшего органа чувств на другой. Этот феномен обозначается термином «синестезия». К таким случаям относятся цветной слух и цветное зрение. При феномене цветного слуха восприятие звуков, прежде всего музыкальных определенных тонов, сопровождается видением того или иного цвета в форме окрашенной соответствующим образом гладкой поверхности или какой-нибудь фигуры. У каждого конкретного человека соотношение между определенными тонами и соответствующими цветами остается довольно постоянным, хотя цвета вообще представляются неяркими и большей частью недостаточно определенными, как бы переходящими один в другой; это соотношение у каждого, имеющего такую особенность, свое, индивидуальное, постоянное. Цветным слухом обладали некоторые выдающиеся музыканты, художники (Римский-Корсаков, Чюрлёнис).
Цветное зрение чаще всего выражается в том, что буквы и слова при чтении окрашиваются в те или другие цвета. Возможны и другие синестезии. По-видимому, некоторые художники (например, Чюрлёнис) ощущение цвета переживают по-особому, оно сопровождается у них какими-то феноменами в области слуха («симфония красок», «цветомузыка»).
Самыми многочисленными и используемыми на практике являются зрительные иллюзии, возникающие при отражении пространственных компонентов самих объектов. Зрительные иллюзии обусловлены прежде всего действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство зрительных иллюзий имеет параллели в осязании.
В принципе универсальной классификации иллюзий не существует, так как механизмы и причины их появления довольно разнообразны и во многом не изучены. Однако, условно обманы зрения можно разделить по следующим критериям:
- иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется, значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне;
- переоценка длины вертикальных линий. В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения;
- иллюзия контраста (иллюзия Г. Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов;
- распространение признаков целой фигуры на ее части, как например, в иллюзии Мюллера-Лайера, в которой одинаковые прямые воспринимаются как неодинаковые, в зависимости от их завершения. Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике ;
- иллюзии, обусловленные
применением штриховки, когда
параллельные линии
- иллюзии, основанные на переоценке величин острых углов. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь “схватывает” острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов. Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми;
- автокинетический феномен. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т.е. если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.
- кажущееся движение, при
котором возникает
-иллюзии цветового зрения. Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”. “Выступающими” цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или “теплые”), а “отступающими” кажутся цвета зелено-синие (или “холодные”).
-меняющийся рельеф и перспектива. Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы.
Под оптическими иллюзиями дизайнеры понимают изменения зрительного восприятия размеров помещения, возникающие под воздействием света и контраста. Таким образом, откорректировать пространство интерьера позволяют, прежде всего, цвет и фактура основных элементов интерьера, правильное размещение светильников и учет направления световых потоков.
Чтобы кардинально изменить квартиру или загородный дом, совсем не обязательно сносить стены и перегородки. Порой бывает достаточно визуально «перекроить» пространство. В арсенале профессионального дизайнера существует немало приемов, которые позволят добиться так называемых оптических иллюзий, визуально раздвигающих стены и приподнимающих потолок. К числу классических приемов создания оптических иллюзий относятся, например, создание подвесного потолка и использование подсветов в верхней зоне помещения — это помогает зрительно увеличить его высоту. Того же эффекта можно достичь, покрасив пол в насыщенный цвет или покрыв его лаком.
Один из самых оригинальных способов изменить зрительные пропорции помещения — это создание декоративных росписей или рельефов. Такими высокохудожественными средствами можно расширить пространство, визуально увеличить высоту потолка, поместить обитателей городской квартиры в античный дворик или сделать наблюдателями пасторальной сценки. Не случайно такие рисунки — пейзажи, ложные арки и окна называют «обманками». Эффектное сочетание предметов реальных и нарисованных может стать настоящей изюминкой интерьера. Заказывая настенную роспись, важно придерживаться нескольких правил. Прежде всего, необходимо соблюсти масштаб рисунка: все изображения должны быть соизмеримы и с объемом жилища, и с человеческим ростом. Не секрет, что в современных многоквартирных домах, как и в мансардных помещениях, обычно бывают низкие потолки, что создает давящее ощущение. Художники с легкостью решают эту проблему, подбирая светлые тона при покраске стен и потолка, придумывая живописный фриз и цокольные декоративные панели. Между такими элементами стена, выкрашенная в тот же цвет, что и область над фризом, кажется гораздо выше, чем она есть на самом деле.
Впрочем, расписать можно не только стены, но и неудобно выпирающие стояки, балки — в общем, все те элементы, которые вы хотели бы спрятать. Профессиональный художник сможет превратить эти нежелательные объемы в часть художественной композиции. Так, газовая колонка, расписанная специальной термостойкой эмалью, может имитировать полки, на которых «расставлены» (то есть, конечно, нарисованы) предметы. А вентиляционную трубу можно задекорировать хоть под нишу, хоть под самолет.
Информация о работе Использование иллюзий восприятия в дизайне