Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать психологический феномен – иллюзии человеческого восприятия и возможности их использование в дизайне и искусстве. Объект исследования - восприятие. Предмет - иллюзии восприятия.
Задачи:
1) Проанализировать сущность перцептивного процесса;
2) Иллюзии как феномен восприятия, выявить основные виды;
Введение..................................................................................................3
1 Глава Понятие об иллюзиях восприятия……………………...5
1.1 Восприятие как процесс. Законы и свойства восприятия………………………………………...…………..5
1.2 Сущность, виды и механизмы возникновения иллюзий восприятия…………………………………………………….9
2 Глава Использование иллюзий восприятия в дизайне……...15
2.1 Иллюзии восприятия в дизайне интерьера………………..15
2.2 Иллюзии восприятия в ландшафтном дизайне…………...…………………………………………..20
2.3 Иллюзии восприятия в дизайне одежды…………………..22
2.4 Оп арт………………………………………………………..25
3 Глава Изучение иллюзий восприятия………………………...28
Заключение……………………………………………………………34
Список источников…………………………………………………..35
Уже в XVIIIм веке портные шили платья с широкими юбками, а талию затягивали в корсеты из китового уса, подчеркивая утонченность фигуры. Бюст приподнимали и поджимали, вырез делали просто огромным, чтобы грудь зрительно казалась больше, шея длиннее и тоньше. Как у египетской принцессы Нефертити.
Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос. При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине.
Художники-модельеры широко используют оптические мотивы в росписи тканей, создавая монохромные, или напротив, яркие композиции, переливающиеся цветом при движении платья. Находки в области оптических иллюзий Якова Агама, Хесуса-Рафаэля Сото, Карлоса Крус-Диеса, Хулио Ле Парка, Жоэля Стена, Джеффри Стила и других впоследствии с успехом использовались в оформлении дискотек, коммерческих выставок, светозвуковых шоу и других массовых мероприятий.В костюме иллюзии возникают в основном за счет различных сочетаний форм, фасонных линий одежды, рисунка ткани, цвета, декоративной отделки.
Иллюзии необходимо именно воспринимать,
необходим контакт между
Рис. 2.3
Оп-арт (англ. Op-art - сокращенный вариант optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные (оптические) иллюзии. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Направление оп-арта зародилось в 50-е годы внутри абстракционизма, хотя в отличие от остальных направлений, иной его разновидности - геометрической абстракции. Его распространение как течения относится к 60 гг. Первые опыты в области Оп-арта относятся к концу 19 в. Уже в 1889 г. в ежегоднике «Das neue Universum» появилась статья об оптических иллюзиях немецкого профессора Томпсона (Thompson), который, используя чёрно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости. Колёса на рисунках Томпсона «вращаются» и круги «переливаются». Но это было в большей степени научное исследование особенностей зрения, нежели искусство.
Художники оп-арта нередко объединяются и выступают инкогнито: группа Н. (Падуя), группа Т. (Милан), группа Зеро (Дюссельдорф), группа поисков визуального искусства, возглавляемая Виктором Вазарели, которая дала первоначальный толчок движению оп-арта. Среди видных представителей также Бриджит Райли , Хесус Рафаэль Сото, Ричард Анушкевич, Ларри Пунз, Карлос Крус-Диес.
Опираясь на определённые
психологические особенности
Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ «несуществующий». Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимой. Эти сугубо игровые опыты сопровождались риторикой, в которой новоявленная «имматериальная» живопись изображалась как сфера чистых трансформаций и освобожденных от физической субстанции абстрактных отношений, подобных музыкальным звучаниям.
Оп-арт намеренно
Непрерывно колеблющиеся поверхности «сверхсенсорных» картин заводят восприятие в тупик, вызывают зрительный шок.
Так оп-арт столкнулся с первичными, низовыми схемами в механизме человеческой перцепции. Принудительная реакция глаза на противоестественный гештальт рефлекторна, как реакция пальца на ожог. Сознательная интерпретация здесь исключена. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата. Являясь еще и виднейшим теоретиком направления, в котором творил, Вазарели писал: «Мы делаем ставку не на сердце, а на ретину (сетчатку); изощренные данные субъекта включаются в психологический эксперимент. Резкие черно-белые контрасты, невыносимая вибрация дополнительных цветов, мерцание ритмических сеток и меняющихся структур, оптический кинетизм пластических компонентов - все физические явления наличествуют в наших работах; отныне их роль - не творить чудо, не погружать нас в сладостную меланхолию, а стимулировать, возбуждать в нас дикое веселье».
Чтобы достичь внешних оптических эффектов оп-артисты используют материалы, не относящиеся к живописи (металл стекло пластик) но имеющие отражающую поверхность. Эта же цель навела художников на мысль использовать выразительные возможности ткани и прозрачных материалов - излюбленный прием рекламы и печати шокирующий и достигающий немедленного результата.
Самостоятельным направлением в оп-арте является так называемый имп-арт (imp-art), использующее для достижения оптических иллюзий особенности отображения трёхмерных объектов на плоскости. Изображения объектов, не существующих в пространстве - элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующей их однозначному восприятию. Подобные невозможные фигуры прекрасно демонстрируют особенности нашего восприятия пространства, ведь любая картина, в сущности, представляет собой набор линий и цветовых пятен, расположенных на плоскости! От художника требуется определённое мастерство, чтобы убедить зрителя в наличии объёма, перспективы, создать иллюзию пространства в своём произведении. «Рисовать - значит обманывать» - эти слова М.К. Эшера исполнены глубокого смысла. Невозможные фигуры дают почувствовать масштабы этого обмана.
Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве.
Если в природе мы видим красоту
даже там, где царит хаос и отсутствует
ритм, то оп-арт, как и человек, стремящийся
преобразовать природу, ищет красоту и
выразительность в чётком, но сложном
для нашего восприятия геометрическом
Рис. 2.4
Цель: Исследование иллюзий восприятия, а конкретно оптических.
Участники: Данная работа была проведена с 10-ю испытуемыми, среди которых:
Практическая работа
Опыт N1:
Одним из свойств восприятия является предметность.
Предметность восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу явлений. Фигурой (предметом) принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.
Ход работы: Испытуемому предлагается для изучения карточка N1а. Требуется назвать увиденный предмет, а также охарактеризовать фон.
После этого, испытуемому предлагается карточка N1б, на которой предмет и фон поменялись местами. Требования те же.
Опыт N2:
Опыт направлен на изучение следующего свойства восприятия – целостности. Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
Восприятие целого предмета обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие. Каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Ход работы: Испытуемому предлагается карточка N2, на которойзображена иллюзия Мюллера-Лайера. Требуется определить соотношение длин изображенных отрезков.
Опыт N3:
Следующее свойство восприятия – апперцепция (или влияние прошлого опыта).
Ход работы: Испытуемому показывается и называется карточка N3. Требуется назвать и охарактеризовать изображение.
Опыт N4:
Особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие.
Ход работы: Испытуемому дается для изучения карточка N5. Требуется сравнить средние кружочки в рисунках.
Опыт N5:
Важным свойством восприятия является константность.
Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности и объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности.
Ход работы: Испытуемому дается для изучения карточка N5. Требуется сравнить размеры изображенных на фоне перспективы человечков.
Опыт N6:
Осмысленность – одно из свойств восприятия.
Опыт N6:
Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл.
Ход работы: Испытуемому для изучения карточка N6 с изображением предмета, часто используемого в обиходе(кружка и блюдце), в непривычном ракурсе. Требуется определить предмет, сделать вывод о его целенаправленном использовании.
Обработка результатов.
В опыте N1 вар. А:
- 3 испытуемых из 10 увидели светлый предмет на темном фоне.
- 6 испытуемых из 10 увидели темные лица на светлом фоне.
- 1 испытуемый увидел оба варианта.
В опыте N1 вар. Б:
1увидел белые лица на темном фоне.
8 из 10 испытуемых увидели темный предмет на светлом фоне.
1 испытуемый увидел оба варианта.
В опыте N2:
2 из 10 испытуемых установили что отрезки равны.
8 из 10 сказали что первый отрезок длиннее.
В опыте N3:
- “ Портрет молодой женщины” увидели 4 испытуемых из 10.
- “ Портрет старухи” увидели 2 испытуемых из 10.
- оба варианта увидели 4 испытуемых из 10.
В опыте N4:
7 испытуемых из 10 решили, что средние кружочки окруженные более крупными, меньше средних кружочков, окруженных меньшими по размеру.
3 испытуемых из 10 решили, что средние кружочки равны в обоих вариантах.
В опыте N5:
8 из 10 решили, что человечки,
которые изображены ближе
2 из 10 определили, что человечки равны по размеру.
В опыте N6:
2 испытуемых их 10 не без
труда, но определили
3 из 10 ошибочно назвали предмет.
5 из 10 затруднились ответить.
Анализ результатов
Эта экспериментальная работа направлена на изучение иллюзий восприятия человека. Проведенные опыты показывают, что установка, как свойство восприятия, оказывает большое влияние на иллюзорное восприятие предмета ( 80% от общего числа испытуемых поддалось этому влиянию, хотя на рисунке изображение имело двоякий смысл). Целостность восприятия зависит от присутствия или отсутствия опознавательных признаков и бывает затруднена наличием деталей, искажающих восприятие цельного образа. Влияние прошлого опыта играет значимую роль в жизни человечества. Без него невозможно дальнейшее развитие, движение вперед. В работе над опытом N3 сыграл значимую роль прошлый опыт восприятия. Иллюзия величины в опыте N4 воздействовала на 70% от общего числа испытуемых, кроме тех, которые по роду занятий знакомы с характеристиками величин (они правильно определили, что серединки кружочков совершенно одинаковы). Константность восприятия основывается на знании прошлого опыта, что и подтвердило 80% от общего числа испытуемых (они сравнивали не зрительные восприятия предметов, а их характеристики, знание которых основано на прошлом опыте). Исключение составляют испытуемые, знакомые с правилами восприятия пространства, это 20% от общего числа испытуемых. Они безошибочно прошли все опыты. В работе над осмысленностью предметов, у испытуемых включались в работу мышление, память, эмоции, прошлый опыт и т.д.
Информация о работе Использование иллюзий восприятия в дизайне