Индивидуальные качества мышления. Стили мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Оглавление

1.Индивидуальные качества мышления. Стили мышления.
1.1.Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
2.Сущность и структура обучения.
2.1.Структура обучения.
3.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Психология и педагогика .docx

— 34.08 Кб (Скачать)

    Министерство  сельского хозяйства РФ

    Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

    Кафедра истории и педагогики 
     

Контрольная работа

    По  дисциплине «Психология и педагогика»

    ВАРИАНТ 19 

                                                                               

                                                                               Выполнила:

                  Студентка СОП Экономического факультета по специальности      «Экономика управления  предприятием и с/х»

                  Коновалова  Н.В  2пот,4семестр

                                                                              Проверила:

                                                   Подойницына Т.А. 

Кемерово 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1.Индивидуальные  качества мышления. Стили мышления.

1.1.Виды мышления. Логические операции процесса  мышления.

2.Сущность и  структура обучения. 

2.1.Структура  обучения.

3.Список литературы.

 
 
 

1.Индивидуальные  качества мышления. 

Мышление. 

     Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

     Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

     Задача  мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

     Мыслительный  процесс – процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п. 
 
 
 

1.1. Виды мышления. Логические операции процесса мышления 

     Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

     Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

     Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

     Различают теоретическое и практическое, интуитивное  и аналитическое, реалистическое и  аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

     Теоретическое и практическое мышление различают  по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

     Проводится  также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов,  является минимально осознанным.

     Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое – направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление.

     Важным  является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.

     Необходимо  также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

     Всякий  мыслительный процесс совершается  в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

     К разрешению задачи мышление идет с  помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

     Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

     Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

     Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

     Анализ  и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к  механическому сведению целого к  сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей  наблюдается склонность – у одних  к анализу, у других к синтезу.

     Абстракция – это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

     Обобщение (или генерализация) – это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

     Абстракция  и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного  процесса, при помощи которого мысль  идет к познанию.

     Основные  формы логического мышления – это понятия, суждения, умозаключения.

     Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

     Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

     Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

     Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

     Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

     Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Индивидуальные качества и стили мышления 

     Индивидуальные  различия проявляются в качествах  мышления:

     - широта – способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время необходимых для дела частностей;

     - глубина – умение проникать в сущность сложных вопросов;

     - самостоятельность – умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

     - гибкость – нескованность закрепленными в прошлом приемами и способами решения задач, умение быстро менять действия при изменении обстановки;

     - быстрота – способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

     - торопливость – поспешное решение вопроса без всестороннего обдумывания, выхватывание какой-то одной стороны проблемы;

      - критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые предположения и выводы.

     Индивидуальные  стили мышления:

     - синтетический  - стремление создать что-то новое, оригинальное на основе обобщения разных подходов и идей; теоретическое мышление;

     - идеалистический – склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем;

     - прагматический – опора на непосредственный личный опыт, использование легко доступных материалов и информации, стремление как можно быстрее получить конкретный результат;

     - аналитический – систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса на основе сбора большого объема информации и использования глубоких теорий;

     - реалистический – ориентация на признание фактов, конкретность, установка на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенных результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Сущность и структура обучения. 

      Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

      Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.

      Выделение данных функций процесса обучения проведено  условно, поскольку грани между  процессами образования, воспитания и  развития личности относительны, и  некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций  необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Информация о работе Индивидуальные качества мышления. Стили мышления