Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:51, контрольная работа
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.
1.Индивидуальные качества мышления. Стили мышления.
1.1.Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
2.Сущность и структура обучения.
2.1.Структура обучения.
3.Список литературы.
Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.
Воспитательная
функция процесса обучения заключается
в формировании системы ценностно-
Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Охарактеризованные
функции процесса обучения недопустимо
рассматривать как изолированно
осуществляемые. Они находятся в
сложно переплетенных причинно-
Основными целями обучения принято считать:
Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?
Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической деятельности по выявлению его сущности.
Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.
Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.
Выделяется
2 группы противоречий: внешние и
внутренние.
Внешние противоречия - это противоречия,
возникающие между постоянно возрастающими
требованиями общества к процессу обучения
и актуальным, текущим состоянием этого
процесса.
Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие внутри самого процесса обучения.
Внутренние противоречия процесса обучения:
-
противоречия между
-
противоречия между
-
противоречия между
-
противоречия, возникающие между
отдельными аспектами
Основные
условия становления
1) важна не отдельная трудность, а их система,
которая сочетается с условиями, благоприятствующими
их преодолению школьниками;
2) противоречие должно быть содержательным,
имеющим смысл в глазах учащихся; разрешение
противоречия должно осознаваться ими
как необходимость;
3) противоречие должно быть соразмерно
с познавательным потенциалом обучающихся
(так, если при напряжении усилий подавляющее
большинство учащихся не в состоянии решить
поставленную задачу и даже в ближайшей
перспективе не сможет этого сделать,
то такое противоречие не является движущей
силой развития);
4) возникновение
противоречия должно быть
2.1. Структура обучения.
Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.
Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении в его структуре двух взаимосвязанных элементов: учения и преподавания.
Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом процесса самообразования.
Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельности также направлена на содержание образования.
Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление.
Ю.К.Бабанский в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:
1) целевой;
2) стимулирующе-мотивационный;
3) содержательный;
4) операционно-действенный;
5) контрольно-регулировочный;
6) оценочно-результатовный.
Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.
Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых и материально-технической базы учебного заведения.
Стимулирующе-
Содержательный компонент процесса обучения - это содержание обучения, определяемое госудаpственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.
Операционно-действенный компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.
Контрольно-
Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.
Характеристика
перечисленных компонентов
Все
компоненты процесса обучения тесно
взаимосвязаны между собой. Принятие
цели обучающимися требует педагогически
целесообразного воздействия на
их мотивационно-потребностную
Указанные
последовательность и содержание компонентов
процесса обучения наиболее типичны. В
зависимости от задач обучения и
его конкретных условий те или
иные компоненты этого процесса прослеживаются
более или менее отчетливо. Например,
заинтересованность аудитории изучаемой
темой снимает необходимость
дополнительных мер стимулирования.
Не всегда нужны коррективы процесса
обучения, если сразу удается достичь
поставленной цели. Проектирование процесса
обучения требует творческого подхода
к анализу его структурных
компонентов.
Список литературы
Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс обучения. -
Информация о работе Индивидуальные качества мышления. Стили мышления