Индивидуальные качества мышления. Стили мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением.

Оглавление

1.Индивидуальные качества мышления. Стили мышления.
1.1.Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
2.Сущность и структура обучения.
2.1.Структура обучения.
3.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Психология и педагогика .docx

— 34.08 Кб (Скачать)

      Образовательная функция процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных  и общеучебных умений и навыков.

      Воспитательная  функция процесса обучения заключается  в формировании системы ценностно-эмоциональных  отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

      Развивающая функция процесса обучения определяет развитие общих и специальных  способностей личности, а также психических  процессов.

      Охарактеризованные  функции процесса обучения недопустимо  рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в  сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия  для эффективности обучения. А  обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.  
 

Основными целями обучения принято считать:

  • создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их;
  • дать универсальное образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем адаптироваться в современном мире;
  • реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации образования;
  • воспитать высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду, творчеству;
  • следовать международным требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;
  • формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

      Обучение  является процессом. Данный процесс  протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?

      Анализ  движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической  деятельности по выявлению его сущности.

      Источниками развития с диалектических позиций  является единство и борьба противоположностей.

      Становление педагогических систем и процессов  всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.

      Выделяется 2 группы противоречий: внешние и  внутренние.  
Внешние противоречия - это противоречия, возникающие между постоянно возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.

      Внутренние  противоречия - это противоречия, возникающие  внутри самого процесса обучения.

      Внутренние  противоречия процесса обучения:

      - противоречия между выдвигаемыми  ходом обучения теоретическими  и практическими задачами и  наличным уровнем обученности,  воспитанности и развитости учащихся;

      - противоречия между требованиям  педагога и возможностями обучаемых; 

      - противоречия между содержанием  сформировавшегося до начала  обучения личного опыта учащихся  и его недостаточностью для  решения теоретических и практических  познавательных задач; 

      - противоречия, возникающие между  отдельными аспектами содержания  учебного предмета и соответствующей  научной дисциплины и др. Не  любое противоречие становится  движущей силой, а лишь то, которое  соответствует определенным требованиям. 

      Основные  условия становления противоречия в качестве движущей силы процесса выявлены М.А.Даниловым. К их числу  исследователь относит следующие:  
1) важна не отдельная трудность, а их система, которая сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению школьниками;  
2) противоречие должно быть содержательным, имеющим смысл в глазах учащихся; разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;  
3) противоречие должно быть соразмерно с познавательным потенциалом обучающихся (так, если при напряжении усилий подавляющее большинство учащихся не в состоянии решить поставленную задачу и даже в ближайшей перспективе не сможет этого сделать, то такое противоречие не является движущей силой развития);

4) возникновение  противоречия должно быть подготовлено  и обусловлено ходом учебного  процесса, его логикой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Структура обучения.

      Выявление сущности процесса обучения предполагает анализ его структуры.

      Самое крупное членение единого процесса обучения состоит в выделении  в его структуре двух взаимосвязанных  элементов: учения и преподавания.

      Обучение  невозможно без одновременного осуществления  преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавателя. Преподавание невозможно без учения, а учение без преподавания становится элементом  процесса самообразования.

      Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Школьник (дошкольник, студент) выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его  деятельности является содержание образования. Педагог выступает субъектом  преподавания. Его деятельности также  направлена на содержание образования.

      Процесс обучения - это не просто механическое слияние преподавания и учения, а  качественно новое, целостное явление.

      Ю.К.Бабанский  в структуре процесса обучения выделяет следующие компоненты:

      1) целевой; 

      2) стимулирующе-мотивационный; 

      3) содержательный;

      4) операционно-действенный; 

      5) контрольно-регулировочный;

      6) оценочно-результатовный.

      Эти компоненты отражают весь процесс взаимодействия педагога и обучаемых от постановки цели обучения до анализа его результатов.

      Целевой компонент процесса обучения представляет собой постановку педагогом и  принятие обучаемыми целей и задач  изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). Цели и задачи процесса обучения определяются социальным заказом, уточняются на основе требований государственных  образовательных стандартов, программ, уровня подготовленности обучаемых  и материально-технической базы учебного заведения.

      Стимулирующе-мотивационный  компонент процесса обучения отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов  учебной деятельности, интересов.

      Содержательный  компонент процесса обучения - это  содержание обучения, определяемое госудаpственными  образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями.

      Операционно-действенный  компонент процесса обучения отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства.

      Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения предполагает осуществление контроля педагога и  самоконтроля обучаемых с целью  установления обратной связи и корректировки  хода процесса обучения.

      Оценочно-результативный компонент процесса обучения объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление  причин их возможного несоответствия, постановку задач дальнейшей деятельности.

      Характеристика  перечисленных компонентов процесса обучения дает представление лишь о  его составе. Ориентация педагога на проектирование целостной структуры  рассматриваемого процесса предполагает изучение взаимосвязей его структурных  элементов.

      Все компоненты процесса обучения тесно  взаимосвязаны между собой. Принятие цели обучающимися требует педагогически  целесообразного воздействия на их мотивационно-потребностную сферу. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют  определенных методов, средств и форм стимулирования и организации этого процесса. По ходу обучения необходим контроль за его протеканием и результатом. Реализация всех компонентов в комплексе обеспечивает достижение результата. Оценка полученного результата определяет новые цели процесса обучения.

      Указанные последовательность и содержание компонентов  процесса обучения наиболее типичны. В  зависимости от задач обучения и  его конкретных условий те или  иные компоненты этого процесса прослеживаются более или менее отчетливо. Например, заинтересованность аудитории изучаемой  темой снимает необходимость  дополнительных мер стимулирования. Не всегда нужны коррективы процесса обучения, если сразу удается достичь  поставленной цели. Проектирование процесса обучения требует творческого подхода  к анализу его структурных  компонентов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
  2. Загвязинский В.И. Противоречия учебного процесса и способы из разрешения // Советская педагогика. - 1970. - N 12. - С. 11-15.
  3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение. - 1982. - С. 129-181.
  4. Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советской школе. Его движущие силы // Основы дидактики / Под ред. Б.П.Есипова. - М., 1967. - С. 110-182.
  5. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования (Методологический анализ). - М., 1977.
  6. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.
  7. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика. - 1989. - N 11. - С. 10-17.
  8. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998. - С. 335-351.
  9. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988. - гл. 20.
  10. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141.
  11. Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997. - С. 186-211.
  12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 199-208.
  13. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М., 1989.
  14. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997. - С. 135-165.

Шапоринский С.А. Процесс научного познания и процесс  обучения. -

Информация о работе Индивидуальные качества мышления. Стили мышления