Игровая зависимость как следствие социально-психической дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).

Оглавление

Введение
1. Аддиктивное поведение: понятие, этапы становления, классификация
1.1. Понятие аддиктивного поведения
1.2. Этапы становления аддиктивного поведения
1.3. Классификация аддиктивного поведения
2. Роль азартных игр в развитии социально-психологической дезадаптации личности
2.1. Патологический гэмблинг как вариант зависимости
2.2. Аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости
3. Компьютерная зависимость как новая форма лудомании
3.1. Игровая зависимость
3.2. Интернет-зависимость
4. Практическое исследование
4.1. Экспериментально – психологические методики
4.1.1. Диагностический опросник.
4.1.2. Опросник А. Маслоу
4.1.3. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
4.1.4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
4.1.5. Описание исследования. Объект исследования
4.2. Результаты исследования и интерпретация результатов
4.2.1. Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу
4.1.2. Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
4.1.3. Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
4.1.4.Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах
4.1.5.Сравнение корреляционных связей в группах
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Игровая зависимость как следствие соц-псих дезадаптации.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

пр.)____________________________________________________________

  1. Любимые игры в детстве___________________________________________
  2. В какие азартные игры играете______________________________________
  3. С какого возраста играете в азартные игры____________________________
  4. Сколько раз (в неделю, месяц, год) посещаете игровые клубы_____________
  5. Чувствуете ли непреодолимое влечение к привычному виду игры_________
  6. Вы посещаете игровые залы один или с кем-то________________________
  7. Отношение близких людей (родители, жена (муж), дети, друзья) к вашему увлечению: играют вместе с вами, положительное, нейтральное, отрицательное, резко отрицательное.
  8. Ставили ли вы на кон больше, чем могли позволить себе потерять? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  9. В последние 12 месяцев требовалось ли вам играть на более крупную сумму, чтобы достичь той же степени возбуждения? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  10. Когда вы играли, возвращались ли вы на другой день к игре, чтобы отыграть проигранные деньги? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  11. Одалживали ли вы когда- либо деньги или продавали имущество, чтобы иметь возможность играть? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  12. Чувствовали ли вы когда-либо, что у вас могут быть проблемы с азартными играми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  13. Являлась ли когда-либо азартная игра причиной ваших проблем со здоровьем, включая стресс и беспричинное беспокойство? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  14. Критиковали ли вас за ваше пристрастие к азартным играм или говорили вам, что у вас проблемы с азартными играми, независимо от того, считали ли вы эти замечания справедливыми? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  15. Являлось ли когда-либо ваше пристрастие к азартным играм причиной финансовых проблем для вас или вашей семьи? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда)
  16. Ощущали ли вы когда-либо вину за то, как вы играете, или за то, что происходит во время вашей игры? (никогда, иногда, чаще всего, почти всегда).

      При анализе ответов на вопросы 20 – 28 применялась следующая методика (Т. Такер). За каждый ответ "никогда" присваивалось 0 баллов, "иногда" - 1 балл, "чаще всего" - 2 балла, "почти всегда" - 3 балла. Все набранные баллы за ответы на все 9 вопросов суммировались. Конечный результат определялся по следующему ключу.

     0 баллов - нет никаких негативных  последствий азартной игры. Респондент может играть изредка, с целью общения или на досуге - игра не является проблемным пристрастием. 1-2 балла - Респондент может играть в азартные игры на уровне, не ведущем к негативным последствиям.

     3-7 баллов - Респондент играет в азартные  игры на уровне, который может  привести к негативным последствиям. Результат указывает на уровень  риска, подлежащий дальнейшему  исследованию.

     8-27 балл - Респондент играет на уровне, ведущем к негативным последствиям. Возможно, контроль над пристрастием к азартным играм уже потерян - чем выше результат, интенсивней игра, тем серьезнее могут быть проблемы. Необходимо исследовать пристрастие к игре и его последствия.

     4.1.2. Опросник А. Маслоу

     Самоактуализация, по мнению А. Маслоу - это «потребность человека стать тем, кем он способен стать». Человек, достигший этого  высшего уровня своих потребностей, добивается полного использования  своих талантов, способностей и потенциала личности. Данный опросник предназначен для диагностики уровня развития самоактуализации личности [9].

     Обработка и интерпретация результатов. За каждое суждение, выбранное испытуемым и соответствующее самоактуализации, начисляется 1 балл. Затем необходимо подсчитать баллы по всем шкалам теста. Затем подсчитывается значение двух базовых коэффициентов: коэффициента «Ориентация во времени» и коэффициента «Поддержка». На основе этих данных производится основная интерпретация результатов.

     Коэффициент «Ориентация во времени» состоит из количества баллов, набранных испытуемым по шкале «Ориентация во времени». Он представляет собой отношение количества пунктов, по которым испытуемый выбрал суждение, свойственное для несамоактуализирующейся личности, к количеству пунктов, по которым он выбрал суждение, характерное для самоактуализирующейся личности. Аналогичным образом на основе данных, полученных по второй базовой шкале, можно вычислить коэффициент «Поддержки».

  1. Шкала «Ориентация во времени» (17 пунктов) определяет степень правильности ориентированности человека во времени.
  2. Шкала «Поддержка» (90 пунктов) или «Опора на себя», является вторым основным параметром самоактуализирующейся личности. Этот параметр определяет направленность личности на себя и направленность на других, то есть руководствуется ли в жизни человек своими собственными целями, убеждениями, установками и принципами, или он подвержен влиянию внешних сил, конформен и т. д.
  3. Шкала «Ценностные ориентации» (20 пунктов) измеряет степень того, насколько человек руководствуется ценностями, присущими самоактуализирующейся личности.
  4. Шкала «Гибкость поведения» (24 пункта) измеряет гибкость поведения в различных ситуациях, гибкость применения стандартных оценок, принципов.
  5. Шкала «Сензитивность» (13 пунктов) измеряет степень того, насколько человек глубоко и тонко ощущает себя, свои собственные переживания и потребности.
  6. Шкала «Спонтанность» (14 пунктов) измеряет способность спонтанно выражать свои чувства или быть самим собой.
  7. Шкала «Самоуважение» (15 пунктов) измеряет способность человека уважать себя за свою силу.
  8. Шкала «Самопринятие» (21 пункт) измеряет способность человека принимать себя вопреки своей слабости. Труднее достичь «принятия себя», чем самоуважения. Актуализация собственной личности требует и того и другого. Эти две характеристики можно отнести к «восприятию себя».
  9. Шкала «Взгляд на природу человека» (10 пунктов) оценивает понимание человеческой природы, мужественности и женственности.
  10. Шкала «Синергичность» (7 пунктов) измеряет способность к целостному восприятием мира и людей, способность находить закономерные связи во всех явлениях жизни, понимать, что такие противоположности, как работа и игра, любовь и похоть, эгоизм и бескорыстие, не являются антагонистичными.
  11. Шкала «Принятие агрессии» (16 пунктов) измеряет способность человека принимать свою агрессивность как природное свойство.
  12. Шкала «Контактность» (20 пунктов) измеряет способность человека устанавливать глубокие и тесные контакты с окружающими.
  13. Шкала «Познавательные способности» (11 пунктов) измеряет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
  14. Шкала «Креативность» (14 пунктов) измеряет выраженность направленности личности.

     Таким образом, тест в адаптированном варианте включает в себя 14 шкал и 126 пунктов. Каждый пункт содержит два альтернативных суждения, одно из которых должно быть в обязательном порядке выбрано испытуемым как в наибольшей степени соответствующее его взглядам и убеждениям.

4.1.3. Адаптированный характерологический  опросник К. Леонгарда  – Г. Шмишека.

     Данный  опросник состоит из 88 вопросов. Образец к опроснику и инструкцию к нему см. в приложении. Обработка результатов осуществляется раздельно по каждой акцентуации характера. Тип характера, набравший максимальное количество баллов определялся как доминирующий тип для данной личности. Максимальное количество баллов – 80, минимальное – 20 по каждой акцентуации. [12]

№ п/п Название типа характера по К. Леонгарду  Название акцентуации Ключ акцентуации  и коэффициент нормирования
1 Гипертимный Гипертимическая 2,5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 1,11,23,33, 45, 55, 67, 77)
2 Возбудимый  Проективная 1,67 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 2, 12, 15, 24, 34, 37, 46, 56, 59, 68, 78, 81)
3 Эмотивный Эмоцентрическая 2,5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 3, 13, 25, 35, 47, 57, 69, 79)
4 Дистимический Дистимическая (депрессивная) 2,5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 9, 21, 31,43, 53,65,75,87)
5 Тревожно-боязливый  Невротическая 2,5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 5, 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82)
6 Аффективно-экзальтированный Интроективная 5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 10, 32, 54, 76)
7 Аффективно-лабильный  Циклотомическая 2,5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84)
8 Застревающий (неуравновешенный) Паранойяльная 2,5 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 8, 20,30,42, 52, 64, 74, 86)
9 Педантичный Ригидная  1,67 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 4, 14, 17, 26, 36, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83)
10 Демонстративный Вытеснения  1,67 х (сумма  баллов за ответы на вопросы 7, 19, 22, 29, 41, 44, 51, 63, 66, 73, 85, 88)
 

4.1.4. Шкала реактивной (ситуативной)  и личностной тревожности  Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина

     Данная  методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера [9].

     По  Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или  ситуативная тревожность, (СТ), возникают  «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические  стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Величина ЛТ характеризует  прошлый опыт индивида, т.е. насколько часто ему приходилось испытывать СТ...»[14]. Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Результаты оцениваются в градациях:

     до 30 баллов          —   низкая;

     31-45 баллов         —   средняя;

     46 баллов и более   —   высокая тревожность.

     Такого  рода градации позволяют на универсальной  шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального  распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

     Ситуативная тревожность (СТ) определяется по ключу:       

     СТ = (3,4,6, 7,9,12,13,14,17,18)- (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+ 50

     Личностная  тревожность (ЛТ) определяется по ключу:        

     ЛТ = (2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20) - (1,6,7,10,13,16,19) + 35

     Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

     1. По значению в баллах, полученному  для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего, а также проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая — флегматика, а низкая реактивность — холерика и вслед за ним — сангвиника.

     2. Рассуждая подобным же образом,  по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует, по нашей модели личности, сангвинии и меланхолии, а низкая — флегматии и холерии, — личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному, а также художественному и практико-художественному типам характера.

    4.1.5. Описание исследования. Объект исследования

     В ходе исследования все респонденты  были разделены на две группы: зависимые  от азартных игр (экспериментальная  группа) и не имеющие какой-либо зависимости (контрольная группа).

     Экспериментальную группу составили 20 человек, зависимых  от азартных игр в возрасте от 22 до 42 лет, из них 16 мужчин и 4 женщины.

     В контрольную группу вошло 20 человек, играющих в азартные игры, но не страдающих какой-либо формой зависимости в  возрасте от 19 до 43 лет, из них 14 мужчин и 6 женщин. В ходе исследования испытуемые самостоятельно заполняли разработанную анкету.

     Математическая  обработка результатов проводилась  с помощью программы STATISTICA.

     Различия  результатов, полученных с помощью  анкеты в экспериментальной и контрольной группах, определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни.

     Внутригрупповые связи были получены с помощью  коэффициента корреляции Спирмена.

4.2. Результаты исследования и интерпретация результатов

    Характеристика  исследуемых групп

      В результате обработки первой части  анкеты (общие сведения) были выявлены характеристики исследуемых, приведенные  в таблице № 1.

      Таблица № 1.Характеристика (общие сведения) исследуемых групп.

Информация о работе Игровая зависимость как следствие социально-психической дезадаптации