Игровая зависимость как следствие социально-психической дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).

Оглавление

Введение
1. Аддиктивное поведение: понятие, этапы становления, классификация
1.1. Понятие аддиктивного поведения
1.2. Этапы становления аддиктивного поведения
1.3. Классификация аддиктивного поведения
2. Роль азартных игр в развитии социально-психологической дезадаптации личности
2.1. Патологический гэмблинг как вариант зависимости
2.2. Аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости
3. Компьютерная зависимость как новая форма лудомании
3.1. Игровая зависимость
3.2. Интернет-зависимость
4. Практическое исследование
4.1. Экспериментально – психологические методики
4.1.1. Диагностический опросник.
4.1.2. Опросник А. Маслоу
4.1.3. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
4.1.4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
4.1.5. Описание исследования. Объект исследования
4.2. Результаты исследования и интерпретация результатов
4.2.1. Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу
4.1.2. Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
4.1.3. Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
4.1.4.Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах
4.1.5.Сравнение корреляционных связей в группах
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Игровая зависимость как следствие соц-псих дезадаптации.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

      

Диаграмма № 3. Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по данным Шкалы Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина 

      Высокая ситуативная тревожность у респондентов экспериментальной группы отражает высокую реактивность личности, вовлеченность  в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего, также высокой ситуативной тревожности соответствует тип темперамента меланхолик. Респондентам контрольной группы в большей степени соответствует сангвинический или холерический тип темперамента. Это объясняется тем, что зависимые игроки и игроки, не имеющие зависимости, по-разному воспринимают игру. Для зависимых игра – это доминирующая часть жизни, требующая много сил и времени, от которой они не в силах отказаться. Для игроков, не имеющих зависимости игра – это просто приятное времяпровождение.

     Высокая личностная тревожность у респондентов экспериментальной группы отражает высокую активность личности, которая  соответствует меланхолии и сангвинии.

    4.1.4.Корреляционный  анализ данных  в экспериментальной  и контрольной  группах

      Корреляционные  связи между показателями, полученными  при анализе данных в экспериментальной  и контрольной группах, рассчитывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена (R).

Экспериментальная группа

      Статистически значимые связи в экспериментальной  группе обнаружены между следующими переменными:

  1. Возрастная характеристика положительно коррелирует с показателем личностной тревожности (R=0,90);
  2. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более высокий балл по шкале личной тревожности (R=0,81);
  3. У респондентов, имеющих детей наблюдался более низкий балл по шкале «Сензитивность» (R=0,81);
  4. Величина дохода респондентов отрицательно коррелирует с показателем по шкале «Принятие агрессии» (R=-0,65);
  5. У респондентов, проживающих в более плохих жилищных условиях, наблюдался более низкий балл по шкале «Сенситивность» (R=0,89) и более высокий балл по шкале «Самоприятие» (R=-0,65);
  6. Показатель наличие зависимости у членов семьи респондентов положительно коррелирует с уровнем ситуативной тревожности (R=0,70), а также отрицательно коррелирует с количеством баллом по шкалам «Гибкость поведения» (R=-0,63), «Спонтанность» (R=-0,65) и «Контактность» (R=-0,65);
  7. Показатель частоты посещения игровых залов отрицательно коррелирует с количеством баллов по шкале «Гибкость поведения» (R=-0,71).

      Возрастание показателя личностной тревожности  с увеличением возраста может быть объяснено тем, что надежды игроков, зависимых от азартных игр, не оправдываются, что свидетельствует о неадекватном восприятии жизненной реальности.

      Наличие семьи, увеличивающая личностную тревожность, вызывает у зависимого игрока напряженность в поведении, то есть, можно сказать, что семья угнетает его, заставляет чувствовать себя ущемленным, является для него обузой. Аналогичная ситуация происходит с наличием детей у зависимых игроков. Дети для зависимого игрока являются подавляющим фактором, конкурентами, то есть он чувствует ущербность, поэтому способность тонко ощущать себя, свои собственные переживания и потребности снижается.

      Связь величины дохода и показателем по шкале «Принятие агрессии», означает, что чем хуже материальное положение игрока, тем более агрессивным он становится. Этим объясняется склонность к совершению преступления, при большом проигрыше и больших долгах.

      Связь жилищных условий и сензитивности  выражается в снижении способности ощущать собственные переживания и уделении большего внимания внешним обстоятельствам. Повышение уровня самопринятия с ухудшением жилищных условий связано с тем, что патологические игроки пытаются оправдать свои слабые стороны плохими жилищными условиями.

      Связь наличия зависимости у членов семьи и повышенным уровнем ситуативной  тревожности, низким уровнем гибкости поведения, спонтанности и контактности можно отнести к наследственным факторам формирования зависимости у игрока. Низкий балл по шкале «Гибкость поведения» означает догматизм, неспособность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Низкие баллы по шкалам «Спонтанность» и «Контактность» отражает закрытость характера, трудности в выражении своих чувств и эмоций, трудности в общении и установлении межличностных контактов.

      Связь частоты посещения игровых залов  и гибкостью говорит о том, что чем больше человек втягивается  в игру, тем труднее от нее отказаться.

Контрольная группа

      Статистически значимые связи в контрольной группе обнаружены между следующими переменными:

  1. У женщин наблюдался более высокий балл по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,50);
  2. Уровень образования респондентов положительно коррелирует с количеством баллов по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,75);
  3. У респондентов, состоящих в браке, наблюдался более низкий балл по шкале «Поддержка» (R=-0,73);
  4. У респондентов, имеющих детей наблюдался более низкий балл по шкале «Ценностные ориентации» (R=-0,71);
  5. У респондентов, имеющих более высокий доход, наблюдалась более высокая частота посещения игровых залов (R=0,71), положительное отношение родственников к игре (R=0,80) и более высокий балл по шкале «Самоуважение» (R=0,69), а также более низкий уровень ситуативной тревожности (R=0,67);
  6. У респондентов, проживающих в более плохих жилищных условиях, более высокая частота посещения игровых залов (R= -0,83);
  7. У респондентов, посещающих игровые залы с друзьями или родственниками, наблюдается более высокий показатель посещения игровых залов (R=0,67);
  8. Отрицательному отношению родственников к игре соответствует  более высокий балл по шкале «Принятие агрессии» (R=-0,68).

      Корреляция  уровня образования респондентов и  количества баллов по шкале «Взгляд  на природу человека» отражает повышение  понимания природы человека как сочетание добра и зла, бескорыстия и корыстолюбия, бесчувственности и чувствительности.

      Понижение балла по шкале «Поддержка» с  появлением семьи отражает значимость мнения семьи в принятии решений, ориентированность на интересы семьи. При появлении детей в семьях у происходит  реструктуризация ценностей, то есть большее внимание уделяется детям, а себя родители отодвигают на второй план.

      У контрольной группы связи уровня материального положения с различными показателями носят прагматический характер. Чем выше доход у игроков, тем чаще они могут позволить себе играть в азартные игры, тем выше у них уровень самоуважения, тем меньше их критикуют родственники и ниже ситуативная тревожность.

      Обратная  зависимость между качеством  жилищных условий и частотой посещения игровых залов показывает, что свою неудовлетворенность жилищными условиями игрок реализует тем, что уходит из дома и посещает игровой клуб.

      Игроки, посещающие игровые залы с друзьями, играют чаше. Это можно объяснить  тем, что они просто любят проводить время в компании и посещают игровые клубы с целью приятного времяпровождения и получения удовольствия от игры и общения.

      Связь отношения родственников к игре и количества баллов по шкале «Принятие  агрессии» отражает адекватное соразмерное  отношение к критике.

4.1.5.Сравнение корреляционных связей в группах

  1. Семья. Для зависимых  игроков семья  и дети – подавляющий, угнетающий фактор, связанный с повышением напряженности и тревожности. Здоровым игрокам семья оказывает поддержку. В семье они не чувствуют себя одинокими. Происходит переориентация ценностей в соответствии с интересами семьи.
  1. Материальные  и жилищные условия. У зависимых  игроков плохие материальные условия повышают агрессивность. Здоровые игроки, в этом случае, компенсируют это, проводя больше времени с друзьями, развлекаются, играя в азартные игры.
  2. Наследственные факторы. У зависимых игроков имеют огромное значение и оказывают влияние на многие личностные характеристики (гибкость, спонтанность, контактность, уровень ситуативной тревожности, самоуважение). У здоровых игроков не имеют существенного значения.
  3. Частота посещения игровых залов. У здоровых игроков зависит от уровня материального положения. У больных игроков этот фактор влияет на гибкость поведения.

 

     Заключение 

    1. Личностные характеристики зависимых игроков существенно отличаются от личностных характеристик людей, не имеющих такой зависимости.

    2. Лица, зависимые от азартных игр  отличаются более низким уровнем  самоактуализации и более высоким  уровнем тревожности.

    3. Зависимых игрокам присуще такие характерологические особенности как неуравновешенность, неуверенность в себе, нерешительность, обидчивость, мнительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении.

    4. Для зависимых игроков характерны  такие состояния как подавленное настроение, быстрое утомление, плохо осваиваются с изменившимися условиями жизни, трудность выбора.

    5. Зависимые игроки испытывают  трудность в общении, в установлении  межличностных контактов, отношениях  с семьей. Характерна замкнутость,  закрытость, агрессивность, негативное отношение к природе человека.

    По  моему мнению, для решения проблемы гэмблинг-зависимости необходимо проведение более масштабного исследования зависимости от азартных игр с  привлечением психологов, врачей и  других специалистов, а также необходимо сотрудничество с игорными заведениями.

    В связи с этим необходима разработка хорошей комплексной методики, позволяющей  рассчитать все необходимые показатели, позволяющей быстро и надежно  получать практически значимые и  научно обоснованные результаты.

    Также для решения проблемы гэмблинг-зависимости  необходим государственный контроль игорных заведений. Должен быть разработан жесткий свод ограничений для  организации казино или другого  игрового клуба, а также осуществление  контроля за его исполнением.

    Только  при объединении усилий по борьбе с зависимостью от азартных игр можно  достичь существенных положительных  результатов. В этом заключается  сложность решения проблемы.

 

     Список использованных источников 

  1. Акопов  А.Ю. Психотерапевтический метод контр аддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. - СПб., 2004. - 54 с.
  2. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века // Вопросы ментал. медицины и экологии.-2000.-№1 .-СЛ1-13.
  3. Бухановский А.О. и соавторы. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. Пособие для врачей. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 2002.
  4. Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. под. ред. Носова Н.А.М., 2005.
  5. Ги Лефрансуа Теории научного формирования поведения человека. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 278 с.
  6. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ: В 2-х кн. Кн.1: Пер. с Англ. - М.: Финансы и статистика, 1986. -366 с.
  7. Егоров А.Ю. Основы наркологии. - СПб., 2000. - 219 с.
  8. Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Психотерапевтическая программа лечения игровой зависимости /В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. - СПб.: Нева, 2003. - 125 с.
  9. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - № 3. - С 52-58.
  10. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Психологический журнал, 1999. том 20, 1, с 94 — 102.
  11. Комер Р. Патопсихология поведения, нарушение и патологии психики. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 608 с.
  12. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991, №1.
  13. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.: Смысл, 1998. — 195 с.
  14. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 864 с.
  15. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. Новосибирск. 1998.
  16. Макаров В.В. Психотерапия нового века. — М.: Академический проспект, 2001 — 496 с.
  17. Мельник Э.В. О природе болезней зависимости (алкоголизм, наркомания, компьютеромания и другие). - Одесса, 1998. - 399 с.
  18. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 328 с.
  19. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. — СПб.: Питер, 2003. — 1312 с.
  20. Раен А.А. Психология подростка. Полное руководство. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.
  21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
  22. Фомичева Ю.В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности играми//Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991./3. С. 27−39.
  23. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1
  24. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  25. Юнкеров В.И. Основы математико-статистического моделирования и применения вычислительной техники в научных исследованиях. -СПб, 2000. - 140 с.

Информация о работе Игровая зависимость как следствие социально-психической дезадаптации