Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
В настоящее время в психологии уделяется большое значение проблемам отклоняющегося поведения человека. Недовольство реальной жизнью и желание уйти от нее является одной из сложнейших проблем человеческой жизни. Однако формы и способы ухода чрезвычайно разнообразны и нередко носят патологический характер. Одной из таких форм является аддиктивное поведение, когда жизнь человека, его состояние и поведение начинают жестко зависеть от различных факторов (наркотиков, алкоголя, еды, работы, секса, азартных и компьютерных игр и др.).
Введение
1. Аддиктивное поведение: понятие, этапы становления, классификация
1.1. Понятие аддиктивного поведения
1.2. Этапы становления аддиктивного поведения
1.3. Классификация аддиктивного поведения
2. Роль азартных игр в развитии социально-психологической дезадаптации личности
2.1. Патологический гэмблинг как вариант зависимости
2.2. Аддиктивное поведение как составляющая игровой зависимости
3. Компьютерная зависимость как новая форма лудомании
3.1. Игровая зависимость
3.2. Интернет-зависимость
4. Практическое исследование
4.1. Экспериментально – психологические методики
4.1.1. Диагностический опросник.
4.1.2. Опросник А. Маслоу
4.1.3. Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
4.1.4. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
4.1.5. Описание исследования. Объект исследования
4.2. Результаты исследования и интерпретация результатов
4.2.1. Результаты анализа данных, полученных по опроснику А. Маслоу
4.1.2. Результаты анализа данных, полученных по опроснику К. Леонгарда – Г. Шмишека
4.1.3. Результаты анализа данных, полученных по опроснику Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина
4.1.4.Корреляционный анализ данных в экспериментальной и контрольной группах
4.1.5.Сравнение корреляционных связей в группах
Заключение
Список использованных источников
Приложения
С этой точки зрения, выход из виртуальной реальности - это возвращение из роли сверхчеловека в свое обычное состояние, которое куда меньше устраивает аддиктов. Сравнение себя с компьютерным героем, глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.
Уйти от реальности, принимая чужую роль, пытаются лишь дезадаптивные личности, неадекватно оценивающие себя. Поскольку высокая тревожность является критерием дезадаптации, можно предположить, что игровые аддикты изначально тревожны, т.е. этой психологической особенностью они обладают до начала формирования зависимости от них.
Можно
выделить три основные возможные
причины депрессивных отклонений в
сфере эмоциональных
Наличие постоянной потребности в компьютерной игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
Субъективное переживание аддиктами на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
Неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности "Я реального" и "Я виртуального" [11].
Повышение адаптации возможно лишь в случае, если человек играет достаточно мало, для того чтобы снять напряжение и т.д. Здесь можно привести аналогии с алкоголем (минимальные дозы алкоголя полезны - антисклеротическое, радиопротекторное действие).
Виртуальный
мир компьютерных игр, в которые
играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден,
настроен враждебно к виртуальному герою.
Сам же герой противостоит этому миру,
имея для этого все необходимое: силу,
ум, знания, оружие, средства защиты и т.д.
Ему приходится "убивать" компьютерных
"врагов", а те, в свою очередь, пытаются
"убить" его. Человек, находясь длительное
время в такой среде, переносит ее законы
на реальный мир: начинает чувствовать
себя более уязвимым, считает, что большинство
людей враждебно настроены и мир в целом
является более опасным, чем есть на самом
деле. Такое отношение человека к окружающему
миру и будет называться высоким уровнем
тревожности личности.
3.2.
Интернет-зависимость
Другой разновидностью компьютерной зависимости является так называемая "интернет-зависимость". Первыми с этой проблемой столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в Сети. Интернет-зависимость имеет общие черты с зависимостью от игр, но и некоторые отличия.
В самом общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом" [9]. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".
Чтобы отличить времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по роду деятельности приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивной реализации в виде пребывания в сети, необходимо учитывать особенности аддиктивного поведения.
Аддиктивное
поведение характеризуется
Что делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности?
возможность анонимного общения;
возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);
чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника - т.к. в любой момент можно найти нового);
неограниченный доступ к информации ("информационный вампиризм") (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения - 90% - зависимы от общения, 10% зависимы от информации) [11].
Термин "интернет-зависимость" предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей:
Использование компьютера вызывает дистресс.
Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу [6].
Впервые научный подход к изучению феномена "интернет-зависисости" продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса он-лайн;
увеличение времени, проводимого он-лайн;
увеличение количества денег, расходуемых он-лайн [6].
Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:
киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом ;
пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры [6].
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности (болезни зависимого поведения) и люди имеющие такие черты попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, Интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества (страх быть покинутым) и желание избежать его, часто бывает социальная дезадаптация, которая характеризуется узким кругом общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное), не умением высказать, поделиться своими переживаниями с окружающими, не достатком близких отношений, импульсивностью, не умением спланировать свое время, добиваться поставленных целей и хорошо планировать свою деятельность (как следствие возможно отсутствие постоянной работы). Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и как следствие пребывают в состоянии депрессии.
Таким
образом, благодаря общению в
Интернете люди, склонные к созданию
зависимостей, компенсируют свои потребности
в общении и чувстве
Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения интернет-зависимости, о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии данного расстройства, однако такие пациенты уже существуют "здесь и сейчас" и с течением времени меньше их не станет.
4. Практическое исследование
В исследовании использовались следующие методики:
4.1.1. Диагностический опросник.
Эта
часть анкеты была разработана с
использованием методик Томаса Такера,
[15] (№№ вопросов 20 – 28). Инструкция (правила)
по заполнению анкеты и вопросы 1 – 19 были
разработаны самостоятельно. Ниже приводится
образец разработанной первой части анкеты.
АНКЕТА
Общие сведения
замужем / женат
разведена / разведён
вдова / вдовец
Информация о работе Игровая зависимость как следствие социально-психической дезадаптации