Формирование личности дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

Оглавление

Введение
Основная часть:
1.Значение игр в формировании личности
2.Развитие художественно–творческой деятельности дошкольников в игровой деятельности.
3.Педагогические основы организации творческих игр дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Основная часть:

1.Значение игр в формировании личности

2.Развитие художественно–творческой  деятельности дошкольников в  игровой деятельности.

3.Педагогические основы организации творческих игр  дошкольников

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать  как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для  преодоления стрессовых ситуаций и  активного творческого отношения  к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

               Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

             Ряд исследований отечественных психологов (Леонтьев, Эльконин, Запорожец) показали: развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой.           

 Игра – это поле свободной  творческой деятельности. Вхождение  в роль, развитие ее отношений  как своих, когда ребенок умеет  вживаться в роль, чувствовать  ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной, нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

Игра позволяет каждому ребенку  подняться до «потолка» своих  возможностей, где развитие идет наиболее успешно, игра может стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

 

 

 

 

 

  1. Значение игр в формировании личности

Психологи издавна изучают  игры детей и взрослых, отыскивая  их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход  чрезмерной жизненной силе.

Другое трактование природы игры - удовлетворение потребностей в отдыхе. Живое существо, играя, своеобразным образом тренируется, чему-нибудь обучается. Игра может быть вызвана и потребностью в лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и как компенсирующую деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить неосуществленные желания.

Й. Гейзинга, автор классического произведения "Гомо людекс" ("Человек, который играет"), подчеркивает, что игра не имеет какой-либо материальной основы.

Игра, - это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий. Человечество вновь  и вновь создает свой придуманный  мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром  природы. Узы, которые связывают  игру и красоту очень тесные и  многообразные. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность.

Игра протекает ради нее  самой, ради удовлетворения, что возникает  в самом процессе исполнения игрового действия.

Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает.

Именно в мире впервые  формируется необходимость влияния  на окружение, изменить его, когда у  человека возникает желание, которое  невозможно сразу реализовать создаются  предпосылки игровой деятельности.

Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. [16, 218].

В игре ребенок не обучается  жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.

Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень  верно подчеркнул известный исследователь  детской игры Д. Б. Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет  способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок  не знает нового переживания, которое  связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.[4,307]

Игровая деятельность строится, таким образом, в которой в результате возникает воображаемая ситуация. Элементарные функции игры готовятся в предметных действиях. Предисловием игры становится способность, перенесения одних функций предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи, когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.

Игра в придуманной  ситуации освобождает от ситуативной  связи. В игре ребенок обучается  действовать в ситуации, которая  требует познания, а не только непосредственно  переживается. Действие в придуманной  ситуации приводит к тому, что ребенок  учится управлять не только восприятием  предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения  человека к миру: ребенок уже видит  окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и  смысл.

Случайный предмет, который  ребенок раздваивает на конкретную вещь и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом. Ребенок  может любой предмет пересоздать  на что угодно, он становится первым материалом для воображения. Дошкольнику  очень трудно оторвать свою мысль  от вещи, поэтому он должен иметь  опору в другой вещи, для того, чтобы вообразить себе коня, ему  необходимо найти палку, как точку  опоры. В этом символизирующем действии происходит взаимное проникновение, переживание  и фантазия.

Сознательность ребенка  отделяет образ реальной палочки, которая  требует реальных действий с ней. Однако мотивация игрового действия это совсем независимо от объективного результата.

Главный мотив классической игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

Палочка имеет определенное значение, которое в новом действии  приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская фантазия рождается в игре, которая стимулирует этот творческий путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.

На ранних этапах развития игра стоит очень близко к практической деятельности. В практическом основании  действий с окружающими предметами, когда ребенок осмысливает, что  она кормит куклу пустой ложкой, воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения  предметов еще не наблюдается.

Для дошкольников основная линия развития лежит в формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.

С годами, когда эти виды деятельности меняются местами, игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира. [9; 239]

Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация  детской игры. (О. М. Леонтьев)

Ребенок может овладеть широким, непосредственно недоступным ему  кругом действительности только в игре, в игровой форме. В этот процесс  освоения прошедшего мира через игровые  действия в этом мире, включены как  игровое сознание, так и игровое  неведомое.

Игра – творческая деятельность, и как каждое настоящее творчество не может осуществляться без интуиции.

Интуиция, в переводе с  латинского – созерцание, усмотрение, видение. Основной показатель интуиции «свернутое» восприятие ситуации в целом,  непосредственно - эмоционально, образно. [13,3]

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его  психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую  психологи считают ведущей деятельностью  дошкольников.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в  игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления  жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется  в замысле игры и поиске средств  в его реализации. Сколько выдумки  требуется, чтобы решить, в какое  путешествие отправится, какой соорудить  корабль или самолет, какое подготовить  оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные  мечты и стремления, мысли и  чувства, которые владеют ими  в настоящий момент.

По этому игра – всегда импровизация [23; 15]

Игра – самостоятельная  деятельность, в которой дети впервые  вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время  не в какой другой деятельности нет  таких строгих правил, такой обусловленности  поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и  свои собственные. Задача воспитателя  состоит в том, чтобы сосредоточить  внимание играющих на таких целях, которые  вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между  детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. [19,8]

 
 

2.Развитие художественно–творческой деятельности дошкольников в игровой деятельности.

Среди разнообразных видов  творческой деятельности, которой любят  заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное  искусство, в частности детское  рисование. По характеру того, что  и как ребенок изображает, можно  судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления  и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического  или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

Весьма часто задачи, которые ставит педагог, не отвечают потребностям и интересам ребенка. Предлагая детям, скажем, рисовать воздушные шары, педагог хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно, не понимают значения этой программной задачи. Это в - первых. Во- вторых, рисовать просто так многим совсем не интересно. Конечно, воспитатель может просто воспользоваться своим правом взрослого. И, безусловно, младший дошкольник не будет сопротивляться. Он займет свое место за столом, и покорно будет выполнять все указания. Однако при этом не проявятся ни интерес, ни старания. Поэтому очень важно соединять игровую деятельность с обучением.

Важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что  все, что он делает, непосредственно  нужно кому-то. Но кому? В каком  мире смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках? Короткие мазки, изображающие траву. К  счастью, такой мир существует! Этот удивительный мир кукол, которые  ходят друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи и лисы; игрушки посещают парикмахерскую и магазины; обращаются к ребенку за помощью, если болеют. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что именно эти яблочки и листочки очень нужны. Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок.

Информация о работе Формирование личности дошкольников в игровой деятельности