Формирование личности дошкольников в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:37, реферат

Краткое описание

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

Оглавление

Введение
Основная часть:
1.Значение игр в формировании личности
2.Развитие художественно–творческой деятельности дошкольников в игровой деятельности.
3.Педагогические основы организации творческих игр дошкольников
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 45.17 Кб (Скачать)

 Для того чтобы углублять  представления детей, пробуждать  у них интерес к художественной  игре, к рисованию, лепке, вызывать  определенные эмоции, наблюдения  жизни необходимо дополнять художественными  образами. В старшем дошкольном  возрасте книга, картина становится  важным источником игрового творчества. От того, насколько эмоционально  воспримут дети эти литературно-художественные образы, как глубоко осознают идею произведения, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.      

 Для развития способности  идти от мысли к действию  необходимо развивать целенаправленность  деятельности ребенка. Цель –  во что играть, что рисовать. При  наличии цели детей можно без  особого труда приучить обдумывать  предстоящую игру, подготавливать  нужный материал. Цель является  важнейшим элементом структуры  художественной деятельности. Для  развития творческой активности  детей необходимо наличие как  объективных, так и субъективных  условий.     

 Объективные условия  следующие:     

 а) источники различной  художественной информации, обогащающие  переживания детей, занятия, развлечения,  праздники в детском саду, многочисленные  жизненные ситуации, окружающие  ребенка;     

 б) условия материальной  среды, позволяющие детям развернуть  свою деятельность и придать  ей тот или иной характер, выбрать  какой-либо вид художественной  практики;     

 в) характер и тактика  руководства педагога, его косвенные  действия, его соучастие, проявляющееся  в выражении своего отношения  к художественной деятельности, в поощрительных замечаниях, создающих  благоприятную атмос-феру.     

 К субъективным условиям  относятся:     

 а) художественные  интересы детей, их избирательность,  устойчивость;     

 б) побуждения детей,  вызывающие их самостоятельную  деятельность на основе стремления  выразить свои художественные  впечатления, применить имеющийся  художественный опыт или усовершенствовать  его, включиться во взаимоотношения  с детьми[12;8].     

 Поскольку любая, в  том числе игровая, деятельность  состоит из законченных действий, подчиненных общей цели, то ее  структуру следует рассматривать  в связи с ее процессом: возникновение  замысла, развертыванием самой  деятельности и ее заключением. 

Структура художественной деятельности выглядит таким образом:     

1. Возникновение художественных  замыслов (цели) как проявление интересов  ребенка, продиктованных внутренними  мотивами и обусловленных имеющимся  художественным опытом. Внешне это  может выражаться в выборе  ребенком того или иного вида  художественной деятельности, нахождении  формы ее организации, привлечении  сверстников к участию, к установлению  взаимоотношений и распределению  ролей, в подготовке материальных  условий к ее осуществлению.     

2. Реализация замысла,  качество которой зависит от  владения способами переноса  имеющегося опыта в новые условия.      

3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной  цели. Выражается в совершенствовании  ребенком своих действий по  ходу развития игровой деятельности, в высказываемых предположениях  по ее дальнейшему ходу и  окончанию.     

 Вместе с тем, в  зарубежной и отечественной педагогике  и психологии широко дискутируется  вопрос о необходимости руководства  художественной деятельностью детей.  Искусство в современных теориях  трактуется с различных позиций  – экзистенциализма, неопрагматизма, бихевиоризма и т.д. Разнородность подхода к искусству не позволяет говорить о единых направлениях. Тем не менее доминируют идеи об искусстве как о явлении независимом и чисто интуитивном. Данный вывод относится и к художественной деятельности детей, так как она сопоставляется с искусством. В теории эстетического воспитания это положение также является ведущим, поэтому, естественно, приводит его сторонников к выводу об отрицательном отношении в педагогическому руководству.     

 Во многих трудах  подчеркивается, что искусство не  отражение жизни, а только способ  выявления личных переживаний,  такова и сущность художественной  деятельности детей.     

 Ряд исследований, впрочем,  признавая, что самостоятельная  художественная деятельность начинается  по инициативе детей, делают  вывод, что процесс этот не  спонтанный, а педагогически обусловленный.  Педагогическая обусловленность  зависит от установления правильного  соотношения субъективных и объективных  причин. Сформированные взрослым  художественные интересы детей,  скопившиеся впечатления – все  это выливается в попытках  “самовыявления” своих переживаний.  Взрослый выступает как руководитель, использующий субъективные интересы  ребенка. Эта деятельность взрослого  носит косвенный характер и  требует от него:     

- обогащения детей художественными  впечатлениями;     

- создания предметной  среды, позволяющей им легко  ориентироваться и действовать  с художественными материалами;  благожелательного отношения, располагающего  детей к деятельности;     

- установления правильного  соотношения между различными  формами организации художественной  деятельности детей;                                                     

- развития своих художественно-педагогических  способностей, которые помогут педагогам  творчески и тактично формировать  способы самостоятельных действий  детей.     

 Имеющийся отечественный  опыт по развитию творческой  активности детей в художественной  игре показывает, что для развития  самостоятельной игровой деятельности  необходимо методическое руководство.  Следует планировать примерную  тематику детских игр, намечать  приемы руководства. Все это  способствует подержанию устойчивого  интереса детей к художественной  деятельности.     

 Педагог может использовать  целую группу методов с целью  развития самостоятельных игровых  действий с художественным содержанием.  Это – организация целенаправленного  наблюдения, беседы, вопросы.     

 При помощи указанных  методов педагог способствует  формированию замысла (выбор объекта,  содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, цветные мелки), реализации замысла  (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки), оценке продукта деятельности.      

 Изучение влияния изобразительного искусства, например, на развитие творчества в рисунках детей старшего дошкольного возраста показало, что в замыслах детей под влиянием показа иллюстративного материала происходит конкретизация образов, обогащение их путем использования и комбинирования увиденных деталей, свойств предмета; проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение к герою и сюжету; внимание направляется на выбор средств для передачи образа, изображаемого события.     

 Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал  помогает ребенку найти различные  способы для передачи своего  замысла: в образах рисунков  появляется выразительность; использован  колорит как средство выра-жения содержания; даны разные композиционные решения.     

 Взрослый может активно  участвовать в ролевой игре, в  драматизации, развлечении, выполнять  роли ведущего, зрителя, режиссера  или исполнителя.     

 Дети небезразличны  к тому, видит ли воспитатель,  чем они заняты, замечает ли  их игру. Они очень чутки к  его реакции, и, если он поддерживает, одобряет их действия, активность  их возрастает, доброжелательные замечания, подсказ принимаются как должное.     

 Опытная работа специалистов  показала, что именно в процессе  педагогического руководства развитием  самостоятельной игровой деятельности  детей возрастает их инициатива, речевая активность, умение применить  в новых условиях полученные  в обучении навыки, раскрываются  творческие возможности. В частности,  Н.С.Карпинская, исследовавшая развитие  художественных способностей детей  в процессе игр-драматизаций, писала, что “вне процесса специального  обучения детские игры-драматизации, передача текста сказок лишены  красок, выразительности”[7;101].     

 Среди основных методов, определяющих эффективность руководства были выделены: систематическое планирование, создание воспитывающей среды, организация праздников,  развлечений, применение конкретных приемов педагогического воздействия[12;147].      

 Но работа воспитателя  по развитию творческой активности  дошкольников не должна ограничиваться  лишь педагогическим воздействием  непосредственно на детей. В  активизации творческой активности  и развитии инициативы, в обогащении  их образными художественными  впечатлениями важную роль играют  и условия в семье. Для ознакомления  родителей с задачами художественного  воспитания детей специалисты  советуют проводить родительские  собрания. На них необходимо давать  развернутую характеристику детского  творчества, той работы по изобразительной  деятельности, которая проводится  на занятиях. Следует обратить  особое внимание на необходимость  тесной связи детского дошкольного  учреждения и семьи в целях  художественного развития детей.  Не только в детском саду, но  и дома ребенок должен иметь  благоприятные условия для развития  своей творческой инициативы.     

 Р.И.Жуковская подчеркивает, что творческие игры содействуют  переходу детского любопытства  в любознательность; воспитанию  наблюдательности, развитию воображения,  смекалки, изобретательности, памяти  речих[6;17]     

 Важно, чтобы педагог  мог умело войти в игру, детское  общество. Это умение – великое  качество педагога. Еще В.Г.Белинский  писал: “Есть люди, которые любят  детское общество и умеют занять  его и рассказом, и разговором, и даже игрою, приняв в ней  участия; дети со своей стороны  встречают этих людей с шумной  радостью, слушают их со вниманием  и смотрят на них с откровенной  доверчивостью, как на своих  друзей”[1;86]     

 Таким образом, роль  педагога в управлении художественной  игрой довольно велика и требует  от него особых качеств и  навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

 Личность ребенка многогранна  и наиболее яркие качества  личности, ее оттенки могут проявляться  и развиваться лучше всего  в играх. Однако формирование  у каждого ребенка творческой  инициативности – процесс длительный  и в значительной мере все-таки  зависит от уровня познавательных  и художественных интересов.     

 Задача педагога –  своевременно оценить и правильно  направить творческие способности  ребенка.     

 Очевиден вывод: между  обучением и художественной игрой  существует прямая взаимосвязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1.   Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.

2.   Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5. - С.49-58.

3.   Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998.

4.   Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.

5.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.

6.   Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

7.   Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.

8.   Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10.

9.   Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №10.

10.   Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985.-192с., ил.

11.   Крупская Н. К. Пед. соч. – М., 1959. -  т. 6. - С.54-55.

12.   Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9.

13.   Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 1996. - №3.

14.   Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

15.   Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. -М.:Просвещение,1965. - С. 234-235.

16.   Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.


Информация о работе Формирование личности дошкольников в игровой деятельности