Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа
Левшам всегда доставалось от праворуких за "ненормальность". Во многих верованиях и религиях левши были признаны неуклюжими и неумелыми, а также подлыми, зловредными и лицемерными. В латинском языке dexter означает правый, он же целебный, а sinister - левый и пагубный. В языках других народов левую руку называют нечестной, лживой и подлой, в противовес правой - непогрешимой, чистой и целебной.
Введение……………………………………………………………..........……….2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЗИЗ ПОНЯТИЯ И ПРИРОДЫ ЛЕВОРУКОСТИ ...................................................................................................5
1.1 Понятие леворукости и причины ее возникновения …………...................5
1.2 Леворукость как особенность на уровне физиологии……………..............8
1.3 Речь леворукого ребенка...............…………………………………………..15
1.4. Левшество и гениальность………………………………………………….
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ЛЕВОРУКОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ……………………………………………………………………
2.1 Леворукость как психолого-педагогическая проблема……………………
2.2. Леворукость как возрастная проблема……………………………………..
2.3. Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации по научению.………….........................................................................................31
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы………………………………………………………............42
Функциональная особенность левшей – сложность в переключении, поэтому их нельзя торопить. Если идет опрос, ребенка левшу не стоит спрашивать первым, ему надо время, чтобы подготовиться к ответу на любой вопрос.
В завершение главы можно привести совет для родителей, который
дает кандидат медицинских наук В.Брагинский: «Если у вашего ребенка леворукость, то родителям не надо подчеркивать его отличие от сверстников, а, напротив, необходимо всячески подбадривать, хвалить малыша. С годами, естественно, он сам заметит свои особенности, но к этому времени он научится достаточно умело приспосабливаться к жизни».
Называя, в основном, недостатки и трудности в развитии левши, нельзя не отметить виды деятельности, в которых эти дети успешны. Так, у леворуких детей хорошее чувство ритма. На занятиях спортом они успешны, когда надо чувствовать партнера. Например, в командной игре. Они могут освоить математический материал, используя статьи в деловых газетах и журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в копировании форм, а там, где требуется творческий подход.
Заключение.
В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Педагоги
старого поколения и родители
прошлых десятилетий, приучая всех
детей без разбора пользоваться
правой рукой, руководствовались вполне
понятными практическими
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Список использованной литературы
1. «Активизация познавательной деятельности младших школьников», книга для учителя; 2006г.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Трудности в обучении леворуких детей», 2007г.
4. Бабанский Ю.К. «Методы
стимулирования учебной
5. Бардин К.В. «Как научить детей учиться», Просвещение, 2005г.
6. Басова Н.В. «Педагогика и практическая психология», 2004г.
7. Боденко Б.И. «Выявление
некоторых причин трудностей
в учении. Научно-практические проблемы
школьной психологической
8. Венгер А.Л., Поливанова
К.Н. «Особенности принятия
9. Выготский Л.С. «Детская психология //Собр. соч. В 6т», Т.2, 2004г.
10. Гролщева А.К. «Формирование у школьников готовности к самообразованию», Педагогика,2006г.
11. Гузин Н.В. «Учись учиться», Просвещение, 2004г.
12. Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться», 2006г.
13. Кулько В.А., Цэхлистрова Г.Д. «Формирование у учащихся умений учиться», Педагогика, 2007г.
14. Лисина М.И. «Проблемы онтогенеза общения», 2002г.
15. Маркова Т.А. «Леворукий ребенок в школе», 2004 г.
16. Нежнова Т.А. «Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту», Психология. 2006г.
17. Осницкий А.К. «Психология самостоятельности», 2005г.
18. «Примерное содержание
воспитания леворуких
19. «Психология личности», 2000г.
20. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», 2000
21. Талызина Н. «Управление
процессом усвоения знания
22. Фопель Клаус. «Как
научить детей сотрудничать?»
Психологические игры и
23. Хамблин Д. «Формирование учебных навыков у леворуких детей», 2007г.
24. Шаграева О.А. «Детская психология: Теоретический курс», 2000г.
25. Эльконин Д.Б. «Если ваш ребенок левша», 2005г.
26. Лисина М.И. «Адаптация леворуких детей в школе», 2005г.
27. Научная публикация «Что мы знаем о леворукости», Никонецкий А.Л.
Информация о работе Феномен леворукости в коррекционной педагогике