Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:56, реферат
Объект – это личность ребенка имеющего отклонения в сенсорно-двигат., самотич., интелект. и речевой сферах. Отклонения в поведении затрудняющ. школьную адоптацию по А.Д. Ганееву: «Объектом КП явл. дети имеющ. 4 дефекта, т.е. дети имеющие неярко выраж. дефекты перенесенные в раннем возрасте детекреацию (лишение). В силу этого испыт. школьн. детезадоптацию (наруш. приспособления) и проявл.девиацию (отклонения в поведении).»
Объект – это личность ребенка имеющего отклонения в сенсорно-двигат., самотич., интелект. и речевой сферах. Отклонения в поведении затрудняющ. школьную адоптацию по А.Д. Ганееву: «Объектом КП явл. дети имеющ. 4 дефекта, т.е. дети имеющие неярко выраж. дефекты перенесенные в раннем возрасте детекреацию (лишение). В силу этого испыт. школьн. детезадоптацию (наруш. приспособления) и проявл.девиацию (отклонения в поведении).»
Г.В. Кумарина: Объектом КП наз.ситуации и состояние риска в развитии растущего чел., адоптацион. наруш., кот. проявл. во взаимод. индивида со средой необусловлен. факторами органич. этиологии,а также явл. соц.-психологич. дезадоптации.
Т.В. Варенова: Объектом КП наз. психич и физич. наруш., а не их носители. Однако в реальной практич. работе все индивид. и типологич. особенности.
Предмет КП. Теория и практика спец. образов. включ. в себя изуч. особенности развития и образ. Ребенка с ОПФР, особен. становления его как личности. Использов. этого знания для нахожд. наилучших средств условий, путей, кот. обеспечат коррекцию физич. и психич. недостатков, отклонений поведений, образований такого ребенка в целях его соц. адоптации и интеграции в обществе.
КП как наука оперирует рядом категорий и понятий:
Воспитание (от рус. «питание» и приставки «вое», что означает «воспоить», «воскормить») - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.
Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
Развитие личности - сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отражении окружающей действительности, отношении к окружающим явлениям, людям.
Формирование личности - это процесс освоения спец. сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образов., ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.
Зона ближайшего развития - уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
Зона актуального развития - это психические функции, умения и навыки ребенка, кот. уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. По мнению ряда исследователей, норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда личность безконфликтна и продуктивно выполняет вед. деятельность, удовлетворяя свои основные потребности отвечая при этом требованиям социума соответствуя ее возрасту, полу и психо-соц. развитию. В лит-ре выделяют несколько знач.этого понятия:
Проблема нормав, ее вариантов,явл. одной из самых сложных в современ. психологич. науке.. Включ. вопросы: норма реакции (моторной, сенсорной), нормы когнетивных функций, нормы регуляции, эмоциональные нормы, нормы личности, вопросы половых и возрастных различий.
М.М. Семаго в качестве критерия в нормы предполагает использ. ряд след. позиций:
1. соц.-психологич. норматив
2. функциональная норма
3. идеальная норма
4. типологич. норматив
Понятие нормы относительно. Его содерж. зависит от социума, культурных, этнических, религиозных, этических традиций и сущ. меняющийся со временем. С позиции психолого-пед-го знания в качестве критериев нормы могут выступать понятия: предметная норма, соц.-возрастная норма, индивид. норма.
Основные условия нормального развития ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия:
1) норм-ая работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия наруш. нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности чел.;
2) норм-ое физич. развитие ребенка и связанное с ним сохранение норм-ой работоспособности, норм-го тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, кот. обеспечивают норм-ую связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и
Под дефектом понимается физич. или психич. недостаток вызывающий наруш. в развитии ребенка (наруш., хар-р наруш.). Физич. и/или психич. наруш. опред. как отклонения от нормы, органич. соц. деятельность ребенка.
Аномалия – означает отклонения от норм, от общей закономерности, неправильные в развитии.
Патология – биологич. процесс появления нового качества, появл. болезненного состояния.
Коррекц. пед-ка связана с общей пед-ой, философией, соц. пед-ой, соц. психологией и социологией и др. науками. Коррекц. пед-ка связана с рядом мед. дисциплин. В рамках коррекц. пед-ки разрабатываются вопросы спец. Дидактики (от лат. – поучающий). Спец. Дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекц. обуч., выявляет закономерности кот. она подчиняется, опред. пед-ие основы содерж. образов., исследует сущность принципов обуч., способы активизации учебно-познав. процесса.
Коррекц. пед-ка объединяет ряд самостоятельных отрослей:
Актуальные проблемы спец. образования:
1 идея: интеграция детей с ОПФР в общ-во, обуч. не рядом с др. детьми, а вместе в более благоприятных условиях им изоляция, в условиях максимально способствующих соц. адоптации личности;
2 идея: создание широкого и разнообразного спектра спец. образ. услуг;
3 идея: развитие подлинно-научн. теории практики коррекц. пед-ки, помощи детям с ОПФР, поиск новых организац. форм обуч. и воспитания;
4 идея: разработка и внедрение новых информац. технологий;
5 идея: совершенств. системы проффес.-трудовой подготовки;
6 идея: коррекц. обуч. детей со сложной струтурой дефектов;
7 идея: роль госуд-ва в организации помощи детям с ОПФР;
8 идея: профилактика и предотвращение инвалидности. Оказание ранней коррекц. пед-ой в развитии ребенка;
9 идея: опред. места и роли спец-го образ. в образ. пространстве;
10 идея: междунар. сотрудничество в области спец. образ.;
11 идея: междисциплинарный подход и опред. перспектив развития соц. образ.;
12 идея: социологич. анализ и опред. перспектив развитя соц. образ.;
13 идея: лингвосематическая проблема;
14 идея: проблема реформирования спец. образ. в РБ.
Ведущие социокультурные идеи:
9. Проблема терминологии и классификаций психических и физических нарушений.
Дети с особенностями психофизич. развития – это дети имеющие различные отклонения психич. или физич. плана, кот. обуславливают наруш. общего развития непозволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: дети с огранич. Возможностями здоровья (российский вариант), дети с особыми образовательными потребностями, дети с отклонениями в развитии, дети с особыми нуждами, нетипичные дети, дети с трудностями в обучении, исключительные дети, дети с недостатками в умственном и физич. развитии, дети с недугом и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.
Все наруш. в зависимости от возникновения делятся на:
По характеру растройств:
По типу развития делятся на:
По степени распространенности патологического процесса:
В настоящее время в спец. психол. коррекц. пед-ки сущ. различные классиф. нарушений в развитии.
В.В. Лебединский рассматривал проблемы психич. дизантогинеза. Хар-р дизантогинеза зависит от опред. психологич. параметров:
1) особенности функцион. лаколизации наруш. В зависимости от наруш. выделяются 2 основных вида дефекта:
* частный; * общий.
2) времени поражения
3) взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом
4) наруш. межфункциональных взаимодействий
Среди вариантов дизантогинеза выделяют:
Выделяется также порциальная несформированнасть высших психич. развития тех или иных сторон психич. деятельности.
Недоразвитие и задержанное развитие – это по типу ретордации, поврежден. психич. развития и дефициторное психич. развитие – по типу повреждения. Искаженное психич. развитие, дисгармонич. психич. развитие – по типу асинхрании.
Наиболее распростран. Притериями явл. причины нарушений, виды наруш. с конкретизацией и их хар-ры. Последствия наруш., кот. сказываются в дальнейшей жизни. По хар-ру наруш. различают след. категории:
Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий наруш. в соответствии с локализацией наруш. в той или иной системе организма:
По причинам возникновения наруш. различают:
Наиболее распростран. явл. классиф. Б.П. Пузанова и В.А. Лапинина: