Коррекционная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Объект – это личность ребенка имеющего отклонения в сенсорно-двигат., самотич., интелект. и речевой сферах. Отклонения в поведении затрудняющ. школьную адоптацию по А.Д. Ганееву: «Объектом КП явл. дети имеющ. 4 дефекта, т.е. дети имеющие неярко выраж. дефекты перенесенные в раннем возрасте детекреацию (лишение). В силу этого испыт. школьн. детезадоптацию (наруш. приспособления) и проявл.девиацию (отклонения в поведении).»

Файлы: 1 файл

коррекционная педагогика.docx

— 31.20 Кб (Скачать)
  1. Предмет и объект изучения, категориальный аппарат коррекционной педагогики.

Объект – это личность ребенка имеющего отклонения в сенсорно-двигат., самотич., интелект. и речевой сферах. Отклонения в поведении затрудняющ. школьную адоптацию по А.Д. Ганееву: «Объектом КП явл. дети имеющ. 4 дефекта, т.е. дети имеющие неярко выраж. дефекты перенесенные в раннем возрасте детекреацию (лишение). В силу этого испыт. школьн. детезадоптацию (наруш. приспособления) и проявл.девиацию (отклонения в поведении).»

Г.В. Кумарина: Объектом КП наз.ситуации и состояние риска в развитии растущего чел., адоптацион. наруш., кот. проявл. во взаимод. индивида со средой необусловлен. факторами органич. этиологии,а также явл. соц.-психологич. дезадоптации.

Т.В. Варенова: Объектом КП наз. психич и физич. наруш., а не их носители. Однако в реальной практич. работе все индивид. и типологич. особенности.

Предмет КП. Теория и практика спец. образов. включ. в себя изуч. особенности развития и образ. Ребенка с ОПФР, особен. становления его как личности. Использов. этого знания для нахожд. наилучших средств условий, путей, кот. обеспечат коррекцию физич. и психич. недостатков, отклонений поведений, образований такого ребенка в целях его соц. адоптации и интеграции в обществе.

КП как наука оперирует  рядом категорий и понятий:

Воспитание (от рус. «питание» и приставки «вое», что означает  «воспоить», «воскормить») - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитие личности - сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых сферах: в деятельности, познавательных процессах, отражении окружающей действительности, отношении к окружающим явлениям, людям.

Формирование  личности - это процесс освоения спец. сферы общественного опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр.

Развивающее обучение - направление в теории и практике образов., ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей.

Зона ближайшего развития - уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Зона актуального  развития - это психические функции, умения и навыки ребенка, кот. уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие нормы, патологии и сходных с ними явлений и состояний.

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. По мнению ряда исследователей, норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда личность безконфликтна и продуктивно выполняет вед. деятельность, удовлетворяя свои основные потребности отвечая при этом требованиям социума соответствуя ее возрасту, полу и психо-соц. развитию. В лит-ре выделяют несколько знач.этого понятия:

  • Среднеэстэтич. Норма;
  • Функциональная норма.

Проблема нормав, ее вариантов,явл. одной из самых сложных в современ. психологич. науке.. Включ. вопросы: норма реакции (моторной, сенсорной), нормы когнетивных функций, нормы регуляции, эмоциональные нормы, нормы личности, вопросы половых и возрастных различий.

М.М. Семаго в качестве критерия в нормы предполагает использ. ряд след. позиций:

1. соц.-психологич. норматив

2. функциональная норма

3. идеальная норма

4. типологич. норматив

Понятие нормы относительно. Его содерж. зависит от социума, культурных, этнических, религиозных, этических традиций и сущ. меняющийся со временем. С позиции психолого-пед-го знания в качестве критериев нормы могут выступать понятия: предметная норма, соц.-возрастная норма, индивид. норма.

Основные условия нормального  развития ребенка Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия:

1) норм-ая работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия наруш. нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности чел.;

2) норм-ое физич. развитие ребенка и связанное с ним сохранение норм-ой работоспособности, норм-го тонуса нервных процессов;

3) сохранность органов  чувств, кот. обеспечивают норм-ую связь ребенка с внешним миром;

4) систематичность и последовательность  обуч. ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Под дефектом понимается физич. или психич. недостаток вызывающий наруш. в развитии ребенка (наруш., хар-р наруш.). Физич. и/или психич. наруш. опред. как отклонения от нормы, органич. соц. деятельность ребенка.

Аномалия – означает отклонения от норм, от общей закономерности, неправильные в развитии.

Патология – биологич. процесс появления нового качества, появл. болезненного состояния.

 

  1. Коррекционная педагогика в системе наук.

Коррекц. пед-ка связана с общей пед-ой, философией, соц. пед-ой, соц. психологией и социологией и др. науками. Коррекц. пед-ка связана с рядом мед. дисциплин. В рамках коррекц. пед-ки разрабатываются вопросы спец. Дидактики (от лат. – поучающий). Спец. Дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекц. обуч.,  выявляет закономерности кот. она подчиняется, опред. пед-ие основы содерж. образов., исследует сущность принципов обуч., способы активизации учебно-познав. процесса. 

 

 

  1. Предметные области коррекционной педагогики.

Коррекц. пед-ка объединяет ряд самостоятельных отрослей:

  • Сурдопед-ка – вопросы недост. слуха;
  • Тифлопед-ка – вопросы недост. зрения;
  • Олигофренапед-ка – интелект. недостаточность;
  • Логопедия – исправление недостатков речи.

 

  1. Ведущие социокульт. идеи, опред. развитие спец. образ. на современном этапе.

Актуальные проблемы спец. образования:

1 идея: интеграция детей  с ОПФР в общ-во, обуч. не рядом с др. детьми, а вместе в более благоприятных условиях им изоляция, в условиях максимально способствующих соц. адоптации личности;

2 идея: создание широкого  и разнообразного спектра спец. образ. услуг;

3 идея: развитие подлинно-научн. теории практики коррекц. пед-ки, помощи детям с ОПФР, поиск новых организац. форм обуч. и воспитания;

4 идея: разработка и внедрение  новых информац. технологий;

5 идея: совершенств. системы  проффес.-трудовой подготовки;

6 идея: коррекц. обуч. детей со сложной струтурой дефектов;

7 идея: роль госуд-ва в организации помощи детям с ОПФР;

8 идея: профилактика и  предотвращение инвалидности. Оказание  ранней коррекц. пед-ой в развитии ребенка;

9 идея: опред. места и роли спец-го образ. в образ. пространстве;

10 идея: междунар. сотрудничество в области спец. образ.;

11 идея: междисциплинарный  подход и опред. перспектив развития соц. образ.;

12 идея: социологич. анализ и опред. перспектив развитя соц. образ.;

13 идея: лингвосематическая проблема;

14 идея: проблема реформирования  спец. образ. в РБ.

Ведущие социокультурные  идеи:

  • Современные интеграционно-образ. идеи;
  • Психологопед-ие идеи междисциплинарные подхода в осущ. коррекционально-образ. деятельности;
  • Идеи повышения роли смеси в образ. процесе;
  • Идеи соц. развития лиц с ОПФР;
  • Идеи признания лиц с ОПФР на собственный стиль жизни;
  • Адоптации и реабилитации лиц с ОПФР;
  • Опред. места спец. образ. в образ. пространстве, вопросы стандартизации спец. образ.;
  • Идеи профилактич. Подхода и раннего вмешательства специалистов.

 

  1. Цель и основные задачи специально образования.

 

9. Проблема терминологии  и классификаций психических  и физических нарушений.

Дети с особенностями  психофизич. развития – это дети имеющие различные отклонения психич. или физич. плана, кот. обуславливают наруш. общего развития непозволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного термина могут выступать ряд альтернативных понятий: дети с огранич. Возможностями здоровья (российский вариант), дети с особыми образовательными потребностями, дети с отклонениями в развитии, дети с особыми нуждами, нетипичные дети, дети с трудностями в обучении, исключительные дети, дети с недостатками в умственном и физич. развитии, дети с недугом и др. Объектом дискуссии остается термин «аномальные дети» и в последнее время этот термин вытеснен альтернативными понятиями.

Все наруш. в зависимости от возникновения делятся на:

  • Вражденные; * Приобретенные.

По характеру растройств:

  • Органические; * Функциональные.

По типу развития делятся  на:

  • Психические; *  Физические.

По степени распространенности патологического процесса:

  • Локальные; * Диффузные.

В настоящее время в  спец. психол. коррекц. пед-ки сущ. различные классиф. нарушений в развитии.

В.В. Лебединский рассматривал проблемы психич. дизантогинеза. Хар-р дизантогинеза зависит от опред. психологич. параметров:

1) особенности функцион. лаколизации наруш. В зависимости от наруш. выделяются 2 основных вида дефекта:

* частный; * общий.

2) времени поражения

3) взаимоотношения между  первичным и вторичным дефектом

4) наруш. межфункциональных взаимодействий

Среди вариантов дизантогинеза выделяют:

  • Стойкое «психич. недоразвитие»; * Задержанное развитие;
  • Поврежденное развитие; * Дефицитарное развитие; * Искоженное развитие; * Дизгармоничное развитие.

Выделяется также порциальная несформированнасть высших психич. развития тех или иных сторон психич. деятельности.

Недоразвитие и задержанное  развитие – это по типу ретордации, поврежден. психич. развития и дефициторное психич. развитие – по типу повреждения. Искаженное психич. развитие, дисгармонич. психич. развитие – по типу асинхрании.

Наиболее распростран. Притериями явл. причины нарушений, виды наруш. с конкретизацией и их хар-ры. Последствия наруш., кот. сказываются в дальнейшей жизни. По хар-ру наруш. различают след. категории:

  • Глухие; * Слабослышащие; * Позднооглохшие; * Незрячие; * Слабовидящие; * Лица с наруш. функций опорно-двигат. аппарата; * Лица с наруш. эмоционально-волевой сферой; * Лица с наруш. интеллекта; * Лица с задержкой психич. развития (труднообуч.); * Лица с тяжелыми наруш. речи; * Лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка  вышеуказанных категорий наруш. в соответствии с локализацией наруш. в той или иной системе организма:

  • Телесные (самотические) наруш.; * Сенсорные наруш. (слух, зрение); * Наруш. деятельности мозга (умствен. отсталость, наруш. движений, психич. и речевые наруш.).

По причинам возникновения  наруш. различают:

  • Вражденное наружное раз-ие; * Несчастный случай, стихийное бедствие; * Дорожно-транспортное происшествие; * Экология, болезнь и др.

Наиболее распростран. явл. классиф. Б.П. Пузанова и В.А. Лапинина:

  1. Дети с наруш. слуха и зрения:
  1. С недостатками слуха:
  • Глухие (не слышащие) дети; * Слабослышащие (тугоухие) дети.
  1. Со стойкими дефектами зрения:
  • Слепые (незрячие) дети; * Слабовидящие дети.
  1. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психич. развития:
  1. Умственно отсталые:
  • Олигофрения; * Деменция.
  1. Интелект. недоразвитость:
  • Идиотия; * Имбециональность; * Дебильность.
  1. С задержкой психического развития (ЗПР):
  • ЗПР конституционного происхождения; * ЗПР соматогенного проихождения; * ЗПР психогенного происхождения; * ЗПР церебрастенического хар-ра.
  1. Дети с тяжелыми наруш. речи:
  1. Наруш. устной речи (дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, дисграфия).
  1. Наруш. письменной речи (дислексия, дисграфия).
  1. Дети с наруш. опорно-двигат. системы (ДЦП).
  1. Дети со смешанным (сложным) дефектом (умственно отсталые не слышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и др.)        

Информация о работе Коррекционная педагогика