Коррекционная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Главная цель, которую преследует коррекционно-развивающее образование, — создание в условиях общеобразовательной школы, любых других типов школ такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность детей делала деятельностью лечебной. Утверждается новое понятие терапия педагогической средой (средовая педагогическая терапия). И в рамках коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования идет активный поиск ее принципов и правил, содержания, форм и методов.

Файлы: 1 файл

контрольная чистовик 6 курс.docx

— 32.32 Кб (Скачать)

ГОУ СПО КПК № 3 КК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №7

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Коррекционная педагогика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки

6 курса группы «В»

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

1.ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ.

 

 

  

    Главная цель, которую преследует коррекционно-развивающее образование, — создание в условиях общеобразовательной школы, любых других типов школ такой образовательной среды, которая исключала бы саму возможность негативного влияния на ребенка, а учебную деятельность детей делала деятельностью лечебной. Утверждается новое понятие терапия педагогической средой (средовая педагогическая терапия). И в рамках коррекционной педагогики, коррекционно-развивающего образования идет активный поиск ее принципов и правил, содержания, форм и методов.

       Понятие «коррекционно-развивающе образование» определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию состояний риска школьной дезадаптации в развитии детей.

Конкретные  задачи коррекционно-развивающего образования  находят отражение прежде всего в содержании образования. Программа коррекционно-развивающей работы в условиях реализации этого направления педагогической практики служит обязательным дополнением к нормативной общеобразовательной программе. Она включает в себя структурные блоки, предусматривающие:

     1) охрану здоровья  ребенка и коррекцию психосоматических  неблагополучий в его развитии специфическими медицинскими и неспецифическими педагогическими приемами и методами работы;

2) развитие  социально-нравственных качеств  детей, необходимых для успешной  адаптации в школьных условиях (осознание каждым ребенком своей новой социальной роли — роли ученика и возлагаемых этой ролью обязанностей и ответственности, умение строить свое поведение в соответствии с правилами школьной жизни, адекватно вести себя в учебной ситуации);

3) формирование  содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе, формальных мотивов учения, отличающих большинство детей группы риска на начальном этапе их обучения, интересами познавательными;

4) развитие  до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: фонематического слуха, артикуляционного аппарата, мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»;

5) обогащение  кругозора и развитие речи  до уровня, позволяющего детям  включиться в учебный процесс, общаться в соответствии с его логикой и сознательно воспринимать учебный материал;

      1. развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, произвольности), преодоление

 

 интеллектуальной  пассивности, безынициативности,  изначально характеризующих большинство  детей риска;

      1. формирование учебной деятельности детей и коррекцию недостатков в ее основных структурных звеньях: информацион-но-ориентационном, оперативно-исполнительском, контрольно-оценочном.

      Коррекционно-развивающая программа  призвана направлять учебную  и воспитательную работу педагогов  с детьми риска. Она обязывает  их наполнять эту работу соответствующим  содержанием, ставить воспитательные, развивающие и учебные цели, учитывающие типические особенности этой группы детей, даже на уровне фронтальных форм работы. Одновременно она может служить основой и для построения индивидуальных коррекционных программ, которые в этом случае уже будут учитывать индивидуальные проблемы конкретного ребенка, выявленные в процессе его изучения. Индивидуальная коррекционная программа, направляя работу учителя с ребенком, одновременно также должна направлять и работу с ним воспитателей, родителей, школьных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА.

 

 

 

     Психолого-медико-педагогический  консилиум школы создается на  основании инструктивного письма  Министерства образования Российской  Федерации “О психолого-медико-педагогическом Консилиуме(ПМПК) образовательного учреждения” № 27/901-6 от 27.03. 2000 года и письма Министерства образования РС(Я) № 01-29/424 от 15.05.2000 года.

     Психолого-медико-педагогический консилиум школы (в дальнейшем школьный ПМПК) является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).

     В состав школьного  консилиума входят обычно заместитель  директора школы по начальному  обучению, школьный психолог, социальный  педагог (если он есть в школе), логопед, учитель и медицинский работник (желательно школьный врач).

      Задачи консилиума  на этапе начального изучения  детей состоят в том, чтобы  организовать сбор надежной и  возможно более полной информации  о поступающих в школу детях;  на основе собранных данных выявить в предварительном порядке детей с недостаточным уровнем школьной зрелости, потенциальную группу риска; провести специальное изучение этой группы детей с целью определения их обучаемости, конкретных проблем, оптимальных форм и видов коррекционно-развивающей помощи.

      Организуя начальное  изучение детей, школа прежде всего должна установить тесные, заинтересованные контакты с родителями детей и воспитателями базовых детских садов. И те и другие являются источником исключительно ценной для школы информации о детях. Они с разных сторон и одновременно целостно могут охарактеризовать ребенка. Их характеристики — один из надежных источников первичного для школы знания о поступающих или поступивших в нее детях. Это знание может быть передано школе, если и родители, и воспитатели ребенка:имеют необходимую и исчерпывающую информацию о том, для чего их знания о детях нужны школе;уверены в том, что эти знания будут использованы школой с единственной целью — в интересах детей;школа опирается на корректные способы востребования этого знания;и наконец, если и родители, и воспитатели видят, что востре-буемое школой знание о ребенке нужно в первую очередь им самим.

      Целью организации  Консилиума является создание  целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными индивидуальными

 

 особенностями, уровнем актуального  развития, состоянием соматического  и нервно-психического здоровья.

     В задачи Консилиума входит:

1. Своевременное выявление и  комплексное обследование детей , имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.

2. Диагностическая и коррекционная  работа с учащимися в системе  коррекционно-развивающего обучения  на базе массовой школы.

3. Выявление уровня и особенностей  развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций), изучение эмоционально- волевого и личностного развития.

4. Выявление резервных возможностей  ребенка, разработка рекомендаций  учителю для обеспечения обоснованного  дифференцированного подхода в  процессе коррекционного обучения и воспитания.

5. Выбор оптимальной для развития  ребенка учебной программы. При  отсутствии положительной динамики  в обучении в течение одного  года решение вопроса о повторном  прохождении программы данного  класса или выборе соответствующего типа школы.

6. При положительной динамике  и компенсации недостатков определение  путей интеграции детей в соответствующие  классы, работающие по основным  образовательным программам.

7. Профилактика физических, интеллектуальных  и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

8. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие  ребенка, динамику его состояния,  овладение школьным компонентом.

9. Организация взаимодействия  между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности Консилиума.

            Эффективна организация начального изучения детей, включающая в себя два этапа: этап фронтального диагностирования школьнозначимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу, и этап более глубокого и разностороннего изучения детей.

     В индивидуальном изучении детей большая роль отводится родителям, а также воспитателям, если ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение. Задача членов школьного консилиума, педагога, обеспечивающих этот этап, — организовать наблюдения, обратить внимание родителей и воспитателей на те сторны развития детей, которые в наибольшей степени характеризуют их школьную зрелость. Помощь родителям и воспитателям в решении этой задачи призваны оказать подготовленные для них школой материалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских дошкольных учреждений», «Схема педагогической характеристики выпускника детского дошкольного учреждения».

 

 

3. КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕГО УРОКА «ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

 

 

"Живые  участники круговорота веществ"  (программа "Школа–2100")

Цели  урока:

  • познакомить с основными “профессиями” живых организмов и их взаимной зависимостью.
  • активизация познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к изучению предмета “Окружающий мир”.
  • развитие речи
  • закрепление знаний учащихся по теме “Большой круговорот веществ”.
  • воспитание экологической культуры учащихся.

 

Оборудование: Иллюстрации с организмами разных “профессий”, круговорот веществ в природе, круговорот воды в природе, образование органического вещества, оболочки Земли. Рабочие тетради по “Окружающему миру”, учебник – тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение.

   – Ребята, какие оболочки  нашей планеты вы знаете?

Расположите названия оболочек на рисунке.

Помести живые  организмы в ту часть оболочки, в которой они обитают.

 

(На доске  плакат, на котором изображены 3 оболочки. Рисунки зверей, растений, птиц поместить в нужную оболочку). (2 человека)

Какие круговороты  вам известны?

 

На доске 2 рисунка.

Определите  круговороты. Чем они отличаются? (названия закрыты бумагой)

Что такое  экологические системы?

 

– Какие  экосистемы вам известны? луг, поле, лес и т д.

 

– Что такое  биосфера?

III. Изучение нового материала.

Вступительная беседа учителя.

 

Мы с  вами познакомились с большим  круговоротом веществ. Он проходит не только через нашу квартиру, но и через каждую экосистему на Земле. Вещества не нужные в одной экосистеме, оказываются нужны в другой. А она передаёт свои излишки в третью. Так все экосистемы Земли

 

 объединены в самую большую экосистему – биосферу.

 

Давайте вспомним, какие роли играют живые организмы в экосистемах.

 

(Кормильцы,  едоки, мусорщики)

Роль “кормильцев” (а правильно мы теперь будем их называть – производители), играют растения. (показ картинки на которой нарисован цветок протягивающий тарелку с едой)

 

Почему  растения называют производителями ? Выслушиваются варианты ответов детей.

 

Итак, посмотрим, что происходит в листочках растения.

 

(На доске  рисунок: цветок, человечки: углекислый  газ, вода, солнышко, крахмал –  всё двигается)

 

Растение  питается углекислым газом, водой и  обязательно должен быть солнечный  свет.

 

Выглянуло солнышко: и человечки устремились  друг к другу. Ребята, когда встречаются  друзья, как оно здороваются друг с другом? Правильно, пожимают руки. Вот и наши герои поступают также. Солнышко светит, им весело. И когда они пожали друг другу руки, то в листочках растения образовался из воды, углек. газа и солнечного света – крахмал. А крахмал необходим животным, людям. Это пища богатая энергией. А ещё выделился кислород. Этот процесс называется фотосинтез. Как лучше запомнить слово фотосинтез? Да очень просто. Наши друзья встретились, и на память осталось фото. А слово синтез означает – объединение.

 

– Итак, что  происходит, когда встречаются вода, углек. газ и солнечный свет в листочках? (Образование в листьях крахмала и кислорода)

Информация о работе Коррекционная педагогика