Леворукость

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:04, доклад

Краткое описание

По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

Файлы: 1 файл

По данным исследований Института возрастной физиологии РАО.docx

— 22.83 Кб (Скачать)

 По данным исследований  Института возрастной физиологии  РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные  исследователи много внимания  уделяют проблеме леворукости.  Большой вклад в изучение данной проблемы внесли М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной  асимметрии, отличное от праворуких распределение  функций между правым и левым  полушариями головного мозга.

Леворукие дети обладают целым  рядом характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Леворукие  учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными  заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность  или нарушения наглядно-образного  мышления, зрительной памяти, пространственного  восприятия, особенно трудно для них  мысленное манипулирование.

Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем  общепризнанно, что наша цивилизация  на протяжении нескольких столетий опирается  при обучении на детализирующий (или  левополушарный) способ приема и переработки  информации. Это при том, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших  личностных возможностей учащихся. Необходима дифференциация обучения школьников с  учетом их приверженности определенному  способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

Сказанное требует нового подхода к решению проблем  учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач  современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит  в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека.

В 1948 году Аркин Е.А. назвал "физиологической ошибкой" переучивание леворуких детей, мешающее их физическому  и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний  из-за игнорирования "природной направленности и одаренности натуры". Учет последних  повышает эффективность обучения и  социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих  при переучивании.

А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Глава 1. понятие и природа  леворукости 

1.1. Понятие леворукости

Леворукость - предпочтительное использование левой руки для  выполнения различных действий. В  некоторых случаях обусловлена  повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования  ею (так называемая вынужденная леворукость). Чаще носит врожденный характер и  естественным образом проявляется  уже на первом году жизни ребенка. Кроме явной, часто встречается  скрытая леворукость, при которой  человек с детства приучен  пользоваться правой рукой, но при выполнении непривычных действий или в состоянии  эмоционального возбуждения пользуется левой .

Вопрос о происхождении  леворукости продолжает оставаться дискуссионным. В семьях леворуких  этот феномен повторяется чаще, что  свидетельствует о наличии определенной наследственной предрасположенности (хотя на генетическом уровне такая  закономерность точно не установлена). Но не исключено воздействие случайных  факторов или их комплекса, оказывающих  влияние по механизму импринтинra - прочного запечатления первого сигнала. Если младенец при кормлении чаще лежит на правом боку, и правая рука прижата к телу матери, а левая  свободно совершает движения, то это  может связаться с таким сильным  подкреплением, как утоление голода, жажды, чувства безопасности от соприкосновения  с телом матери. Таким образом  вступают в силу внешние предпосылки  формирования леворукости.

При рождении ребенка и  на протяжении первых месяцев его  жизни выявление леворукости  затруднительно. Как правило, лишь к  концу первого года родители замечают, что ребенок предпочитает действовать  левой рукой. Если леворукость удалось  обнаружить раньше (а в этом может  помочь детский невропатолог), то оправданы  попытки перевоспитания. В более  старшем возрасте, когда многие функции  нервной системы уже закрепились, автоматизировались, их переделка чревата болезненными проявлениями.

В обыденном сознании леворукость  нередко воспринимается как дефект, отклонение от нормы. Нельзя отрицать и своеобразного "эгоизма" праворуких: большинство бытовых предметов, приспособлений, 'приборов и инструментов рассчитано на правшей. Можно встретить  мнение, что левши уступают правшам  в умственном развитии, склонны к  заиканию и иным невротическим реакциям. Это мнение неверно. Леворукие в  полной мере способны к осуществлению  любых двигательных актов, в том  числе и относящихся к тонкой моторике (письмо, рисование и т.п.). Левша нормально проходит все  стадии физического и психического развития и становится абсолютно  полноценной личностью. Многочисленные примеры и выдающихся личностей - левшей, среди которых Александр  Македонский, Леонардо да Винчи, Микеланджело и многие другие.

Интеллектуальные затруднения  и болезненные проявления, которые  в ряде случаев, действительно, свойственны  левшам, порождены их насильственной ассимиляцией в мире праворуких, в  частности - принудительным переучиванием. Естественно, что в таких условиях дети подвергаются большему нервному напряжению, чаще дают срывы в поведении, хуже учатся. Принуждение левшей, наказания  за их "недостаток" часто приводят к психическим травмам и неврозам, которые проявляются, в частности, в речевых нарушениях, в том  числе - заикании.

Показателен следующий эксперимент. Когда левшей, приученных писать правой рукой, просили выполнить письменную работу сначала правой, а затем  левой рукой, то оказалось, что левая  рука у них значительно "грамотней". При работе правой они писали медленнее  и совершали заметно больше ошибок. При этом отмечалось напряжение мышц, не участвующих в письме, учащенное  сердцебиение, подъем артериального  давления, эмоциональное напряжение. Этот опыт объясняет то, почему Левши  при переучивании учатся хуже. Если же не совершать насилия над их природой, то они добиваются не меньших  успехов, чем правши.

Характерно, что за последние 50 лет удельный вес леворуких  в европейских странах возрос в 3-4 раза, что связано с повсеместным прекращением переучивания левшей, а  также с созданием специальных  технических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных.

2. Гипотезы и теории  природы леворукости 

Попытки объяснить леворукость  имеют долгую историю. Это понятно, так как незнание причин леворукости, ее неразгаданные тайны рождают  легенды. Некоторые из этих гипотез  могут показаться смешными и нелепыми, другие вполне логичными, но каждая из них - еще один шаг к постижению этого явления.

Прежде всего, стоит уточнить, что мы рассматриваем только один вид левосторонней асимметрии - леворукость (вариант асимметрии, при котором  ведущая рука - левая). Вместе с тем  у человека могут быть ведущими (работающими  более активно и эффективно) левый  глаз, левое ухо, левая нога, т. е. левша может быть не только леворук. Однако такие случаи, когда у человека ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо - левые, чрезвычайно редки. Чаще это сочетание левосторонней  и правосторонней асимметрии.

Археологические и палеоантропологические данные дают основания считать, что  предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит, древние "художники" работали правой рукой.

Однако уже в древности  люди знали, что среди них есть леворукие, и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство  о леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. В  войске Вениамина "из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо", т. е. леворукие  были ловкими, меткими, умелыми воинами.

Теории и гипотезы происхождения  леворукости можно разделить  на две группы. Первые объясняют  леворукость воздействием среды  на развитие ребенка до и после  рождения. Вторые выдвигают различные  варианты генетической обусловленности  леворукости.

Многие гипотезы объясняют, почему человек праворук, рассматривая леворукость как исключение. Согласно одной из них праворукость - следствие  асимметричного расположения внутренних органов. Они смещают центр тяжести  тела вправо, и поэтому необходим  упор на левую ногу, чтобы удержать равновесие. Свободнее при этом правая рука, она и тренируется, мышцы  ее становятся более развитыми, движения точными.

Другая гипотеза, так называемая теория щита и меча, объясняет праворукость необходимостью защищать сердце во время  сражений. Воин держал щит левой (пассивной) рукой, а оружие - правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество. Но почему тогда есть леворукие женщины? Согласно третьей гипотезе "виновницей" леворукости младенца является его  мама. Она обычно носит его на левой руке, прижимая к себе. Левая  рука ребенка при этом более свободна, что и обеспечивает ей лучшее развитие. Но тогда леворуких должно быть большинство, однако это не так.

Многие исследователи  выделяли в качестве причины леворукости  условия воспитания, требования среды. Причем влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение  леворуких и праворуких мало зависит  от условий жизни людей. Однако вариант  социальных влияний при возникновении  леворукости мы не можем исключить  полностью.

4. Сущность принципа симметрии – асимметрии

Для объяснения природы левшества  привлекается принцип симметрии-асимметрии. Этот принцип приобретает все  большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга.

Развитие центральной  нервной системы, начиная уже  с плоских червей, сопровождается возникновением двусторонней (билатеральной) симметрии всего тела. В процессе филогенеза у человека каждое полушарие  мозга приобретает все большую  специализацию, что особенно проявляется  в предпочтительном пользовании  правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема и переработки информации.

Эволюция представлений  о функциональном значении парности полушарий берет свое начало от признания  независимости и равноценности  полушарий как двух органов психики. Это представление позже сменилось  концепцией доминантности полушарий, утверждающей ведущую роль левого полушария  в реализации речи и некоторых  психических процессов, а также  представлением о ведущей роли правого  полушария в невербальных процессах. И, наконец, к концепции функциональной специфичности.

На данном этапе развития психологии идет все более глубокое изучение мозговых основ различных  видов психических процессов. На сегодняшнем этапе развития нейропсихологии  наиболее актуальны с этой точки  зрения проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

В отечественной психологии проведена огромная работа по изучению данной проблемы. Сотрудниками лаборатории  физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова А.А. Невской и Л.И. Леушиной получены обширные данные о различиях в обработке информации обоими полушариями головного мозга. Этому же вопросу посвящены работы Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой , которые выдвинули пространственно - временную гипотезу функциональной асимметрии мозга. По их мнению, первое, главное несходство полушарий - их пространственное различие, их противопоставление друг другу. Второе отличие - несходство функций полушарий в парной их работе во времени: правополушарная функция - в настоящем - прошлом, левополушарная - в настоящем - будущем времени .

Разделение головного  мозга на два функционально неравнозначных органа рассматривается современной  наукой как важный фактор адаптации  человека к окружающей действительности. 

Асимметрия мозга изучается  в связи с проблемой индивидуализации обучения. В связи с этим направлением работы необходимо отметить исследования В.Г.Степанова, который выявил психологические  особенности перцептивной деятельности школьников, связанные с функциональной асимметрией мозга. Также им разработаны психолого-педагогические рекомендации по учету данных особенностей в учебно-воспитательной работе.

В конце 50-х годов В.Г. Степанов , занимавшийся проблемами зрительного восприятия, дал экспериментально обоснованное и наиболее полное современное описание двух основных типов восприятия - "детализирования" и "угадывания", что позволило сформировать развернутое представление о течении процесса восприятия. Успешнее решалась эта проблема с помощью методики по наблюдению постепенно уточняющегося изображения на экране оптико-электронной установки. 

Информация о работе Леворукость