Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:04, доклад
По данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные исследователи много внимания уделяют проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.
Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.
Позднее результаты, полученные с использованием вышеуказанной методики, были подтверждены на больных с "расщепленным" мозгом. Эти исследования проводились в США под руководством Сперри, который выяснял, что произойдет с процессами приема и переработки информации, если полностью перерезать мозолистое тело, разобщив тем самым большие полушария мозга человека. Больных людей иногда подвергают этой операции, чтобы ослабить проявление эпилепсии. Сперри наблюдал пациентов с "расщепленным" мозгом в различных экспериментальных ситуациях. В одной из них испытуемый находился перед экраном, на который проецировались изображения разных предметов, попавшие в левую или правую половину поля зрения.
Использование этой методики дало не только много сведений о латерализации церебральных функций больных людей, но и подтвердило данные об особенностях перцепции у человека при доминировании одного из полушарий, полученные в исследованиях В.Г. Степанова.
Представления о детализирующем
и угадывающем способах восприятия
полностью совпадают с
Накоплен огромный эмпирический
материал по изучению межполушарной
асимметрии головного мозга. Обобщая
имеющиеся в научной литературе
факты, дадим характеристику лево -
правополушарных стратегий
Асимметрия рук относится к моторным асимметриям. Наряду с моторными асимметриями (рук и ног), выделяют сенсорные асимметрии (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), а так же психическую асимметрию [9].
2.2. Леворукость как возрастная проблема
Человек рождается с двумя правыми полушариями (левшой). Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребенок произносит первые слова - одно из полушарий начинает «леветь». Но еще несколько лет речь активно опирается на структуру правого полушария (этим «сотрудничеством полушарий» объясняются выдающиеся способности ребенка запоминать длинные стихотворения).
Следствием активизации
левого полушария является максимально
выраженное упрямство 2-3 летнего ребенка.
Это связано с временным
В дальнейшие годы нарастание активности левого происходит вместе с появлением умения считать и писать. В 6 лет левое полушарие у мальчиков может быть активнее, чем у девочек. Девочки до 13 лет сохраняют пластичность мозга, эквивалентновть его половин.
Заикание и невроз появляется у детей: -чьи родители проявили чрезмерное давление при обучении дошкольника чтению и письму;- стремились к «мгновенным» результатам хорошего письма, правил грамматики и чтения.
В результате перегрузки левого
полушария заметны