Феномен леворукости в коррекционной педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Левшам всегда доставалось от праворуких за "ненормальность". Во многих верованиях и религиях левши были признаны неуклюжими и неумелыми, а также подлыми, зловредными и лицемерными. В латинском языке dexter означает правый, он же целебный, а sinister - левый и пагубный. В языках других народов левую руку называют нечестной, лживой и подлой, в противовес правой - непогрешимой, чистой и целебной.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..........……….2
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЗИЗ ПОНЯТИЯ И ПРИРОДЫ ЛЕВОРУКОСТИ ...................................................................................................5
1.1 Понятие леворукости и причины ее возникновения …………...................5
1.2 Леворукость как особенность на уровне физиологии……………..............8
1.3 Речь леворукого ребенка...............…………………………………………..15
1.4. Левшество и гениальность………………………………………………….
ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ЛЕВОРУКОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ……………………………………………………………………
2.1 Леворукость как психолого-педагогическая проблема……………………
2.2. Леворукость как возрастная проблема……………………………………..
2.3. Особенности обучения ребенка-левши и связанные с ними рекомендации по научению.………….........................................................................................31
Заключение……………………………………………………………….............39
Список литературы………………………………………………………............42

Файлы: 1 файл

курсовая леворукость.docx

— 48.91 Кб (Скачать)

Введение……………………………………………………………..........……….2

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЗИЗ ПОНЯТИЯ И ПРИРОДЫ ЛЕВОРУКОСТИ ...................................................................................................5

1.1 Понятие леворукости и причины ее возникновения …………...................5

1.2 Леворукость как особенность  на уровне физиологии……………..............8

1.3 Речь леворукого ребенка...............…………………………………………..15

1.4. Левшество и гениальность………………………………………………….

ГЛАВА II. ФЕНОМЕН ЛЕВОРУКОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ……………………………………………………………………

2.1 Леворукость как психолого-педагогическая проблема……………………

2.2. Леворукость как  возрастная проблема……………………………………..

2.3. Особенности обучения ребенка-левши  и связанные с ними рекомендации  по научению.………….........................................................................................31

Заключение……………………………………………………………….............39

Список  литературы………………………………………………………............42

 

 

 

 

 

 

Левшам всегда доставалось  от праворуких за "ненормальность". Во многих верованиях и религиях левши  были признаны неуклюжими и неумелыми, а также подлыми, зловредными  и лицемерными. В латинском языке dexter означает правый, он же целебный, а sinister - левый и пагубный. В языках других народов левую руку называют нечестной, лживой и подлой, в противовес правой - непогрешимой, чистой и целебной.  
Левши до сих пор игнорируются и подвергаются, можно сказать, культурному давлению. Примеры? А вы не задумывались, почему у нас принято подавать правую руку при приветствии, почему на наручных часах заводная головка справа, трубки в телефонных будках висят справа, рабочие инструменты - для правой руки, спусковая кнопка у фотоаппаратов справа, ручки у дверей, и те ставятся так, что правшам удобно, а левшам нет? А почему мы говорим "сходить налево", "левый заработок", "встать с левой ноги" и т.п. К сожалению, леворукость ребенка очень часто воспринимается близкими как болезнь или серьезный дефект. 
Говоря о психических особенностях леворуких детей, каждый воспитатель отметит две: необыкновенная способность к творческому переосмыслению действительности и трудности овладения графическими навыками. Дошкольника приходится учить писать, ведь неизвестно, как отнесутся в школе к его левшеству, не будет ли ему нанесена психологическая травма. Но научить его чему-либо достаточно сложно, ведь он всегда предлагает свои правила игры. Проводишь презентацию обучающего пособия, а он заявляет: «Нет, няня, сейчас я покажу тебе, как в это правильно играть!» Предлагаешь раскрасить киску, а он рисует «дождик» и говорит, что киска ушла домой. И вот уже карандаши, вместо того, чтобы рисовать, играют в динозавров. Маленький левша представляет собой серьезную задачку для воспитателя, проверку на креативность. Возможно, понимание механизмов левшества и особенностей психической деятельности таких детей поможет нам решать педагогические задачи, связанные с их воспитанием и обучением.

ГЛАВА I.  ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АНАЗИЗ ПОНЯТИЯ И ПРИРОДЫ ЛЕВОРУКОСТИ.                                                                                                     1.1 Понятие леворукости и причины ее возникновения

Леворукость - предпочтительное использование левой руки для  выполнения различных действий. В  некоторых случаях обусловлена  повреждением или заболеванием правой руки, повлекшим невозможность пользования  ею (так называемая вынужденная леворукость). Чаще носит врожденный характер и  естественным образом проявляется  уже на первом году жизни ребенка. Кроме явной, часто встречается  скрытая леворукость, при которой  человек с детства приучен  пользоваться правой рукой, но при выполнении непривычных действий или в состоянии  эмоционального возбуждения пользуется левой.

Вопрос  о происхождении леворукости  продолжает оставаться дискуссионным. В семьях леворуких этот феномен  повторяется чаще, что свидетельствует  о наличии определенной наследственной предрасположенности (хотя на генетическом уровне такая закономерность точно  не установлена). Но не исключено воздействие  случайных факторов или их комплекса, оказывающих влияние по механизму  импринтинra - прочного запечатления первого  сигнала. Если младенец при кормлении  чаще лежит на правом боку, и правая рука прижата к телу матери, а  левая свободно совершает движения, то это может связаться с таким  сильным подкреплением, как утоление голода, жажды, чувства безопасности от соприкосновения с телом матери. Таким образом, вступают в силу внешние  предпосылки формирования леворукости.

При рождении ребенка и на протяжении первых месяцев его жизни выявление  леворукости затруднительно. Как  правило, лишь к концу первого  года родители замечают, что ребенок  предпочитает действовать левой  рукой. Если леворукость удалось  обнаружить раньше (а в этом может  помочь детский невропатолог), то оправданы  попытки перевоспитания. В более  старшем возрасте, когда многие функции нервной системы уже закрепились, автоматизировались, их переделка чревата болезненными проявлениями

Проблемы  левшества и леворукости интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста  лет. И непонятного здесь гораздо  больше, чем понятного.

Левшество связано с асимметрией парных органов человека. Благодаря принципу биологической надежности человек  наделен многими органами, дублирующими самих себя. У него пара легких, пара почек, пара глаз, пара рук, пара ног  и т.д. Если один из парных органов  отказывает, другой может частично принимать на себя его функции. Но полное дублирование природа, видимо, сочла роскошью. Как показывают наблюдения и эксперименты, парные органы у  людей развиты неодинаково. Один из двух парных органов всегда является доминирующим. Преобладание левой части  над правой и называется левшеством.

Левшество может быть сенсорным, касающимся органов  восприятия. А может быть моторным. Тогда оно касается преобладания левой ноги или руки. Причем возможны самые различные сочетания сенсорного и моторного левшества: у человека может доминировать правый глаз и  правое ухо, но быть толчковой левая  нога.

Приучить  левшу пользоваться правой рукой  можно: это доказано на практике. Но ребенку можно сильно навредить. По мнению ученых, переучивание леворукого ребенка «на правую руку» может  затормозить его развитие и привести к неврозу.Объясняется это тем, что рука и ее развитие связаны  с одним из больших полушарий  мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие - за работу левой руки. «Ответственность» полушарий  распределяется по зеркальному принципу. Правое отвечает за левое, и наоборот. Возможности правой руки определяются левым полушарием. У подавляющего числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нем находятся главные центры речи - зона Брока и зона Вернике. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.

В качестве весьма поучительного и  одного из наиболее ярких разочарований  при изучении проблемы леворукости  являются исследования, в результате которых оказалось, что, против всяких ожиданий, моторный центр речи Брока  у левшей в 70% случаев расположен так же, как и у правшей, в  левом полушарии. Еще раньше выяснилось, что тотальная транспозиция внутренних органов (когда сердце располагается  справа, печень слева и т.д.) и даже локальная декстрокардия (правосердие), с которыми первоначально пытались увязать проявления леворукости, являются чрезвычайно редкими явлениями, гораздо более редкими, чем самая  леворукость. Более того, связь между  этими состояниями не ясна. Так, например, среди 12 обследованных людей с  тотальной транспозицией внутренних органов не было ни одного левши.

Работы  по изучению левшества ведутся в  разных аспектах. Многочисленные работы и исследования посвящены статистике левшества в разных странах (Т.А.Доброхотова, Н.Н. Брагина), эти же исследователи  посвятили ряд своих работ  различным теориям происхождения  левшества. Ведется изучение психологических  и психофизиологических проблем  левшей (М.М.Безруких, Н.Б.Малых, В.А. Москвин).

Ряд исследователей изучают связь леворукости  и различных соматических и нервно-психических  заболеваний (А.П.Чуприков, С.Е.Казакова).

Работа  Андреевой А.В. (Особенности эмоциональной  сферы леворуких детей старшего дошкольного возраста») посвящена  рассмотрению и изучению особенностей в психоэмоциональной сфере левшей дошкольного возраста в сравнении с их праворукими сверстниками.

Особое  значение приобретает проблема левшества  в возрастном аспекте. Так, данные о  вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой в повседневной жизни  стали поступать только в 1980-х  годах.

Актуальность  работы определяется в связи с  существующей неоднозначностью и противоречивостью  литературных данных, касающихся особенностей, присущих леворуким детям, а также  относительно малым количеством  работ, посвященных изучению проблемы леворукости у дошкольников.

1.2 Леворукость как особенность  на уровне физиологии

Мы  привыкли говорить о мозге как  едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и  левого, тесно связанных друг с  другом сложнейшей системой нервных  волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти  одинаковое (зеркальное) строение, имеет  и свои специфические особенности, и свои функции.

Изучение  функциональной межполушарной асимметрии у человека началось более ста  лет назад. Доминантность полушарий  по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским  хирургом Полем Брока, который в 1865 году произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Однако это представление оказалось  не совсем точным. К восприятию слов и их обработке способны оба полушария, однако названные процессы проходят в них по-разному.

Различия  правой и левой руки при выполнении движений являются прямым отражением неравнозначности и специфичности  двух полушарий мозга – правого  и левого. Моторные пути, связывающие  мозг и мускулатуру рук, почти  полностью перекрещены. Однако, это  очень грубое и общее утверждение. На самом деле оба полушария принимают  участие в регуляции движений и правой и левой руки. В то же время понятно, что из левого полушария  в мускулатуру правой стороны  тела идет больше волокон и имеется  большее число волокон от правого  полушария к правой половине тела, то есть оба полушария как бы стремятся  осуществлять больший моторный контроль за правосторонней мускулатурой. Возможно, эта морфологическая асимметрия может стать одним из объяснений преобладания праворукой активности.

Таким образом, получается, что у праворуких людей преимущественно левое  полушарие координирует работу мышц правой руки, а у леворуких эта  функция принадлежит правому  полушарию.

Однако, разные полушария неидентичны ни по организации, ни по функциям, и прежде всего правое и левое полушария  имеют выраженные различия, связанные  с обеспечением речевых функций. Так, левое полушарие – вербальное, логическое, «рассудочное». Данное полушарие  обрабатывает информацию, поступившую  в мозг последовательно, аналитически. То есть, ему свойственен аналитический  подход к решению задач по принципу индукции (от общего к частному), когда  анализ предшествует синтезу.

Правое  же полушарие же – невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы  одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен  синтетический подход по принципу дедукции.

Таким образом, применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса.

Дальнейшие  исследования показали, что левое  полушарие «управляет» не только речью, но и другими высшими функциями. Именно это и дало основание для  развития представлений о левом  полушарии как о главном, ведущем (доминантным), а правое воспринималось как второстепенное, подконтрольное левому.

Постепенно  накапливались клинические данные, показывающие, что у левого и правого  полушария есть «свои» функции. Было обнаружено, что у людей с повреждениями  левого полушария не только нарушалась речь, но и страдали другие функции  – письмо, чтение, произвольная регуляция  движений.

Выявлены  были и нарушения деятельности, связанные  с повреждением правого полушария, - глубокие нарушения ориентации в  пространстве, затруднения в выполнении некоторых самых простых действий, например, застегивание пуговиц или  шнуровка ботинок оказывались непосильным, нарушалось представление о собственном  теле. Оказалось, что поражение правого  полушария приводит к снижению или  потере музыкальных способностей и  прежде всего способности к пению, возникает «музыкальная глухота», в  отличии от поражений левого полушария, для которого характерна «словесная глухота».

Установлено, что при поражении правого  и левого полушарий нарушаются разные виды памяти, появляются или, наоборот, исчезают разные эмоции, по-разному  нарушаются процессы мышления.

Эти наблюдения практически легли в  основу складывающихся в течение  столетия представлений о межполушарной  асимметрии, неравнозначности роли правого  и левого полушарий в организации  и регулировании различных видов  деятельности человека. Но следует  учитывать, что судить о роли полушария  по такой простой схеме – при повреждении определенной части мозга нарушена такая-то функция, значит именно эта часть (зона) мозга контролирует функцию – невозможно. Во-первых, потому что обеспечение любой деятельности, даже самой простой, связано с взаимодействием различных структур мозга. Кроме того, любая деятельность представляет собой сложный процесс и может нарушаться не деятельность вообще, а лишь один или несколько ее компонентов, создавая эффект нарушения деятельности в целом. Во-вторых, мозг, особенно мозг ребенка, обладает колоссальными компенсаторными способностями, позволяющими ему приспосабливаться, включать в деятельность иные структуры и механизмы и поэтому наши выводы о работе пораженного мозга могут дать нам неверную или неточную информацию.

Информация о работе Феномен леворукости в коррекционной педагогике