Диагностика памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретический анализ понятия, видов и выявление особенностей ее формирования на примере дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия памяти и ее видов;
дать характеристику основных процессов памяти;
выявить особенности развития памяти у дошкольников;
сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти 5
1.1. Общее понятие памяти и ее виды 5
1.2. Процессы памяти 13
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 22
Глава 2. Диагностика памяти старших дошкольников 27
2.1 Методика проведения исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 28
2.3 Упражнения, направленные на развитие памяти 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

развитие памяти дошкольников.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

 

В возрасте 5 лет преобладают двигательная память и оперативная над произвольной (38,9% против 22,2%), при этом при произвольном запоминании доля неправильных ответов больше. В возрасте 5,5 лет картина меняется: растет уровень развития оперативной памяти, уменьшается доля двигательной памяти в процентном соотношении. В возрасте 6 лет на долю двигательной памяти приходится уже 25,3%, а доля запоминания информации посредством произвольной памяти увеличивается до 64%.

Проанализируем, какие причины  являются доминирующими при запоминании  информации для дошкольников в каждой возрастной группе..

 

Таблица 2

Анализ процесса запоминания информации  у дошкольников

Преобладающие причины

Число ответов

5 лет

5,5 лет

6 лет

число дошкольников

% к итогу

число дошкольников

% к итогу

число дошкольников

% к итогу

Сравнение с аналогом

5

27,8

10

41,7

20

80,0

Произвольное запоминание

4

22,2

8

33,3

2

8,0

Непроизвольное запоминание

2

11,1

2

8,3

1

4,0

Нет логической связи

7

38,9

4

16,7

2

8,0

Итого

18

100,0

24

100,0

25

100,0


 

Среди дошкольников возраста 5 лет очень велика группа детей, у которых нет логической связи при запоминании рядов данных (38,9%). Непроизвольное запоминание доминируют у 11,1% дошкольников,  произвольное запоминание – у 22,2%, сравнение с уже известным предметом – у 27,8%. Уже в возрасте 5,5 лет наибольшую долю имеет группа дошкольников, у которых развитие памяти происходит по принципу сравнения с аналогом (41,7%). В возрасте 6 лет доля таких дошкольников является подавляющей – 80%. Доля дошкольников, у которых нет логической связи при запоминании информации становится вовсе незначительной (4% и 2%).

 

2.3  Упражнения, направленные на развитие памяти

 

Упражнение "Мысленные  образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".

 

Упражнение проводится в два  этапа, т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ  достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Учитель говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.

 

Примерный перечень возможных серий:

 

Серия № 1

Грузовик

Умная кошка

Гнев

Мальчик-трус

Веселая игра

Капризный ребенок

Дерево 

Хорошая погода

Наказание

Интересная сказка

Серия № 2

Веселый праздник

Радость

Темный лес

Болезнь

Отчаяние

Быстрый человек

Смелость

Печаль

Глухая старуха

Теплый ветер

Серия № 3

Сомнение

Зависть

Сила воли

День

Успех

Страх

Скорость

Сильный характер

Справедливость

Хороший товарищ


2-й этап — представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.

Упражнение "Мысленные образы и  эмоции"

"Я вам буду говорить фразы,  а вы после каждой закройте  глаза и представьте себе соответствующую  картинку.

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Миндальное печенье в коробочке  в форме ромба.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий вашу любимую игрушку.

Теперь возьмите листок бумаги и  попробуйте вспомнить и записать названные фразы".

Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается написанным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Прочитайте нижеприведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".

Упражнение "Мысленные образы и  их эмоциональная окраска"

"Закройте глаза и вообразите  следующие картины:

Осиное гнездо.

Осиное гнездо у вашей двери.

Осиное гнездо у вашей кровати.

Старик на скамейке.

Старик на скамейке на солнце.

Плачущий старик на скамейке на солнце.

Острый нож.

Острый нож, режущий мясо.

Острый нож, режущий вам палец.

Птичка, клюющая корм в саду.

Птичка, купающаяся в луже.

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки.

Возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось".

Это упражнение можно использовать для тренировки как зрительной, так  и слуховой памяти.

 

Упражнение "Фигуры" (тренировка зрительной памяти)

Дети разбиваются на пары. Сначала  один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек "сфотографированную" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не менее 10 спичек.

Мысленные образы и умение видеть главное и особенности (усложненный  вариант упражнения № 33). Используется для тренировки слуховой памяти. Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача — выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.

Теперь, когда дети научились создавать  зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания — осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.

Упражнение на осознанное восприятие "Осознание визуального материала".

Для этого упражнения потребуются  листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Упражнение "Пробуждение "чувства  деталей"

Перейдите от конкретных изображений  к абстрактным. Предложите детям  для начала четыре абстрактные фигуры.

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

Упражнение "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой)

Цель этого упражнения — заставить  детей поразмышлять о словах. Ведущий  говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".

Бумага

Шерсть

Сапог

Гнездо

Телега

Палец

Кот

Волосы

Лимонад

Колесо

Роза

Слон

Палка

Платок

Поцелуй

Фильм

Слеза

Автобус

Блин

Ботинок

Доктор

Счастье

Птица

Мороженое


 

Заключение

 

Таким образом, существуют разные типы памяти. Словесно-логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.

У одних детей более развито  зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить. Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух.

В процессе дошкольного воспитания ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у  детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.

Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом (ребенок  запоминает не все в равной степени, а по преимуществу то, что для  него существенно, важно), положительное  отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании. Хуже всего запоминается то, что безразлично. То, что понравилось, хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция дошкольника способствуют развитию его памяти. Поэтому для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, а пробуждение интереса к знаниям,  развитие положительного отношения к ним.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. –М.: издательство «Аспект-Пресс», 1997.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984.
  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982.
  5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976.
  6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990.
  7. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001.
  8. Немов Р.С. Общие основы психологии. –М., 2001.
  9. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  10. Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990.
  11. Психологический словарь /под ред. В.Е. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др./. –М., 1983.
  12. Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова / –М., 1996.
  13. Развитие логической памяти у детей / Под. ред. А.А. Смирнова. -М., 1976.
  14. Романова В.Я. Психология памяти. –М., 2000.
  15. Рубинштейн С.Н. Основы общей психологии. –СПб., 1999.
  16. Эльконин Д.Б., Зинченко В.П. Психология развития. –М., 1999.

Информация о работе Диагностика памяти старших дошкольников