Диагностика памяти старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является теоретический анализ понятия, видов и выявление особенностей ее формирования на примере дошкольников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
провести теоретический анализ понятия памяти и ее видов;
дать характеристику основных процессов памяти;
выявить особенности развития памяти у дошкольников;
сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития памяти 5
1.1. Общее понятие памяти и ее виды 5
1.2. Процессы памяти 13
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 22
Глава 2. Диагностика памяти старших дошкольников 27
2.1 Методика проведения исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования 28
2.3 Упражнения, направленные на развитие памяти 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

развитие памяти дошкольников.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

 

Приложение 1

Методика "оперативная память"

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Сначала дошкольникам вручили бланки, после чего учитель дал им следующую  инструкцию: "Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Мы попытаемся с вами определить как быстро и правильно вы сможете записать по памяти числа. У каждого из вас есть листочек с ответами. Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача — запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)".

Если у детей появляются вопросы, то учитель должен ответить на них  и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов  — 25-15 секунд, в зависимости от возраста.

Тестовый материал

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

№ ряда          Сумма_______________

_____1______________________________________

_____2______________________________________

_____3______________________________________

_____4______________________________________

_____5______________________________________

_____6______________________________________

_____…_____________________________________

Перечень вопросов

Правильный ответ

1. 5, 2, 7, 1, 4

1. 7985

2. 3, 5, 4, 2, 5

2. 8967

3. 7, 1, 4, 3, 2

3. 8575

4. 2, 6, 2, 5, 3

4. 8878

5. 4, 4, 5, 1, 7

5. 8968

6. 4, 2, 3, 1, 5

6. 6546

7. 3, 1, 5, 2, 6

7. 4678

8. 2, 3, 6, 1, 4

8. 5975

9. 5, 2, 6, 3, 2

9. 7895

10. 3, 1, 5, 2, 7

10. 4679


После того, как испытуемые отметили по три ответа, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.

Далее подсчитывается число правильно  найденных сумм (максимальное их количество — 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

5 лет — 10 сумм и выше

6 лет —15 сумм и выше

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени — 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

 

Приложение 2

Методика "Долговременная память"

Экспериментальный материал состоит  из следующего задания.

Учитель сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно: стол, мыло, человек, вилка, книга,  пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где  А — общее количество слов,

В — количество запомнившихся слов, С — коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим  образом:

75-100% — высокий уровень;

50-75% — средний уровень;

30-50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

 

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд    Второй ряд

кукла — играть    жук — кресло

курица — яйцо    компас — клей

ножницы — резать   колокольчик — стрела

лошадь — сани    синица — сестра

книга — учитель    лейка — трамвай

бабочка — муха    ботинки — самовар

щетка — зубы    спичка — графин

барабан — пионер   шляпа — пчела

снег — зима    рыба — пожар

корова — молоко    пила — яичница

Ход выполнения задания. Учитель читает ученикам 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой — 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а школьники записывают запомнившиеся слова правой половины ряда.

1 Немов Р.С. Общие основы психологии. –М., 2001, с.320.

2 Сеченов И.М. Избранные произведения, т. I, – 2000, с.57.

3 Немов Р.С. Общие основы психологии. –М., 2001, с.322.

4 Немов Р.С. Общие основы психологии. –М., 2001, с.324.

5 Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, с.189

6 Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, с.195

7 Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, с.199

8 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М., 1989. - С. 56.

9 Познавательные процессы и способности в обучении. - М., 1990. -С. 78.

10 См.: Развитие логической памяти у детей / Под. ред. А.А. Смирнова. -М., 1976.

11 Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. С. 205.

12 См: Родари Дж. Грамматика фантазии. — М., 1990.


Информация о работе Диагностика памяти старших дошкольников