Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:45, реферат
Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям, девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклонения в поведении сказывается на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или деликвентности.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
§1 Изучение причин девиантного поведения школьников……………………5
§2 Методика выявления причин отклонений в поведении и развитии подростка…………………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Лесосибирский педагогический институт – филиал Федерального
государственного автономного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Сибирский
федеральный университет»
Педагогики и психологии
факультет
050706.65 «Педагогика и психология»
код
и наименование специальности
Реферат
Тема: Диагностика
отклонений в поведении
подростков
Преподаватель: _______________ О.А. Бенькова
Студент: ДЛП 08-01 СФП ________________
К.В. Алиферова
Лесосибирск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1 Изучение причин девиантного поведения школьников……………………5
§2 Методика
выявления причин отклонений в поведении
и развитии подростка………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Девиантное
поведение – это поведение с отклонениями.
Психологи рассматривают девиантность
как поведение, которое находится на границе
между правовым и криминальным поведением.
Детей, которым свойственны отклонения
поведенческих реакций, называют по-разному:
недисциплинированные, педагогически
либо социально запущенные, трудные дети,
трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям,
девиантные подростки и пр. Эти термины
наиболее часто используются как синонимы.
Отклонения в поведении сказывается на
окружающих, и общество ставит диагноз
девиантности или деликвентности.
В психолого-педагогической
литературе нет единого подхода к определению
девиантности. В. Ковалев определяет девиантное
поведение как отклонение от моральных
норм, а деликвентность считает поведением
преступным. Хевит и Дженкинс трудновоспитуемых
подростков разделяют на две категории:
1) дети с социализированными формами антиобщественного
поведения; 2) дети с социализированным
агрессивным поведением.
Н. Максимова
выделяет типы трудновоспитуемых в зависимости
от детерминант социальной дезадаптации
подростков, которые оказывают сопротивление
педагогическому влиянию: 1) несформированность
личностных структур, низкий уровень моральных
представлений и социально принятых навыков
поведения (педагогически запущенные);
2) особенности развития высшей нервной
деятельности (акцентуации характера,
эмоциональная нестойкость, импульсивность);
3) неумелое воспитательное влияние(ошибочная
или ситуативная трудновоспитуемость);
4) функциональное новообразование личности
(собственно трудновоспитуемость).
И. Фурманов
связывает формирование негативных
форм поведения у детей со стилями
семейного воспитания: эмоциональное
отторжение (по типу Золушки), «гиппопротекция»
(ребенок принадлежит сам себе), доминирующая
гипперпротекция (слишком большое внимание
родителей к детям и лишение их всякой
самостоятельности).
В. Воробьев
и Н. Коновалова выделяют три
формы, и одновременно, и три причины
школьной дезадаптации: 1) «депривационная»
- невозможность личности увидеть в реальной
ситуации собственную психологическую
проблему; 2) невротическая природа школьной
дезадаптации; 3) «психопатическая» - психологические
проблемы ребенок решает неправильно,
и из-за этого появляются новые проблемы.
Существует
много других способов классификации
правонарушений и трудновоспитуемости.
Все эти знания необходимы практическом
психологу для понимания механизмов появления
отклонений в поведении школьников, условий
и причин девиантности. Они являются своеобразным
указателем для психолога в выборе методов
и приемов в работе с детьми: наблюдение,
анализ продуктов деятельности (материальных,
интеллектуальных, духовных), анкетирование,
тестирование, социометрические измерения
и вербальные методики, беседы и прочие.
§1
Изучение причин девиантного
поведения школьников
Каждый
девиантный ребенок имеет свой набор
отклонений в поведении: прогуливание
уроков, физическое насилие над однолетками,
грубость в общении с окружающими,
враждебное отношение к людям, пренебрежение
обязанностями, агрессивное противодействие
к педагогическим требованиям, недоверие
к родителям и учителям, повышенные уровень
самооценки и уровень притязаний, а практическому
психологу важно проследить их генезис
и лишь тогда решать вопросы профилактики,
диагностики, консультирования и коррекции,
при этом необходимо помнить, что причины
нарушений поведения почти всегда взаимосвязаны.
Семья
– основной институт воспитания детей.
Образцы поведения дети перенимают
у своих родителей, поскольку
именно родители определяют нормы оценки
поведения. Дети часто играют роли своих
родителей, поэтому очень важно
предупредить закрепление дезадаптивных
форм поведения ребенка путем психокоррекционной
и консультативной работы не только с
детьми, но и с родителями.
Диагностика
“первичного социума” отношений
«родители–дети» показывает уровень
социализации ребенка, усвоение им системы
ценностей, норм, знаний, культуры. Методики:
опросник родительского
отношения (Варга, Столин), подростки
о родителях (Шафер), опросник
социализации для школьников
“Моя семья”, изучение
идентификации с родителями (Захаров).
Измерение родительских
установок и реакций (PARY).
Комплексное
изучение причин отклонений в поведении,
создание прогностической программы
реальных мероприятий и путей
преодоления проблем девиантных
школьников – является одновременной
работой по преодолению недостатков семейного
и педагогического воспитания. Такой подход
диктует необходимость разработки комплексных
мероприятий для оказания психологической
помощи всем участникам учебно-воспитательного
процесса.
Целесообразным
в практике исследования причин девиантного
поведения является использование метода
«незаконченных предложений»
А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным)
для разных возрастных категорий. Обработка
результатов дает информацию об отношении
ученика к родителям, друзьям, одноклассникам,
учителям, самим себе; об их мечтах, желаниях,
страхах, проблемах личностного развития.
На основе этого можно сделать психологический
анализ доминирующих стереотипов сознания
и деятельности.
Информационной
для психолога является диагностика
помех личностного развития – опросник
для детей 9-11 лет, включающий 90 вопросов.
Анкетирование дает психологу возможность
определить уровень тревожности, импульсивности,
агрессивности, склонность к нечестному
поведению, асоциальную замкнутость, неуверенность,
и эстетическую нечувствительность. При
этом, важное значение имеет сама организация
анкетирования, поскольку честность ответов
прямо зависит от того доверительного
контакта, который психолог сумеет установить
с детьми. Валидность данной диагностики
подтверждается многолетним опытом.
Для изучения
типа темперамента можно использовать
опросник Г.Айзенка,
либо тейпинг-тест, для изучения типа
реагирования в конфликтной ситуации
– тест фрустации
С. Розенцвейга. Подростки, которых считают
трудновоспитуемыми, очень отличаются
направлениями стереотипной реакции на
конфликтную ситуацию. Так, одни из них
проявляют экстернальность, а другие –
интернальность, а некоторые – равнодушие
или занимают компромиссную позицию.
Для работы
с трудновоспитуемыми детьми психологи
с успехом используют патохарактерологический
опросник (ПДО) А. Личко, который выделяет
11 типов акцентуаций характера. Для диагностики
акцентуаций личности можно использовать
опросник Х.Шмишека, в основу которого
положена концепция «акцентуаций личности»
К. Леонгарда и другие.
Действенным
методом влияния среды на ребенка,
и наоборот, отношения ребенка
к близким людям, является методика
изучения социальной
близости. В результате анализа ответов
на поставленные вопросы, психолог получает
информацию о том, кто из близкого окружения
ребенка является для него наиболее авторитетным,
с кем чаще всего он советуется, от кого
ждет помощи, кому доверяет, на кого хочет
быть похожим и т.д.
Проективные тесты имеют ряд преимуществ, в частности потому, что дети воспринимают их как игру и не осознают целей исследования, что дает возможность получить истинный результат, приоткрыть двери в свет проблем школьника, что не всегда доступно вербальным методикам.
Диагностика
личности с помощью
психорисунков (Дом, дерево, человек»,
«Рисунок семьи», «несуществующее животное»)
являются достаточно информативным, однако,
требуют хорошей теоретической и практической
подготовки психологов.
Диагностика
школьной социализации предусматривает
выявление не только возможные недостатки
в его интеллектуально-личностном развитии,
но и индивидуальные особенности учителей:
стиль руководства классом, статус учащегося
в классном школьном. Для выявления возможных
нарушений рекомендуется изучать: уровень
познавательной потребности, направленность
на приобретение знаний, отношение к учению
и к учебным предметам; использовать
метод наблюдения для оценки волевых
качеств, методика
“Направленность на
отметку”, “Оценка
силы волевых качеств”,
методика выявления
уровня смелости (Г. А. Калашникова),
методика оценки уровня
притязаний детей школьного
возраста, тест животных
Заззо, Тест школьной
тревожности Филипса,
социометрия (Морено) и др.
Особенности
характера и психо-
Данные
по конкретному ребенку заносятся
в индивидуальную карту психолого-медикоко-социального
развития, затем составляется план коррекции
развития. Составляются конкретные рекомендации
для педагогов и родителей.
§2
Методика выявления
причин отклонений в
поведении и развитии
подростка
Учителю,
классному руководителю предлагается
заполнить таблицу «Основные
причины отклонений в поведении
и развитии», где перечислены
возможные причины, формирующие
педагогическую запущенность школьника.
Респондент, заполняющий таблицу-анкету,
фиксирует установленные
Основные
причины отклонений
в поведении и
развитии
Влияние семьи
Причины
Да+; нет-
1. Родители подвержены алкоголю
2. Халатное отношение к воспитанию детей
3. Нездоровая моральная обстановка в семье
4. Полное непослушание детей родителям
5. Судимость родителей
6. Культ физической силы в семье
7. Алкоголизм
8. Культ денег, вещизм, карьеризм, чванство, барство в семье
9.Культ
ребенка в семье,
10. Мелочная опека
11. Непосильные требования
12. Физические наказания, насилие, недоверие
13. Пресечение всякого рода активности
14. Нет
постоянного трудового
15. Нет навыков самообслуживания
16. Нет участия в коллективном труде семьи
17. Не
знает бюджета семьи, ее
18. Нет совместного чтения книг и их обсуждения
19. Нет
дружбы между детьми и
Информация о работе Диагностика отклонений в поведение подростка