Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:57, реферат
Специально оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ.
Документация педагога-психолога в ДОУ.
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.
Реферат
Деятельность педагога-психолога
в
дошкольном образовательном
учреждении
План
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ
Специально оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.
Кабинет педагога-психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности работы психолога и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов.
Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено помещение площадью не менее 25-30 м2, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.
Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.
Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей - 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
Материально-техническое
оснащение и организация
Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета;
Видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс;
Практические материалы для психологической работы; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для индивидуальных и других групповых форм занятий;
В кабинете педагога-психолога ДОУ должна стоять папка с необходимой документацией;
Рабочий стол педагога-психолога, журнальный столик, стеллаж или шкаф для книг и картотек (техники), небольшой ковер, небольшой стол и 2-3 детских стульчика;
Перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.
Организуя
пространство кабинета, необходимо помнить,
что основными принципами, которыми
необходимо руководствоваться, является
комфортность, гармоничность и доверительность
атмосферы. Необходимо учитывать то, что
организация пространства кабинета педагога-психолога
в ДОУ во многом определяет эффективность
его деятельности.
Документация педагога-психолога в ДОУ
Важным
компонентом профессиональной деятельности
педагога-психолога в условиях детского
дошкольного учреждения является оформление
разного рода документации. Документация
сопровождает каждое направление работы
педагога-психолога от просветительско-
Комплект (пакет) документации педагога-психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:
Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
При оформлении специалиста на основе договора или контракта педагог-психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Специальная документация - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида - свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Психологическое
заключение является основной рабочей
документацией педагога-
Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в дошкольном учреждении; график работы педагога-психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы педагога-психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы педагога-психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет педагога-психолога о проделанной работе (по итогам за год).
Хронометраж
- совокупность временных норм, регламентирующих
выполнение различных видов
График
— распределение видов
Годовой
план - документ, определяющий цели и задачи
профессиональной деятельности педагога-психолога
дошкольного учреждения на учебный год
(стратегию профессиональной деятельности).
Поскольку одной из ведущих целей профессиональной
деятельности педагога-психолога является
психологизация педагогического (воспитательно-
Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.
Журнал психологических запросов - документ, фиксирующий "заказ", т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.
В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих.
Итоговый (аналитический) отчет - совокупность результатов профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности педагога-психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.
В
случае невыполнения тех или иных
запланированных пунктов в
Информация о работе Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении