Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

Специально оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.

Оглавление

Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ.
Документация педагога-психолога в ДОУ.
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Реферат

Деятельность педагога-психолога

в дошкольном образовательном  учреждении  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

  1. Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ.
  2. Документация педагога-психолога в ДОУ.
  3. Специфика работы педагога-психолога в ДОУ.
  4. Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ.
  5. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оформление  кабинета педагога-психолога  в ДОУ

     Специально  оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.

     Кабинет педагога-психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности работы психолога и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов.

     Для кабинета педагога-психолога должно быть отведено помещение площадью не менее 25-30 м2, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

     Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с  повышенной сухостью воздуха для  его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

     Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната  может быть оборудована двойной  дверью. Максимальная громкость звучания записей - 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

     Материально-техническое  оснащение и организация пространства кабинета:

  • Оборудование кабинета:

Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета;

  • Технические средства:

Видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс;

  • Методические материалы:

Практические материалы для психологической работы; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для индивидуальных и других групповых форм занятий;

  • Документация:

В кабинете педагога-психолога ДОУ должна стоять папка с необходимой документацией;

  • Мебель:

Рабочий стол педагога-психолога, журнальный столик, стеллаж или шкаф для книг и картотек (техники), небольшой ковер, небольшой стол и 2-3 детских стульчика;

  • Дополнительные средства для дизайна интерьера:

Перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.

      Организуя пространство кабинета, необходимо помнить, что основными принципами, которыми необходимо руководствоваться, является комфортность, гармоничность и доверительность атмосферы. Необходимо учитывать то, что организация пространства кабинета педагога-психолога в ДОУ во многом определяет эффективность его деятельности. 

Документация  педагога-психолога  в ДОУ

     Важным  компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы педагога-психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.

     Комплект (пакет) документации педагога-психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

     Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

  • Закон Российской Федерации об образовании.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Положение о психологической службе в системе образования.
  • Положение о практическом психологе.
  • Квалификационная характеристика педагога-психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
  • Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Данная  документация является нормативной  базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

При оформлении специалиста на основе договора или  контракта педагог-психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

     Специальная документация - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной  документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные  карты и протоколы. Три остальных  вида - свободные (открытые) для доступа  лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Психологическое заключение является основной рабочей  документацией педагога-психолога.

     Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

     В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в дошкольном учреждении; график работы педагога-психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы педагога-психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы педагога-психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет педагога-психолога о проделанной работе (по итогам за год).

     Хронометраж - совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической  деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из видов психологической деятельности (Приложение 1).

     График  — распределение видов профессиональной деятельности педагога-психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу.

     Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности педагога-психолога является психологизация педагогического (воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с "программой образования и развития детей", принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности педагога-психолога. Если она отвечает общей психологической цели - обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года (Приложение 1).

     Дифференцированный  план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.

     Журнал  психологических запросов - документ, фиксирующий "заказ", т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.

     В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих.

     Итоговый (аналитический) отчет - совокупность результатов профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности педагога-психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

     В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина  невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении