Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:57, реферат

Краткое описание

Специально оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.

Оглавление

Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ.
Документация педагога-психолога в ДОУ.
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

1. Роль  природных свойств ребенка, условий  его жизни и воспитания в психическом развитии;

2. Психологические  особенности детей разных дошкольных  возрастных групп;

3. Возрастные  кризисы развития и условия,  способствующие их благополучному  разрешению;

4. Развивающее  значение разных видов детской  деятельности — игры, рисования, конструирования и др.;

5. Влияние  семейных взаимоотношений на  психическое развитие ребенка;

6. Создание  условий для эмоционального благополучия  ребенка;

7. Особенности  подхода к «трудным» детям; 

8. Адаптация  ребенка к дошкольному учреждению.

     Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое педагог-психолог стремится передать воспитателям и родителям.

     Итак, именно психологической профилактике специалист должен уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.

3. Коррекционно-развивающее направление

     Данное  направление деятельности педагога-психолога  в ДОУ является наиболее сложным  и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:

- групповые  психокоррекционные занятия (работа  с проблемами в личностной  и познавательной сферах);

- индивидуальные  психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;

- индивидуальные  занятия с одаренными детьми;

- занятия  по психологической подготовке  детей к школьному обучению;

- тематические  занятия с родителями (например, обучающие семинары).

     Целью данного направления работы педагога-психолога в ДОУ является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

     Если  в коррекционной работе педагог-психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.

  Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.  
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.

4. Психологическое консультирование

     Т.Д. Марцинковская отмечает, что в  условиях детского сада психологическое  консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи  рекомендательного характера». В условиях ДОУ в соответствии со спецификой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультативное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.

     Процедура консультирования является стандартной:

1) приветствие;

2) выяснение  повода обращения;

3) выяснение  желаемого результата;

4) резюмирование,  разработка вариантов решения  проблемы;

5) оговаривание  решения клиента и его действий  для достижения желаемого результата.

     Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении  проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

     В системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда  педагог-психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.

      При отсутствии опыта в сложных случаях  или по другой причине педагог-психолог ДОУ может рекомендовать родителям  обратиться в Психологический центр.

     Таким образом, в ходе своей профессиональной деятельности педагог-психолог реализует все направления, указанные выше. Но в зависимости от запросов администрации и родителей, от специфики ДОУ и собственной профессиональной направленности психолог может выбирать приоритетное направление, что обязательно будет оговорено в его должностных инструкциях. 
 
 
 
 
 
 
 

Особенности деятельности педагога-психолога  в ДОУ на примере детского сада № г.

     Психологическая служба в системе дошкольного образования города Т начала формироваться с 1998 года. Тогда впервые в МДОУ «детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» была введена ставка педагога-психолога.

     Деятельность педагога-психолога ДОУ № строится исходя из потребностей образовательных учреждений, социальной ситуации в городе, на основе диагностики, планирования, прогнозирования и контроля.  

     В ДОУ систематически отслеживаются  результаты психологической работы с детьми: в начале работы проводится первичная диагностика детей, в  конце - итоговая диагностика, с помощью  которой удается проследить динамику и эффективность работы педагога-психолога.

     Работа  в течение 2007-2008 учебного года строилась  в соответствии с годовым планом, по следующим направлениям.

    1. Работа с детьми.

     Групповые занятия с детьми старшей и  подготовительной возрастной группы по развитию и коррекции эмоциональной сферы проводились два раза в неделю. С целью развития эмоционально-волевой сферы детей средней и второй младшей возрастной группы также проводились групповые занятия два раза в неделю.

     Индивидуальные  занятия с детьми старшей и  подготовительной группы планировались и проводились еженедельно и направлены были на развитие психических процессов детей. Группы детей на такие занятия формировались по итогам первичного диагностического обследования в сентябре 2007 года. По результатам обследования, которые показали, что у большинства детей низкий уровень развития внимания и восприятия, были проведены консультации и даны рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.  Индивидуальная работа строилась в соответствии с программой Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой «Школа внимания». Результаты итогового диагностического обследования показали, что уровень развития внимания и восприятия у детей старшей и подготовительной возрастной группы значительно возрос (Приложение 2).

     С целью наблюдения за детьми и выявления  особенностей познавательной деятельности, поведения дошкольников разного  возраста мы неоднократно посещали учебные  занятия.

     Важным  направлением в работе педагога-психолога ДОУ № является участие его в организации отдыха дошкольников (туристические походы, спортивные кроссы, праздники). Мы активно используем ресурсы отдыха на природе в целях обеспечения психологического здоровья детей.

    1. Работа с педагогами.

     Помимо  индивидуальных бесед и консультаций по результатам диагностики, особенностям развития детей разного возраста, трудностям при взаимодействии и другим вопросам, проводились практические занятия по психотерапии личного самочувствия «Пусть всегда будет солнце».

     С целью психологического просвещения  педагогам предоставлялась наглядная информация по следующим темам: «О чем говорит поза спящего ребенка», «Левша – человек-загадка», «Детские страхи», «Я не жадина! Или как научить ребенка делиться», «Гиперактивный ребенок», «Как помочь себе и ребенку справиться с негативными эмоциями» и др. Проводились групповые консультации: «Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста», «Школа внимания», «Игры и упражнения для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста», «Игры для дошкольников, стимулирующие развитие внимания» и др.

     С целью координации действий специалистов и педагогов ДОУ мы принимали  участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме детского сада.

     III. Работа с родителями планировалась по итогам анкетирования в летний период с целью выявить интересующие родителей вопросы. Таким образом, были спланированы и проведены выступления на родительских собраниях по следующим темам: «Ваш ребенок плохо ест?»; «Давайте покапризничаем вместе с нашими детьми»; «Детские страхи»; «Развитие руки будущего первоклассника» и др. Специально для родителей изготовлялась наглядная информация и оформлялись стенды: «Ошибки семейного воспитания», «От улыбки станет всем светлей или Юмор и воспитание»; «Первый раз в первый класс», «Как без помощи специалиста узнать готов ли ребенок к школе», «Психологический аспект подготовки ребенка к школе», «Первоклассные хлопоты» и др. С родителями детей, имеющих затруднения в развитии, проводились индивидуальные беседы и консультации.

     IV. Организационно-методическая работа.

     В течение года велась и оформлялась  в соответствии с нормативными требованиями учетная документация. Для оценки нашей деятельности администрации ДОУ № и руководителям методического объединения педагогов-психологов г. Тотьма был предоставлен аналитический отчет о проделанной работе за 2007-2008 учебный год.

     С целью повышения уровня знаний мы посещали практикумы-семинары в Центре психолого-медико-педагогического  сопровождения г. Тотьма, неоднократно принимали участие в работе районного  методического объединения педагогов-психологов г., организовывали показ открытых занятий по развитию и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с применением элементов сказкотерапии для педагогов-психологов других образовательных учреждений г..

     В течение года нами приобреталась и изучалась психологическая и педагогическая литература, пополнялась картотека психологических игр, изготавливалась наглядность для коррекционно-развивающих занятий.  
 
 
 

Литература

1. Детская  практическая психология: Учебник/  Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.

2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога/ Под ред. Л.А. Венгера. М., 1993.

3. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

4. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/ Под ред. Е.А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз/ Под ред. И.Б. Котовой. Ростов н/Д., 1991.

6. Широкова  Г.А. Справочник дошкольного психолога/  Г.А. Широкова. – Изд. 6-е. – Ростов  н/Д: Феникс, 2008. – 382 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1.

Хронометраж рабочего времени  педагога-психолога 

в дошкольном образовательном  учреждении 

Вид профессиональной деятельности Среднее время, час
в месяц в неделю
Психодиагностика: индивидуальная и

групповая

 
36
 
9
Психопрофилактика и психокоррекция:

индивидуальная  и групповая

 
28
 
7
Обработка результатов диагностических обследований, коррекционных, профилактических и развивающих занятий  
 
24
 
 
6
Оформление  документации 12 3
Индивидуальное  консультирование:

родителей

воспитателей и педагогов

 
12

12

 
3

3

Групповое консультирование (собрания, семинары): родителей 

педагогов и воспитателей

 
4

4

 
1

1

Изучение  специальной литературы и освоение новых технологий 4 1
Посещение районных, окружных, городских, республиканских мероприятий (конференции, семинары) 4 1
Коллегиальное консультирование смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях 4 1
Всего 144 36

Информация о работе Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении