Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:57, реферат
Специально оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ.
Документация педагога-психолога в ДОУ.
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.
1. Роль
природных свойств ребенка,
2. Психологические
особенности детей разных
3. Возрастные
кризисы развития и условия,
способствующие их
4. Развивающее значение разных видов детской деятельности — игры, рисования, конструирования и др.;
5. Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;
6. Создание
условий для эмоционального
7. Особенности подхода к «трудным» детям;
8. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению.
Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное — не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое педагог-психолог стремится передать воспитателям и родителям.
Итак, именно психологической профилактике специалист должен уделять особое внимание. Тогда возможно будет предупредить нежелательные отклонения в развитии детей.
3. Коррекционно-развивающее направление
Данное направление деятельности педагога-психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
- групповые
психокоррекционные занятия (
- индивидуальные
психокоррекционные занятия (
- тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
- индивидуальные занятия с одаренными детьми;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
Целью данного направления работы педагога-психолога в ДОУ является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе педагог-психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую
работу рекомендуется планировать и вести
с учетом приоритетных направлений и особенностей
конкретного ДОУ, специфики детского коллектива,
отдельного ребенка.
Педагог-психолог
ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую
работу в пределах своей профессиональной
компетентности, работая с детьми, имеющими
уровень психического развития, соответствующий
возрастной норме. Развитие ребенка в
пределах возрастной нормы не исключает
наличие тех или иных проблем в познавательной,
эмоциональной, мотивационной, волевой,
поведенческой и т.п. сферах, что и может
быть объектом коррекционной и развивающей
работы психолога. Важно помнить, что в
том случае, если отклонения выражены
в значительной степени, ребенка необходимо
направить на консультацию к специалистам
психолого-медико-
4. Психологическое консультирование
Т.Д. Марцинковская отмечает, что в условиях детского сада психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ в соответствии со спецификой его функционирования консультации должны проводиться только по поводу проблем ребенка, особенностей его развития. Поэтому консультативное воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов.
Процедура консультирования является стандартной:
1) приветствие;
2) выяснение повода обращения;
3) выяснение желаемого результата;
4) резюмирование, разработка вариантов решения проблемы;
5) оговаривание
решения клиента и его
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.
В системе образования достаточно широко распространена практика с «немотивированным» клиентом в процессе консультации. Такая ситуация складывается, когда педагог-психолог по собственной инициативе приглашает родителей на консультацию для решения уже имеющихся проблем.
При
отсутствии опыта в сложных случаях
или по другой причине педагог-психолог
ДОУ может рекомендовать
Таким
образом, в ходе своей профессиональной
деятельности педагог-психолог реализует
все направления, указанные выше. Но в
зависимости от запросов администрации
и родителей, от специфики ДОУ и собственной
профессиональной направленности психолог
может выбирать приоритетное направление,
что обязательно будет оговорено в его
должностных инструкциях.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.
Психологическая служба в системе дошкольного образования города Т начала формироваться с 1998 года. Тогда впервые в МДОУ «детский сад общеразвивающего вида № «Сказка» была введена ставка педагога-психолога.
Деятельность педагога-психолога ДОУ № строится исходя из потребностей образовательных учреждений, социальной ситуации в городе, на основе диагностики, планирования, прогнозирования и контроля.
В ДОУ систематически отслеживаются результаты психологической работы с детьми: в начале работы проводится первичная диагностика детей, в конце - итоговая диагностика, с помощью которой удается проследить динамику и эффективность работы педагога-психолога.
Работа в течение 2007-2008 учебного года строилась в соответствии с годовым планом, по следующим направлениям.
Групповые занятия с детьми старшей и подготовительной возрастной группы по развитию и коррекции эмоциональной сферы проводились два раза в неделю. С целью развития эмоционально-волевой сферы детей средней и второй младшей возрастной группы также проводились групповые занятия два раза в неделю.
Индивидуальные занятия с детьми старшей и подготовительной группы планировались и проводились еженедельно и направлены были на развитие психических процессов детей. Группы детей на такие занятия формировались по итогам первичного диагностического обследования в сентябре 2007 года. По результатам обследования, которые показали, что у большинства детей низкий уровень развития внимания и восприятия, были проведены консультации и даны рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей. Индивидуальная работа строилась в соответствии с программой Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой «Школа внимания». Результаты итогового диагностического обследования показали, что уровень развития внимания и восприятия у детей старшей и подготовительной возрастной группы значительно возрос (Приложение 2).
С целью наблюдения за детьми и выявления особенностей познавательной деятельности, поведения дошкольников разного возраста мы неоднократно посещали учебные занятия.
Важным направлением в работе педагога-психолога ДОУ № является участие его в организации отдыха дошкольников (туристические походы, спортивные кроссы, праздники). Мы активно используем ресурсы отдыха на природе в целях обеспечения психологического здоровья детей.
Помимо индивидуальных бесед и консультаций по результатам диагностики, особенностям развития детей разного возраста, трудностям при взаимодействии и другим вопросам, проводились практические занятия по психотерапии личного самочувствия «Пусть всегда будет солнце».
С целью психологического просвещения педагогам предоставлялась наглядная информация по следующим темам: «О чем говорит поза спящего ребенка», «Левша – человек-загадка», «Детские страхи», «Я не жадина! Или как научить ребенка делиться», «Гиперактивный ребенок», «Как помочь себе и ребенку справиться с негативными эмоциями» и др. Проводились групповые консультации: «Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста», «Школа внимания», «Игры и упражнения для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста», «Игры для дошкольников, стимулирующие развитие внимания» и др.
С
целью координации действий специалистов
и педагогов ДОУ мы принимали
участие в психолого-медико-
III. Работа с родителями планировалась по итогам анкетирования в летний период с целью выявить интересующие родителей вопросы. Таким образом, были спланированы и проведены выступления на родительских собраниях по следующим темам: «Ваш ребенок плохо ест?»; «Давайте покапризничаем вместе с нашими детьми»; «Детские страхи»; «Развитие руки будущего первоклассника» и др. Специально для родителей изготовлялась наглядная информация и оформлялись стенды: «Ошибки семейного воспитания», «От улыбки станет всем светлей или Юмор и воспитание»; «Первый раз в первый класс», «Как без помощи специалиста узнать готов ли ребенок к школе», «Психологический аспект подготовки ребенка к школе», «Первоклассные хлопоты» и др. С родителями детей, имеющих затруднения в развитии, проводились индивидуальные беседы и консультации.
IV. Организационно-методическая работа.
В течение года велась и оформлялась в соответствии с нормативными требованиями учетная документация. Для оценки нашей деятельности администрации ДОУ № и руководителям методического объединения педагогов-психологов г. Тотьма был предоставлен аналитический отчет о проделанной работе за 2007-2008 учебный год.
С
целью повышения уровня знаний мы
посещали практикумы-семинары в Центре
психолого-медико-
В
течение года нами приобреталась и изучалась
психологическая и педагогическая литература,
пополнялась картотека психологических
игр, изготавливалась наглядность для
коррекционно-развивающих занятий.
Литература
1. Детская практическая психология: Учебник/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
2. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога/ Под ред. Л.А. Венгера. М., 1993.
3. Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Медико-психолого-
5. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз/ Под ред. И.Б. Котовой. Ростов н/Д., 1991.
6. Широкова
Г.А. Справочник дошкольного
Приложение 1.
Хронометраж рабочего времени педагога-психолога
в
дошкольном образовательном
учреждении
Вид профессиональной деятельности | Среднее время, час | |
в месяц | в неделю | |
Психодиагностика:
индивидуальная и
групповая |
36 |
9 |
Психопрофилактика
и психокоррекция:
индивидуальная и групповая |
28 |
7 |
Обработка
результатов диагностических |
24 |
6 |
Оформление документации | 12 | 3 |
Индивидуальное
консультирование:
родителей воспитателей и педагогов |
12 12 |
3 3 |
Групповое
консультирование (собрания, семинары):
родителей
педагогов и воспитателей |
4 4 |
1 1 |
Изучение специальной литературы и освоение новых технологий | 4 | 1 |
Посещение районных, окружных, городских, республиканских мероприятий (конференции, семинары) | 4 | 1 |
Коллегиальное консультирование смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях | 4 | 1 |
Всего | 144 | 36 |
Информация о работе Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении