Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:57, реферат
Специально оборудованный кабинет педагога-психолога может функционировать на базе обычного кабинета дошкольного образовательного учреждения. Предпочтительнее, чтобы кабинет располагался в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи воспитанникам разного уровня развития и возраста, их родителям, педагогам и работникам ДОУ.
Оформление кабинета педагога-психолога в ДОУ.
Документация педагога-психолога в ДОУ.
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада № г.
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ
В
настоящее время
Специфика работы педагога-психолога в ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными прежде всего с особенностями детей дошкольного возраста. В работе ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.
Особый акцент педагог-психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме
того, для сбора объективной
В
отличие от взрослых дошкольник не
может рассказать окружающим о своих проблемах,
проанализировать их и что-то изменить.
Внешние проявления одной и той же проблемы
могут быть разнообразными.
Здесь и заключается трудность дифференциации
внутренней причины и внешних проявлений,
и здесь на помощь педагогу-психологу
приходит его умение получить информацию
о ребенке, его образе жизни, окружении.
Все
вышеперечисленные
В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. И одно из главных умений, которыми он должен владеть, - это умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе. Как пишет Н.В. Самоукина, «профессия психолога – профессия разговорная. Как профессионал психолог должен владеть различными коммуникативными техниками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления, как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией». Тем не менее, у многих психологов, особенно на первых этапах профессионального становления, коммуникативные навыки развиты недостаточно. Следствием такой ситуации является боязнь публичных выступлений.
Первым шагом в решении данной проблемы будет ее осознание: необходимо четко проговорить и принять ее. Далее важно сознать, чем именно вызван страх. На самом деле трудно сразу выбрать какую-то одну причину, их может быть несколько, и они могут быть очевидными.
Тем
не менее, для полноценной и эффективной
работы педагогу-психологу ДОУ
В ходе подготовки подумайте, что может вызвать вопросы и особый интерес у слушателей. Манера выступления должна быть комфортной для вас и адекватной для аудитории. Эффективно использовать шутки, интересные отступления или примеры.
Итак,
для полноценной и эффективной
работы педагогу-психологу ДОУ необходимо
развивать свои коммуникативные умения.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Основные функции педагога-психолога в дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
1. Психодиагностика
Психологическая
диагностика является частью общей
системы диагностики детей
Цели и задачи психодиагностики индивидуальны для каждого ДОУ, но они должны быть направлены на выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребенка-дошкольника. Другими словами, психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендаций.
По мнению Т.Д. Марцинковской, предметом психодиагностики в ДОУ являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.
Система психодиагностической работы строится следующим образом. Предварительно педагог-психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима — помогает педагогу-психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.
Перед началом диагностических обследований педагог-психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так, нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать его к выполнению заданий — это затруднит ход исследования, диагностически ценные данные не будут получены, а результаты окажутся не показательными. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между педагогом-психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.
В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части диагностического обследования, и тогда методики предлагаются ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день работы). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу и ситуации обследования. Иногда эффективным оказывается спокойный, доброжелательный разговор с ребенком на нейтральные, не перегруженные информацией для ребенка темы.
Для проведения диагностического обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет посмотреть перед началом обследования. Выставленные на виду яркие, необычные предметы или чересчур привлекательные игрушки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ребенка от поставленных заданий. Перед началом диагностического обследования педагог-психолог должен подготовить весь экспериментальный материал, но расположить его так, чтобы он не был виден ребенку.
Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая методика.
В первой части диагностического обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, так как они наиболее трудны для детей, и, выполняя эти задания, ребенок не должен быть уставшим. После проведения одной-двух «интеллектуальных» методик возможно чередование заданий различных типов.
Некоторые «личностные» методики и задания предполагают наличие особенно доверительного контакта со взрослым, их желательно предлагать, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, поэтому предлагать таким детям словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ними речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.
Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка — привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком (получить ответы на существенные вопросы) или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
По ходу обследования педагог-психолог должен вести протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости, способность к самостоятельному нахождению ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также характер реакции ребенка на ситуацию обследования, особенности контакта с психологом, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении с психологом и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и личностного развития.
2. Психологическое просвещение и психопрофилактика
Обоснованием для объединения этих двух, на первый взгляд, разных направлений в единое целое является то, что просвещение родителей и педагогов носит профилактический, т.е. предупреждающий, характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процесс его развития, сформированности каких-либо навыков и т.д.) и возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Начиная работу в ДОУ, педагог-психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины — она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий ДОУ. Вот их примерный перечень:
Информация о работе Деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении