Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению условий предупреждения детско-родительских конфликтов и методов их разрешения на разных возрастных этапах.
Предмет – причины семейного конфликта.
Объект - условия предупреждения детско-родительских конфликтов.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………….……3-4.

Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика.

1.1 Характеристика семейных конфликтов………………………………..4-7.

1.2.Причины семейных конфликтов……………………………………....7-14.

Выводы…………………………….……………………………………........15-17.

Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

2.1.Психологический конфликт в детско-родительских отношениях...18-20.
Симптомы и факторы эскалации……………………………….…20-23.
Условия предупреждения конфликта………………………….…23-26.
Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект………………………………………………………………………..26-28.

Выводы………………………………………………..……….……………..29-30.

Заключение…………………………………………………………………..31-32.

Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Психологический конфликт в детско.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

  Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых  весьма условно можно выделить основную. По основной причине, т. е. по ведущему мотиву, можно выделить следующие  группы семейных конфликтов, возникающих  в результате: стремления одного или обоих супругов реализовать в браке, прежде всего личные потребности (развитая направленность «на себя», т. е. эгоизм), сильно развитых материальных потребностей у одного или обоих супругов, неудовлетворённой потребности в самоутверждении, наличия у одного или обоих супругов завышенной самооценки, несовпадения представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи, неумения супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе, неумения супругов разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание, нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, нежелания одного из супругов заниматься воспитанием детей или несовпадения взглядов на методы их воспитания, разницы в типах темперамента супругов и неумении учитывать тип темперамента в процессе взаимодействия.

  Одна  из наиболее распространённых причин семейных конфликтов – эгоистичность одного или обоих супругов. Эгоист, прежде всего, думает о своих потребностях, заботится о себе, не считается с потребностями и интересами близких людей. Эгоизм в семье и есть главный враг счастливого супружества. Вообще, нет порока страшнее, чем эгоизм, достоинства он превращает в недостатки. Ещё страшнее эгоизм воздействует на недостатки: он превращает их в пороки. Эгоизм и лень – уже паразитизм, эгоизм и ложь – подлость, эгоизм и трусость – предательство и т. д. Эгоизм одного из супругов делает несчастными обоих.

  Эгоизм  обоих супругов порождает мещанство. В этом случае они вначале конфликтуют, а затем претерпеваются друг к  другу, прощают пороки и недостатки и объединяются во имя того, чтобы  удовлетворить свои примитивные  потребительские запросы. Они заражаются целым рядом страстей, в числе которых: страсть к накопительству; стремление к престижу; самореклама; самодовольство; жизнь по принципу: Мой дом – моя крепость.

  Другая  общая причина семейных бед –  неуступчивость супругов. Она –  главное препятствие к взаимопониманию, согласию, семейной гармонии.

  Уступать  должны оба супруга. Но первым уступить должен тот, кто мудрее, сильнее, кто  понимает, что нежелание и неумение уступать – путь, ведущий к ссорам и нередко – к разводам.

  Очень важно научиться такту и выдержке, умению убедительно и аргументировано излагать свою точку зрения. Если же убедить супруга не удаётся, лучше прекратить спор. Самое главное – не превратить семейные споры в ссоры, дискуссии – в скандалы и выяснения отношений. Супругам надо научиться взаимодействовать с родителями и родственниками, а важнее - научиться уважать друг друга.

  Семейное  согласие строится постепенно на взаимопонимании  и собственном самосовершенствовании. Если кого-либо из супругов не устраивают привычки, потребности и установки другого, надо, чтобы и другой это осознал и понял, что необходима перемена. Исправить положение можно в том случае, если этого хотят оба супруга.

  Можно сказать, что умение решать семейные конфликты – это, прежде всего умение сделать шаг навстречу другому, способность изменить свои взгляды, позиции. К сожалению, вариант, когда оба супруга наделены этой способностью, встречается достаточно редко, гораздо чаще ею обладает лишь один из них. На нём-то, этом "уступающем" супруге, фактически и держится семья, он становится её цементирующим началом.

  На  первых порах семейной жизни, в период приспособления, точнее, обучения жизни  вдвоём, супругов сплошь и рядом  подстерегают мелкие, незначительные ошибки, которые обычно приводят к  столь же мелким конфликтам. Однако если их вовремя не погасить, эти мелкие конфликты могут основательно попортить нервы обоим супругам.

  Есть  только один способ разрешения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды – это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешённым конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться.

  Под умением общаться мы подразумеваем  не только, что следует, а что не следует говорить, но и как следует, а как не следует говорить.

  Ещё один источник трудностей в общении, подстерегающий супругов, особенно в конфликтных ситуациях, – неумение выражать и проявлять свои чувства и переживания. У каждого человека есть определённое представление о себе, о своих возможностях, которое складывается на протяжении всей жизни. В детстве – на основе оценки, даваемой ребёнку близкими, в последующие годы – окружающими людьми и результате самоанализа. В психологии оценку человеком своих возможностей, качеств и его представление о своём месте среди людей называют самооценкой. Она может быть завышенной, заниженной или адекватной. Самооценка влияет на характер взаимоотношений человека с окружающими людьми и выбор средств самоутверждения. Отношение человека к себе находит выражение во всём его облике.

  При всём разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями; ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения; социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.

  Неблагополучные семьи порождают неблагополучных  людей с низкой самооценкой, что  толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

  Причиной  раздоров в семье может быть зависть  к материальному обеспечению. Чаще у людей с эгоистической направленностью  чрезмерно развиты материальные потребности. Разумеется, человек должен быть материально обеспечен. Но материальные потребности могут быть столь значительными, что зарплаты на их удовлетворение не хватит. У этих людей часто бывает плохое настроение, вызванное сильными отрицательными переживаниями. В итоге – неизбежные семейные ссоры.

  Люди  с нормально развитыми материальными  потребностями живут по средствам  и стремятся свои потребности  привести в соответствие с возможностями  удовлетворения их.

  Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними.

  Частой  причиной, а по данным социологов стоят  на первом месте, конфликтов между супругами являются дети.

  Родился новый человек. До его рождения будущие  родители вряд ли задумывались над  тем, какой нелёгкий путь предстоит  им пройти вместе, какие испытания  выдержать.

  А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления и восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневные кормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиеся обществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё их внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Им некогда даже посидеть рядышком, беззаботно поболтать или пообщаться с друзьями. Для них закрыты дискотеки и кинотеатры, поездки за город – ребёнок приковал их к себе.

  Супругам  приходится изменять весь строй уже  сложившихся внутри семьи отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролей супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически «диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить, искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.

  Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка. Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость, лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному осложнению и без того натянутых отношений.

  Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один: перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи, связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет настоящим центром супружеских отношений, а не помехой.

  Психологи знают: воспитание детей – это поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения, взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы – это одно, а трудности воспитания – совсем другое. Многие даже наивно полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения складывались бы у них значительно ровнее, легче.

  Родительская  любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстна по своей  сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порах эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества, как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потому совершенствуют сами супружеские отношения, делает их тоньше, глубже. Можно сказать, что дети – своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новые заботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской жизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и, конечно же, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием, поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития, совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

  Дети  – это и новое качество супружеских  отношений. Раньше была любовь друг к  другу – теперь она дополняется  совместной любовью к ребёнку  и в порядке обратной связи  – любовью детей к родителям.

  Воспитание  детей – это, прежде всего самовоспитание родителей. С появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведь ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а, повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает. Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом деле.

  Нормальные  воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворённости  супругов, их соответствии друг другу  во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятия взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным роля: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

  Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние дел в семье.

  Основными путями и способами практического  устранения отрицательного влияние  перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания  и гармонизации личных взаимоотношений  супругов.

  Семейное  счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на встречу другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут разминуться раз, другой.… А затем может наступить окончательный разрыв. Семейное счастье – это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная деятельность.

    Не  может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на несчастье  другого супруга. Только совместный поиск путей создания счастливой семьи может привести к успеху. 
 
 
 
 

Информация о работе Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения