Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению условий предупреждения детско-родительских конфликтов и методов их разрешения на разных возрастных этапах.
Предмет – причины семейного конфликта.
Объект - условия предупреждения детско-родительских конфликтов.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………….……3-4.

Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика.

1.1 Характеристика семейных конфликтов………………………………..4-7.

1.2.Причины семейных конфликтов……………………………………....7-14.

Выводы…………………………….……………………………………........15-17.

Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

2.1.Психологический конфликт в детско-родительских отношениях...18-20.
Симптомы и факторы эскалации……………………………….…20-23.
Условия предупреждения конфликта………………………….…23-26.
Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект………………………………………………………………………..26-28.

Выводы………………………………………………..……….……………..29-30.

Заключение…………………………………………………………………..31-32.

Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Психологический конфликт в детско.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Если  стратегия подкрепления не срабатывает, родители могут счесть нужным использовать наказание. Для того чтобы наказание было эффективным его следует применять как можно скорее после нежелательного поведения.

    Наказание более эффективно, если исходит от заботливого, любящего родителя, а для пресечения нежелательных действий важна последовательность в его использовании. Запреты и наказания с большой вероятностью будут иметь запланированный эффект, если будут сопровождаться разъяснением и объяснением. Жестокое или несправедливое наказание может иметь негативный побочный эффект.

    Дисциплинарные  стратегии, не связанные с наказанием – называемые индуктивными методами – включают в себя рассуждения, указания на последствия нежелательных действий или апеллирование чувства собственного достоинства ребенка или его стремлению к превосходству.

    Успешность  применения этих методов зависит  от эффективности общения родителей с ребенком, а так же от понимания ребенком причин, по которым необходимо следовать правилам и указаниям.

    Дети  социализируются не только по средствам прямого общения, но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека. Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком. 
 
 

    Заключение.

    Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно  условиях они не складывались, все  равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше.

    Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих сторон; неуважение друг к другу; кризисы, которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; развод; незнание элементарных правил поведения; основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфических факторов.

    При возникновении конфликтогенной  ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации. Чем опасен такой ход развития конфликта, тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон, дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения. Тогда на помощь приходят знания о том, как предупредить конфликт.

    Понятие предупреждение конфликта подразумевает такую организацию жизнедеятельности детей и родителей, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять как сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог или «супер – няня»).

    Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов. Только человек, живущий в согласии с самим собой может эффективно решить межличностные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература.

  1. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… - Мн.: Высш. шк., 1986.
  3. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1995.
  4. Основы конфликтологии: Учебное пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: 1997
  5. Популярная психология для родителей./Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Педагогика, 1989.
  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  8. Супружеская жизнь: гармония Ковалёв С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
  9. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. – Брест: Лаборатория «Практической и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990.

Информация о работе Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения