Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению условий предупреждения детско-родительских конфликтов и методов их разрешения на разных возрастных этапах.
Предмет – причины семейного конфликта.
Объект - условия предупреждения детско-родительских конфликтов.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………….……3-4.

Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика.

1.1 Характеристика семейных конфликтов………………………………..4-7.

1.2.Причины семейных конфликтов……………………………………....7-14.

Выводы…………………………….……………………………………........15-17.

Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

2.1.Психологический конфликт в детско-родительских отношениях...18-20.
Симптомы и факторы эскалации……………………………….…20-23.
Условия предупреждения конфликта………………………….…23-26.
Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект………………………………………………………………………..26-28.

Выводы………………………………………………..……….……………..29-30.

Заключение…………………………………………………………………..31-32.

Литература………………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Психологический конфликт в детско.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Министерство  образования республики Беларусь

    Учреждение  образования Белорусский  Государственный  Педагогический Университет 

    имени Максима Танка 
     
     
     

                                                   Факультет психологии

                                                Кафедра социальной психологии 
     
     

    Курсовая  работа

      «Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения». 
     

                                                               Выполнила 

                                                                           студентка ППД – 2

                                                                             V курса

                                                                         заочного отделения

                                                                            Крупеня Мария

                                                                                  Ивановна

                                                                 Научный руководитель 

      
     
     
     
     
     
     
     

    Минск, 2007 г.

    Оглавление.

Введение………………………………………………………..………….……3-4.

Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика.

  1.1 Характеристика семейных конфликтов………………………………..4-7.

  1.2.Причины  семейных конфликтов……………………………………....7-14.

Выводы…………………………….……………………………………........15-17.

Глава 2. Психологический конфликт в детско-родительских отношениях.

  2.1.Психологический  конфликт в детско-родительских  отношениях...18-20.

    1. Симптомы и факторы эскалации……………………………….…20-23.
    2. Условия предупреждения конфликта………………………….…23-26.
    3. Методы разрешения детско-родительских конфликтов и их эффект………………………………………………………………………..26-28.

Выводы………………………………………………..……….……………..29-30.

Заключение…………………………………………………………………..31-32.

Литература………………………………………………………………………33. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и  неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.

    Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

    Семейно-бытовые  конфликты, которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей.

    В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей. Постоянная неудовлетворенность супругов друг - другом, проблемы в сфере интимных отношений, сказываются на их отношении к ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его поведение становится весьма конфликтным.

    Семейные  конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.

    Данная  курсовая работа посвящена изучению условий предупреждения детско-родительских конфликтов и методов их разрешения на разных возрастных этапах.

    Предмет – причины семейного конфликта.

    Объект - условия предупреждения детско-родительских конфликтов.

  Глава 1.Семейные конфликты и их характеристика. 

  1.1 Характеристика семейных конфликтов.

  В психологии под конфликтом понимается обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

  Конфликты бывают открытые или скрытые. Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т. д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это внутреннее недовольство, но их влияние на супружеские отношения не менее ощутимо, чем открытых. Особенности конфликтов в семье выражаются в том, что психическое состояние членов семьи может перейти в стрессовое, искажающее психику человека; обостряются отрицательные переживания в духовном мире человека, может наступить состояние опустошённости, при котором всё кажется безразличным.

  Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная микрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнка появляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значение приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция. На этапе взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и конфликт имеет другую почву.

  Существует  зависимость между конфликтом и  личностями конфликтующих. Так, есть люди, которые испытывают положительные  эмоции при конфликте. Некоторые  же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любую психическую напряжённость. Определённые черты характера человека (злость, вспыльчивость, капризность, обидчивость и т.д.) могут обострять возникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вот почему важно воспитывать в себе с юных лет те качества, которые могут способствовать умению налаживать отношения с людьми.

  Конфликты могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. Во-первых, причина может быть легко  установлена и устранена. В трудноразрешимых конфликтах даже при выявлении причины их нелегко ликвидировать, поэтому отношения между супругами остаются напряжёнными. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.

  Возникновение конфликтов связано со стремлением людей удовлетворять те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов другого супруга или члена семьи.

  Выбор средств взаимодействия конфликтующими супругами зависит от уровня культуры, типа темперамента, особенностей характера, степени психолого-педагогической готовности к семейной жизни, возраста и т. п.

  В зависимости от средств, выбираемых супругами для разрешения конфликта, он может выполнять как разрушительную, так и созидательную роль. К  средствам, разрушающим семейные отношения, относятся оскорбления, унижение человеческого достоинства, стремление проучить, обидеть, свалить вину за возникший конфликт друг на друга. В итоге исчезает взаимное уважение, супружеское взаимодействие становится неприятной обязанностью. Во втором случае, когда конфликт выполняет созидательную роль, супруги стремятся выбирать средства, способствующие выяснению причин конфликтов, ищут их, прежде всего, в своих действиях и поступках, выражают взаимную готовность изменить сложившиеся взаимоотношения.

  Сам дух семьи, характер отношений в  ней, общий стиль и тон супружества  принято называть семейной атмосферой. В сущности, она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности.

  Семейная  атмосфера – это психологический  климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят  о духовном единстве семьи, когда  каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни. Духовная близость создаётся на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

  Наилучшая совместимость – это, видимо, сплав  похожести и полярности, и она  стоит на трёх китах: на родстве душ, то есть похожести душевного отношения  к жизни; на душевной близости –  близости интересов, взглядов, идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаются люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты (например, холерик и флегматик или сангвиник).

  Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, но разносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только бережно относиться к ним.

  Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогает любовь. Любящие  как бы обмениваются частицами своих "я", перенимают друг от друга какие-то чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем, что у одного ярче и что кажется другому притягательным.

  Совместимость – это или тяготение к тому, что нравится в человеке, или "мирное сосуществование" с тем, что кажется нейтральным или не очень приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает, ощущается как неприятное. У одних людей между совместимостью и несовместимостью идёт острая вражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений и отталкиваний. У других – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее – совместимость перевешивает, и уколы несовместимости ранят меньше, не очень затмевают хорошие отношения.

  Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семья создаёт высокую ценность, быть может самую прекрасную, – радость. И поэтому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

  Напряжённая атмосфера характерна для противоречивых типов семей, в которых супруги  с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена – ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся и не просто.

  Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненависть друг к другу). 

  1.2. Причины конфликтов.

  В семье случаются разногласия, и  это естественно. Ведь для совместной жизни объединяются мужчина и  женщина с индивидуальными психическими различиями, неодинаковым жизненным  опытом, разными взглядами на мир, интересами; позже в орбиту семейных отношений включены взрослые и дети – представители трёх поколений. И по самым различным вопросам, начиная с того, где провести выходной или отпуск, и кончая тем, в какой вуз поступать сыну или дочери, могут быть противоречивые мнения.

Информация о работе Детско-родительские конфликты. Условия их предупреждения. Методы разрешения