Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:04, курсовая работа
Целью данной работы является исследование конфликтов в коллективе, выявление их основных причин и поиск методов разрешения конфликтных ситуаций. Также в данной работе были исследованы причины конфликтов в филиале ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в г. Оренбург и предложены рекомендации для разрешения конфликтов в данной организации.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Общая характеристика конфликтов……………………………………………...5
1.1 Понятие конфликта……………………………………………………………...5
1.2 Типология конфликтов…………………………………………………………8
2. Причины возникновения конфликтов (на примере филиала ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в г. Оренбурге)…………………………….13
2.1 Основные причины конфликтов………………………………………………13
2.2 Исследование причин конфликтов и конфликтных ситуаций в филиале ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в г. Оренбурге……………………..17
3. Методы разрешения конфликтов………………………………………………22
3.1 Структурные методы разрешения конфликтов……………………………...22
3.2 Межличностные способы разрешения конфликтов…………………………23
3.3 Методика разрешения конфликтов для филиала ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в г. Оренбург……………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………35
Список использованных источников и литературы……………………………..37
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Общая
характеристика конфликтов……………
1.1 Понятие
конфликта………………………………………………………
1.2 Типология
конфликтов……………………………………………………
2. Причины возникновения конфликтов (на примере филиала ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в г. Оренбурге)…………………………….13
2.1 Основные
причины конфликтов………………………………
2.2 Исследование
причин конфликтов и
3. Методы разрешения конфликтов………………………………………………22
3.1 Структурные
методы разрешения конфликтов……
3.2 Межличностные
способы разрешения конфликтов…
3.3 Методика
разрешения конфликтов для
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………..37
Приложение
А……………………………………………………………………...
Приложение
Б………………………………………………………………………40
Введение
Основой любой организации являются люди (коллектив), и без их функционирование организации невозможно. Трудовой коллектив - формальная общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). Но любой, даже самый организованный коллектив не застрахован от возникновения конфликтов.
Совокупность объективных условий, в которых оказываются люди в процессе совместной деятельности, предопределяет и ограничивает способы их взаимодействия. Количество потребностей, которые могут быть удовлетворены в общении, также оказывается ограниченным сложившимися обстоятельствами. В этой связи в коллективах часто возникают производственные ситуации, в ходе которых между людьми обнаруживаются противоречия по широкому кругу вопросов. [4]
Отношение руководства к конфликтам априори негативное. Считается, что они нагнетают напряженность в коллективе, снижают показатели работы каждого сотрудника или целых отделов. Чтобы умерить желание сослуживцев спорить между собой, в некоторых, особенно западных, фирмах вводятся весьма солидные штрафы, взимаемые с участников конфликта «за совершение действий, ведущих к экономическим потерям компании».
Слово “конфликт ”- латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие. С одной стороны, конфликты, безусловно, вредны, поскольку нередко ведут к беспорядку, нестабильности, замедляют принятие решений, ухудшают производственный процесс и снижают эффективность деятельности. С другой - они имеют очень серьезное позитивное значение, которое часто не берут в расчет. Но ведь конфликты в организации зачастую являются источником инноваций, стимулируют к изменениям. Запретить конфликт - значит запретить компании расти и развиваться. Также к позитивным функциям подобного противостояния относятся разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, диагностика возможностей оппонентов, выявление управленческих проблем в организации, появление новых правил поведения, сплочение коллектива при противоборстве с внешними трудностями.
Изучение конфликтов является весьма актуальным на современном этапе развития общества, т.к. достижение и поддержание социальной стабильности является важнейшей предпосылкой и условием функционирования организации. А столкновение точек зрения, мнений, позиций – частое явление, возникающее в производственной и общественной жизни. А овладение механизмами разработки и принятия соглашений между работодателями и работниками поможет избежать серьезных разногласий, социальных конфликтов и, соответственно, экономического ущерба.
Целью данной работы является исследование конфликтов в коллективе, выявление их основных причин и поиск методов разрешения конфликтных ситуаций. Также в данной работе были исследованы причины конфликтов в филиале ДОАО «Центрэнергогаз» ОАО «Газпром» в г. Оренбург и предложены рекомендации для разрешения конфликтов в данной организации.
Руководитель
организации согласно своей роли
находится обычно в центре любого
конфликта и призван разрешать
всеми доступными ему средствами. Управление
конфликтом является одной из важнейших
функций руководителя. В среднем руководители
тратят 20% рабочего времени на разрешение
различного рода конфликтов. Каждому управленцу
необходимо знать о конфликтах, способах
поведения при их возникновении, средствах
и методах предотвращения и разрешения.
Застраховаться от конфликтов практически
невозможно, так как в любой организации
существует масса объективных причин,
которые могут способствовать обострению
обстановки. Но научиться управлять конфликтами
им не только можно, но и крайне необходимо.
Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно дать определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежать различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.
Характерные черты конфликта:
1. неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники;
2. различие целей, отражающих как несовпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действия каждой из сторон.
Следует различать два теоретических подхода к понятию конфликта.
Сторонники
первого подхода описывают
Сторонники
второго подхода считают
Итак, многолетние исследования природы конфликтов привели к пониманию того, что нельзя рассматривать конфликт как абсолютно деструктивное явление. Конфликтологи постепенно перешли от выражения «разрешение конфликта» к термину «управление конфликтом». Этот переход является признанием сложной природы конфликта, а также того обстоятельства, что далеко не всякий конфликт необходимо урегулировать или разрешать, т.е. в самом конфликте как бы содержится нечто, позволяющее в некоторых случаях говорить о пользе конфликта. Без понимания той, зачастую позитивной, роли, которую играет конфликт в жизни организации, невозможно использование созидательного потенциала конфликтной ситуации.
На двух позитивных элементах конфликта необходимо остановиться особо.
1. Конфликт как способ выявления проблем. Возникновение практически любой конфликтной ситуации свидетельствует, что в отношениях между людьми, группами людей, организациями существует проблема (или комплекс проблем). Во многих случаях мы не отдаем себе отчета в существовании этих проблем и, следовательно, усугубляем их. Социологи давно установили, что многие наши трудности в разрешении проблем связаны с неумением их сформулировать: чаще всего мы видим следствия, а не причины истинной проблемы. Конфликт же помогает выявить глубинную суть затруднений.
2.
Стимулирующая функция
Стимулирующая функция конфликта проявляется еще и в том, что при правильном управлении им изменения осуществляются эволюционно, т.е. удается избежать драматических и крайне болезненных событий. [10]
Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей. Обычно подобные конфликты возникают на основе различия в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя не учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации. Так, например, различное восприятие нового продукта инженерами, производственниками и маркетологами, основанное на их профессиональном подходе, обычно позволяет лучше учесть как его потребительские свойства, так и возможности организации.
Базой конфликта является конфликтная ситуация. Ее элементами выступают оппоненты (противоборствующие участники) и объект конфликта. Важной характеристикой участников конфликта является ранг оппонента. В процессе конфликта оппоненты стремятся, как правило, сохранить или повысить собственный ранг, пытаясь одновременно снизить ранг своего противника. [16]
Возможными субъектами (участниками) конфликта в организации являются:
Для
того чтобы конфликт произошел, нужны
действия со стороны оппонентов, направленные
на овладение объектом. Такие действия
называют инцидентом. Следовательно, конфликт
- это конфликтная ситуация плюс инцидент.
Конфликтная ситуация может существовать
задолго до того, как произойдет прямое
столкновение оппонентов. Инцидент и конфликтная
ситуация могут возникнуть либо субъективно
(по инициативе оппонентов), либо объективно
(независимо от воли и желания последних).
Субъективно возникшие конфликтная ситуация
и инцидент могут закончиться как субъективно,
по инициативе одного из оппонентов, так
и объективно, в результате изменения
самой конфликтной ситуации. Однако конфликтная
ситуация или инцидент, возникшие объективно,
не могут закончиться субъективно. Их
окончание может быть только объективным.
Отсутствие конфликтных ситуаций может
в определенной мере служить индикатором
политики соглашательства и безучастности,
царящих в организации, формализма в принятии
решений.
В современной литературе существует множество типологий конфликтов по различным основаниям. Они позволяют дифференцировать конфликты, возникающие в коллективе, определить их характерные черты. Определение типа возникшего конфликта важно при выборе методов его преодоления, разрешения. Рассмотри основные типологии.
По направленности конфликты делятся на вертикальные, горизонтальные, смешанные.
В вертикальных конфликтах участвуют лица, один из которых находится в подчинении у другого. В горизонтальных — участвуют лица, не находящиеся друг у друга в подчинении (Приложение А). В смешанных конфликтах представлены и вертикальные и горизонтальные составляющие.
На конфликты, имеющие вертикальную составляющую (т. е. вертикальные и смешанные конфликты), приходится в среднем от 70 до 80% общего их числа. Такие конфликты наиболее нежелательны для руководителя: участвуя в них, он «связан по рукам и ногам». Ибо каждое действие и распоряжение в этом случае рассматривается всеми сотрудниками (а особенно участниками конфликта) через призму конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя они будут в любом его шаге видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку информированности подчиненным нередко недостает, чтобы правильно оценить действия руководства, то недопонимание с лихвой компенсируется домыслами, преимущественно негативного свойства.