Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Краткое описание

Для диагностики личности, ее интеллекта, межличностных отношении в коллективе, в семье широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Оглавление

Деловое общение и психодиагностика. Методы психодиагностики………. 3
Типы взаимоотношений в коллективе……………………………………….. 5
Роль руководителя в становлении коллектива………………………………. 7
Стиль руководства…………………………………………………………….. 10
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере…………………………….. 14
Правила поведения в условиях конфликта………………………………….. 16
Этика делового общения. Ключевые понятия………………………………. 17

Заключение ……………………………………………………………………….. 18

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 96.50 Кб (Скачать)
 

       Успех неформальных отношений с подчиненными, без чего невозможно формирование чувства уважения к своему руководителю, зависит от соблюдения целого ряда принципов и правил делового общения.

       Основополагающее  значение имеют уважение чужого достоинства. Нравственно – психологической основой этого принципа является аксиома социальной психологии, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «тупица» и т.д.

       Если  подчиненный ошибся или допустил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при  этом заденет его самолюбие, он не прости этого. Следовательно, при разборе  ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося.

       Важно помнить, что уважают только тех  руководителей, которые хвалят при  всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих  сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки. Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться равно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству в не зависимости от их возраста.

       Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

       Типичная  ошибка молодых руководителей – стремление стать « своим» среди подчиненных. Лучше все же  сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен.

       Руководитель  не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы.

       Любой начальник сталкивается с жалобами со стороны своих сотрудников  по поводу условий работы, отношений внутри коллектива или с другими подразделениями. Даже если руководитель не в состоянии сам решить проблему, он обязан внимательно выслушать подчиненного. Недопустимо игнорировать обращения подчиненных, поскольку, как верно подметила американский социолог Диана Трейси, жалобщики – не предатели. Очень может статься, что жалобщик оказывает вам большую услугу, сообщая о ситуации, от которой страдают другие, но молчат. В этом смысле жалобы заслуживают вашей благодарности, а не наказания.

       Если  жалоба касается другого сотрудника, следует обязательно выслушать обе стороны, так как нередко бывают неправы и та, и другая сторона. Если жалуются на вас – не препятствуйте этому, но предупредите о жалобе руководство. В этом случае, если руководитель не в силах решить проблему, ему следует доверить это начальству или третьему, достаточно авторитетному лицу.

 

4. Стиль руководства. 

         Под управлением принято понимать процесс организаций любых воздействий, направленных на реализацию преследуемых целей. Руководство – это лишь часть управленческой деятельности, причем именно та ее часть, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.

         А различение понятий  «руководство» и «лидерство»  связано с существованием в любой организации двух типов отношений – формальных и неформальных. Лидерство – это процесс воздействия на людей, порожденный системой как раз неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется. Роль руководителя как бы предзадана формальной структурой, его функции, как правило, четко определены, право на применение санкций не оспаривается и т.д. Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне полуосознанных психологических предпочтений. В данном вопросе мы рассмотрим социально-психологические проблемы руководства. В длинном их перечне одно из ведущих мест занимает проблема формирования оптимального стиля руководства.

         В аналитических  целях обычно различают три основных типа:

      • административный (командный);
      • экономический (договорный);
      • социально-психологический.

         Методы управления каждого из приведенных типов  имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, и в данном месте для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы. При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективное предрасположенность руководителя к «любимым» навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства.

         Типология Курта Левина. Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в тридцатые годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890-1947 гг.). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простатой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

      • авторитарный;
      • демократический;
      • нейтральный (анархический).

         Отличают эти стили  друг от друга многие параметры: характер принятия решения, степень делегирования полномочий, способ контроля, выбор используемых санкций и т.д. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления. Группа так называемых командных методов соответствует авторитарному стилю руководства, договорные и социально-психологические методы больше отвечают демократическому стилю, нейтральный же (попустительский) характеризуется вообще бессистемностью в выборе методов управления.

Авторитарный  стиль

(директивный)

Преимущественное  использование командных методов управления.

Ориентация  на задачу.

Централизация полномочий.

Единоличность в решениях.

Подавление  инициативы.

Жесткий контроль.

Минимальное информирование, малая гласность.

Предпочтение  наказаниям.

Нетерпимость  к критике, устранение неугодных.

Жесткость, напористость, порою грубость в общении.

Демократический стиль

(коллегиальный)

Упор  на социально-психологические и  экономические методы управления.

Ориентация  на человека.

Делегирование полномочий.

Коллегиальность в решениях.

Поощрение инициативы.

Умеренный контроль.

Полное  информирование, широкая гласность.

Предпочтение  поощрениям.

Терпимость  к критике. 

Доброжелательность, вежливость, тактичность в общении.

         Явно видны различия двух основных стилей руководства. Причем характерные черты демократического стиля конечно же, должны быть милее сердцу неизбалованного демократией российского руководителя.

         Как не странно, почти  за полвека исследований стилей руководства  однозначной связи между эффективностью работы группы и тем или иным стилем руководства не выявлено: демократический и авторитарный стили дают примерно равные показатели эффективности. В итоге возобладал так называемый ситуационный подход: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни; все зависит от конкретной ситуации, определяемой в свою очередь множеством самых разнообразных факторов. В их числе: условия деятельности группы, характер решаемых задач, квалификация исполнителей, продолжительность совместной работы и т.д. Набор такого рода факторов и создает неповторимую ситуация деятельности группы, которая как бы задает, востребует определенные черты стиля руководства.

         Иными словами, авторитарный стиль руководства вполне уместен при наличие по крайней мере двух условий:

      • того требует производственная ситуация;
      • персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства.

         Ведь во всех «издержках»  авторитарному стилю присущи  и немаловажные достоинства:

      • обеспечивает четкость и оперативность управления;
      • создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
      • минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;
      • не требует особых материальных затрат;
      • в «молодых», недавно созданных, предприятиях позволяет успешнее справиться с трудностями становления.

         Продолжением же достоинств авторитарного стиля  руководства выступают, как водится, его очевидные недостатки:

      • подавление инициативы, творческого потенциала исполнителей;
      • отсутствие действенных стимулов труда;
      • громоздкая система контроля;
      • в крупных организациях обюрокрачивание аппарата управления;
      • невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;
      • высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя.

         Преодолеть эти  недостатки позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства. Этот стиль позволяет:

      • стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;
      • успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;
      • эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;
      • включить также психологические механизмы трудовой мотивации повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;
      • создавать благоприятный психологический климат в коллективе.

         Однако демократический стиль руководства не при всех условиях применим. Как правило, он успешно срабатывает при следующих условиях:

      • в стабильном, устоявшемся коллективе;
      • высокой квалификацией работников;
      • наличии активных, инициативных, нестандартно думающих и действующих работников;
      • не экстремальных производственных условиях;
      • возможности осуществления весомых материальных затрат.

         Таково рода условия  далеко не всегда имеются, да к тому де это именно условия, делающие применение демократического стиля только лишь возможным. Превратить эту возможность в действительность – задача тоже не из легких.

         Концепция типовых  стилей руководства включает в себя и третий тип – нейтральный или попустительский. На него обычно обращается мало внимания, так как он крайне редко встречается в практике. Этот стиль характеризуется как раз отсутствием всякой системы в применении этих методов. Его типичные черты:

      • уход от принятия стратегически важных решений;
      • предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком;
      • незначительный контроль подчиненных;
      • использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности;
      • равнодушие к критике;
      • безразличие к персоналу.

         Итак, приемлемость того или иного стиля руководства  определяет в конечном счете производственная ситуация, описываемая множеством факторов. Отсюда должно следовать, что руководитель обязан уметь применять любые стили руководства, меняя их в зависимости от ситуации.

Информация о работе Деловое общение