Алекситимия как психологическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление факторов и особенностей поведения личности, с наличием алекситимии.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические и экспериментальные работы на тему: «Алекситимия»
2) Провести экспериментальное исследование исследуемого феномена алекситимии
3) Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента

Оглавление

Введение
Глава 1. Алекситимия как психологическое явление
1.1 Подходы к объяснению алекситимии и его причин
1.2 Классификация алекситимии
1.3 Алекситимия как фактор риска заболеваний
Глава 2. Практическое исследование алекситимиков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 60.91 Кб (Скачать)

Психотерапевтическая коррекция феномена алекситимии направлена на то, чтобы помочь больному распознать, а затем вербализовать свои эмоции, а также развить способность к воображению. Психотерапевтическое лечение алекситимии, как правило, длительное, и это следует иметь в виду при оценке его результатов. Работая с алекситимиками в психотерапевтическом направлении, терапевт должен начинать с демонстрации того, что у пациентов отсутствует эмпатия к очень важным в их жизни объектам, включая терапевта. В действительности в бессознательной части психики личности с алекситимией существует запрет - она не должна узурпировать функции, резервируемые за матерью. У многих пациентов имеют место внутренние запреты на осуществление функций заботы о себе, и они склонны приписывать право собственности на свои аффективные и витальные функции материнским трансферентным объектам. Эти запреты является крайне важным и могущественным приказом. В таком случае терапевт может продвигаться лишь вглубь единственной сферы, которая у него есть: он может заниматься интерпретацией и показом природы поведения таких пациентов. Делая это, терапевт может показать, что такие пациенты склонны относиться к себе, к своим объектам любви и к своему терапевту как к машинам. Лишь послепоказа таким пациентам, что, в противовес их собственному мнению, они не относятся хорошо к своим. Для того чтобы произошло изменение в базисных внутренних запретах у этих пациентов, должно произойти особое событие. Перенос должен достичь точки, в которой пациенты неоднократно находятся в состоянии, аналогичном трансу. Точнее - в состоянии, аналогичном любовной увлеченности. На этой стадии пациенты могут быть в состоянии воспринимать послание, согласно которому они даруют самим себе разрешение любовно интегрировать все свои части, а также право предоставлять себе любое необходимое утешение и самоконтроль. Другими словами, терапевт должен привести пациента в состояние, схожее с инфантильной креативностью - когда младенец обладает властью и свободой создавать транзиторный объект. Некоторые талантливые терапевты оказывают своим пациентам такую поддержку, которая в конечном счете позволяет им приводить ранние психические структуры и паттерны, находящиеся в патологическом состоянии, к нормальному уровню. Как это может быть сделано? Все, что в действительности требуется сделать - так это продемонстрировать пациентам, которые обладают алекситимическими, "безаффективными" паттернами, что любовь является реальной и что она действует. Они не верят в то, что любовь в самом деле действует, потому что они хотят, чтобы она немедленно осуществляла все их желания. Они требуют конкретного удовлетворения инфантильных, сексуальных и агрессивных потребностей - немедленно, магическим образом и одновременно. В чем они нуждаются, по нашему мнению, так это в том, чтобы усваивать, медленно и терпеливо, наиболее сложные уроки относительно силы и ограничений любви. Призывая пациентов к принятию такого взгляда на самих себя, терапевт заставляет их мощно использовать свое воображение, совместно с аналитиком участвовать в тренировке их воображения. Особым случаем такой тренировки является использование функции воображения. Целая область психологии разрабатывает техники терапевтического применения воображения. Нет сомнений, что результатом этих усилий станут важные продвижения и разработка новых терапевтических модальностей

Для психокоррекции алекситимика целесообразно применение гипноза. Необходимо помнить о наличии у алекситимического пациента громадного блока запрет в отношении саморегуляторных функций и функций заботы о себе. Терапевт должен получить доступ к той части психики, в которой пребывают эти контроли и запреты, а также функции. Определенно, доказанным путем осуществления этой задачи является гипноз. Каждая функция, которую человек способен осуществлять в гипнотическом трансе, в противном случае блокируется внутренним запретом. Все терапевты время от времени используют некоторый гипноз (внушение), сознательно или нет. Единственная проблема, связанная с использованием гипноза, состоит в том, что заслуга достижений приписывается гипнотизеру, а не субъекту, и что такое приписывание усиливает уже имеющиеся искажения и недостаточность осознанности в самосознании пациента. Забавно: хотя идея использования самогипноза для релаксации приобрела многих сторонников, однако многие люди, которые о ней говорят, не улавливают ту когнитивную несообразность, которая связана с самим этим термином. Некоторые европейские терапевты рекомендуют для психокоррекции алекситимии различные способы релаксации, посредством которых можно было привести алекситимиков в рецептивный настрой. Они считали, что пациентов следует вывести за пределы привычной для них окружающей среды - стрессовой и вызывающей у пациента состояние "замерзания" и аффект. Также раздавались голоса в пользу использования медикаментозных средств для достижения релаксации и для возвращения к инфантильной рецептивности (Bastiaans, 1977, p.292). Помимо различных техник релаксации, таких как медитация и гипноз, имело место экспериментирование с использованием групп, в которые "вводились невротические члены": последние служили в качестве "аффективных трансляторов" с использованием прямого видеомагнитофонного воспроизведении. Алекситимические психосоматические пациенты, помещенные в госпиталь Гейдельбергского университета, лечились с помощью групповой психотерапии, "терапии чувственного осознания", а также с помощью "эготерапии", предназначенной для получения ими аффективного опыта. Невербальные техники исследуются как вспомогательные средства для психотерапии с алекситимическими пациентами, а также как дополнение к лечению тяжело больных индивидов.

Подводя итоги можно выделить принципы работы с алекситимиками:

Природа аффективных и когнитивных проблем пациента должна быть тщательно объяснена ему, в том числе методы сокрытия нехваток (deficiencies) у него в восприятии и объектных и саморепрезентациях.

 Должна быть улучшена  аффективная толерантность. Прежде, чем эти пациенты смогут иметь  дело со своими эмоциями, вначале  следует уделять внимание их "обладанию" эмоциями. Во всех случаях аффективных  расстройств обращение индивида  с эмоциями является вызовом  во многих ситуациях. Однако для  этих пациентов, из-за сравнительно  интенсивных физиологических откликов, эмоции представляют собой особую  ношу. Каковы аффективные отклики  и как индивид их использует в своих целях - это должно крайне подробно изучаться терапевтом и практиковаться пациентами. Приобретение и тренировка навыков "управления" своими эмоциями является необходимой предпосылкой для использования аффектов в качестве сигналов.

Еще одна первоначальная задача - работа с внутренними запретами на осуществление заботы о себе. Идея о том, что аффекты - это сигналы для Я индивида, которые надо использовать и регулировать с наибольшей для себя выгодой, совсем не самоочевидна для этих пациентов. Многие из них используют свои эмоции для контроля своих объектов любви и/или для переживания своих эмоций как проистекающих от их объектных репрезентаций, и их регуляция и использование резервируются за материнской объектной репрезентацией. Прежде чем некоторые алекситимические индивиды осмелятся расширить свою самость до включения в нее своих эмоций и перейти к активации вербализации и использования своих эмоций, должны быть проинтерпретированы их внутренние запреты в этой связи.

Должно поощряться называние аффекта и вербализация. Предоставление алекситимикам слов и названий для эмоций является медленной задачей, потому что вербализация представляет собой лишь одну половину задачи. Другая половина задачи заключается в десоматизации. Вот почему определенные вещи должны повторяться и вновь переживаться много раз, требуя времени и практики. Ни одно из утверждений пациента о его или ее самочувствии не может приниматься на веру, когда заново просматриваешь его или ее реакции. Так как использование сновидений и утилизация переноса ограничены, необходимо начинать с указания на ухудшение в эмпатии и сенситивности, демонстрируемые этими пациентами в объектных отношениях. Так как у них нет доступных им сигнальных аффектов, у них также отсутствует и эмпатия. В частности, у них нет чувства или уверенности в том, что они кого-либо любят или их кто-либо любит. Эти методы могут быть крайне полезными при алекситимии в диапазоне от мягкой до умеренной.

Таким образом, существуют различные способы снижения уровня алекситимии, однако коррекция этого феномена требует комплексного воздействия, т.е. сочетания психологической и фармакологической коррекции, которая должна быть направлена не только на снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревоги, симптомов депрессии, но также на измененный метаболический, иммунный и гормональный статус алекситимической личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое исследование алекситимиков

2.1 Организация и методы  исследования

 

В марте 2015 года было проведено исследование с целью выявления зависимости уровня тревожности, эмпатии и типа темперамента от наличия алекситимии.  

В исследовании приняло участие 15 человек, страдающих от психологического явления алекситимии. Эти люди были разного пола, возраста (от 17 до 55 лет), степени образованности и профессии.  Их задачей было честно ответить на вопросы тестов.  

В качестве метода исследования было проведено 4 тестирования: 
1) «Торонтская алекситимическая шкала» (ТАS); 
 
Шкала представляет собой инструмент для измерения и оценки алекситимии. TAS-26 состоит из 26 вопросов, из которых ряд интерпретируется в прямых значениях, а ряд - в противоположных, что позволяет снизить установочность ответов испытуемого. В оригинальном варианте не имеет внутренних субшкал, весь результат выражается одним значением. На русский язык TAS-26 была адаптирована в НИИ им. Бехтерева.

2) методика измерения уровня тревожности Тейлора;  
 
Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (Teilor's Manifest Anxiety Scale) предназначена для измерения проявлений тревожности. Опубликована Дж. Тейлор в 1953 г.

Рассматриваемая шкала состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для теста. осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Тестирование продолжается 15-30 мин.

Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке.

Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.

3) опросник диагностики эмпатии Юсупова;  
 
При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей мере влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т. п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большой силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры».

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1,2, 3, 4, 5.

Инструкция. Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться, как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения, но так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным этим разъяснением на тот или иной ответ.

4) личностного опросника  Г. Айзенка.  
 
Личностный опросник Айзенка - серия из нескольких авторский опросников, по заявлению Айзенка, направленных на диагностику личности, хотя на самом деле опросник выявляет темпераментные характеристики. По классификации Q-L-T относятся к Q-данным. 
 
EPI (Eysenck Personality Inventory) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

В России адаптирован А.Г. Шмелёвым.

 

 
2. 2 Анализ результатов исследования

 

Вследствие проделанного исследования, можно сделать следующие выводы. Люди, страдающие от алекситимии, являются разными по темпераменту, обладают разными уровнями тревожности и эмпатии. Однако, некоторые выводы все же можно сделать:

  1. Никто из испытуемых не является холериком
  2. Преобладают флегматики
  3. Преобладает высокий уровень тревожности
  4. Касательно эмпатии, никой закономерности выявлено не было

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что алекситимия действительно влияет на тип темперамента, уровень тревожности и уровень эмпатии.  
 
Остановимся подробнее на флегматическом типе темперамента. Этот тип темперамента характеризуется следующим образом: мало эмоционален; трудно рассмешить, разгневать или опечатать;  когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым;  при больших неприятностях остаётся спокойным; мимика и движения не выразительны; энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием; медленный темп движений и речи, ненаходчив; медленно сосредоточивает внимание; с трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки; трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.  
 
Как было отмечено ранее, данная категория людей имеет высокий уровень тревожности. Таким образом, алекситимики испытывают разные негативные эмоции, но не могут их идентифицировать и скрывают их, что свойственно людям, обладающим флегматичным темпераментом.

Информация о работе Алекситимия как психологическое явление