Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования: выявление факторов и особенностей поведения личности, с наличием алекситимии.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические и экспериментальные работы на тему: «Алекситимия»
2) Провести экспериментальное исследование исследуемого феномена алекситимии
3) Обработать и проанализировать эмпирические результаты эксперимента
Введение
Глава 1. Алекситимия как психологическое явление
1.1 Подходы к объяснению алекситимии и его причин
1.2 Классификация алекситимии
1.3 Алекситимия как фактор риска заболеваний
Глава 2. Практическое исследование алекситимиков
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Библиографический список
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
Педагогический институт им. В.Г. Белинского
Историко-филологический факультет |
Кафедра «Педагогика» |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология»
на тему:
«АЛЕКСИТИМИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ»
Выполнил:
Еремеева А.В, группа 13ИПА1
Проверил:
ст. преподаватель Мендова Н.С.
Пенза, 2015
Оглавление
Введение
Глава 1. Алекситимия как психологическое
явление
1.1 Подходы
к объяснению алекситимии и его причин
1.2 Классификация
алекситимии
1.3 Алекситимия
как фактор риска заболеваний
Глава 2. Практическое исследование
алекситимиков
2.1 Организация
и методы исследования
2.2 Анализ
результатов исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Проблема алекситимии начала изучаться в семидесятых годах двадцатого века. Термин «алекситимия» (а - отсутствие; 1ехis - слово; thymos - эмоция) был введен П. Сифнеосом для обозначения ведущего, по его мнению, психического расстройства, лежащего в основе психосоматических заболеваний - ограниченной способности индивида к восприятию собственных чувств и эмоций, их адекватной вербализации и экспрессивной передаче. Однако, этот феномен до конца не изучен, и основные направления изучения данного явления (клинический и психологический) не дают однозначной трактовки самого понятия, его природы, механизмов формирования и развития. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Объект исследования: феномен алекситимия.
Предмет исследования: психологические характеристики личности с алекситимией.
Цель исследования: выявление факторов и особенностей поведения личности, с наличием алекситимии.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретические и экспериментальные
работы на тему: «Алекситимия»
2) Провести экспериментальное исследование
исследуемого феномена алекситимии
3) Обработать и проанализировать эмпирические
результаты эксперимента
Гипотеза исследования: при наличии алекситимии формируется ряд специфических личностных черт.
Методы исследования:
1) Теоретический анализ научной и методической
литературы об основных подходах к изучению
алекситимии и о психологической сущности
обозначаемого феномена.
2) Эмпирические методы исследования:
измерение (тестирование) с использованием
опросника «Торонтская алекситимическая
шкала» (ТАS), адаптированного в Психоневрологическом
институте им. В.М.Бехтерева; методики
измерения уровня тревожности Тейлора,
опросника диагностики эмпатии Юсупова,
личностного опросника Г. Айзенка.
3) Количественно-качественный анализ
всех полученных данных.
Глава 1. Алекситимия как психологическое явление.
1.1 Подходы к объяснению явления алекситимии и его причин
Анализ литературы по теме алекситимии позволил выделить ряд особенностей, которые стали основанием для нашего исследования в данной области. Осветим основные результаты.
Начало изучения явления алекситимии
было положено Сифнеосом и Немиахом, которые
исследовали личностные особенности больных
в психосоматических клиниках, в 70-х годах
ХХ века. Термин «алекситимия» буквально
означает: «нет слов для названия чувств»
(от греч. а - отсутствие, lexis - слово, thymos
- чувство). P.Sifneos и J.Nemiah предложили применять
данный термин «алекситимия», в качестве
названия расстройств познавательно-эмоциональной
сферы у больных психосоматических клиник.
Таким образом, алекситимия относится
к ряду аффективных расстройств. Однако,
алекситимия не является психическим
заболеванием. Алекситимия - это функциональная
особенность нервной системы индивида.
За тридцать лет изучения явления алекситимии
отечественные и зарубежные исследователи
достаточно сильно преуспели в определении
характеристик этого феномена. К их числу
относят:
1) затрудненность или неспособность человека
понимать, распознавать и давать описание
своих эмоциональных переживаний;
2) нечувствительность и непонимание чувств
других людей;
3) трудности в различении чувств и телесных
ощущений;
4) фиксация на внешних событиях в ущерб
внутренним переживаниям;
5) бедность фантазии и воображения, сновидений.
Также, Н.Д. Семенова, R. Aptelu и P. Sifnoes добавляют
недостаточную глубину эмоционального
потенциала личности, такие особенности
мышления, как преобладание рационального
над эмоциональным, когнитивная недифференцированность
с тенденцией к разного рода вариантности;
образ жизни алекситимной личности ориентирован
на реальные действия; межличностные связи,
как правило, скудны; затруднен контакт
с собственной психикой. перечисленные
особенности могут проявляться как равной
степени, так и по отдельности. До настоящего
момента и в отечественных, и в зарубежных
исследованиях открытыми остаются вопросы
о происхождении алекситимии: о ее первичности
или вторичности, генетической, травматической
или социальной обусловленности, наличии
ее зависимости от социальных, национальных
и культурных особенностей общества, в
котором живет человек, о ее стабильном
характере или временном, приспособительном
проявлении, которое может быть характерно
в определенных жизненных ситуациях; до
сих пор не полностью раскрыта и доказана
связь алекситимии и болезни.
Таким образом, можно сделать
вывод, что единой концепции, объясняющей
явление и развитие алекситимии, в настоящий
момент не существует, но на основе имеющихся
исследований можно выделить три подхода:
1) биологическая теория (первичная алекситимия);
2) теория травматической соматизации
(вторичная алекситимия)
3) теория социального научения.
В биологической теории алекситимия рассматривается
как первичный процесс, в котором ведущую
роль играют генетические механизмы, дефекты
или особые варианты развития головного
мозга (В.В.Калинин). Данные характеристики
позволяют назвать алекситимию конституциональной.
Первичная (конституциональная) алекситимия
рассматривается некоторыми авторами
в рамках модели «дефицита», определяющего
отсутствие функций, связанных с выражением
аффекта и фантазий. J. Nemiah и P. Sifnoes считали,
что алекситимическое расстройство связано
нарушениями в области палеостриального
тракта, поэтому и происходит подавление
импульсов от лимбической системы к коре
головного мозга по их мнению. Дальнейшее
развитие алекситимии связано с именами
И.С.Коростеловой, В.С.Ротентберга, в экспериментральных
работах которых было установлено, что
левое полушарие не распознает эмоциональных
переживаний, возникающих в правом полушарии,
из-за нарушенного взаимодействия между
ними. Также, в головном мозге существуют
комиссуральные проводящие пути, проходящие
через мозолистое тело и объединяющие
функции полушарий головного мозга. Известно,
что люди, больные церебральной коммисуротомии
(т.е перерезке на уровне мозолистого тела),
почти не имеют способность к символизации,
фантазированию, редко видят сны. Исходя
из этого, были высказаны предположения
о возможности возникновения у человека
«функциональной комиссуротомии». В первую
очередь в этом аспекте стали рассматривать
алекситимию: ее начали трактовать как
синдром «расщепленного мозга» (split brain).
К изложенной нейроанатомически-
К вторичной алекситимии относят, в частности, состояние глобального торможения аффектов или «оцепенения», наступающее в результате тяжелой психологической травмы (модель «отрицания»). Характерные особенности личности при наличии вторичной алекситимии:
- бедность языка в самоописаниях и общении;
- малая представленность в настоящем событий прошлой жизни;
- невозможность адекватного прогноза собственной деятельности (даже в экспериментальной ситуации);
- недостаточная инициатива и активность в поиске средств - даже при выполнении экспериментальных заданий;
- зависимость от близкого взрослого (матери) при совместном выполнении ряда заданий;
- неустойчивость и
- в ряде случаев полная проекция оценок окружающих в структуре самооценки больного;
- неустойчивость и неадекватность целеполагания;
- неопределенность или полное отсутствие перспективы будущего.
Также, вторичная алекситимия может отражать в патологической форме горе или скрытую депрессию. В данном случае она рассматривается как «защитный механизм», хотя и не является психологической защитой в классическом понимании. Но при этом следует учитывать, что для алекситимичных личностей характерен так называемый «незрелый» тип защиты, особенно от сверхсильных, непереносимых для них аффектов. Выявление алекситимии при маскированных депрессиях и неврозах дало основание некоторым авторам рассматривать ее с позиций невроза. Алекситимичные черты часто встречаются у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами. При целом ряде пограничных психических расстройств была установлена положительная связь между уровнем алекситимии, депрессии и тревоги. В связи с этим были высказаны предположения, что алекситимичные черты развиваются на основе предшествующей тревоги и депрессии.
Третий - социологический - подход
объясняет появление синдрома алекситимии
в аспекте поведения, социальных и культурных
факторов. Один из представителей этого
подхода, выделяющего в качестве причины
алекситимии социальное научение, H. Kristal,
полагает, что эмоциональное развитие
человека и соответственно патология
эмоциональности находятся в прямой зависимости
от характера отношений в системе «мать
- ребенок» в раннем детстве. По данным
исследований, полученным сторонниками
биологической теории алекситимии, она
не поддается коррекции, тогда как подходы,
утверждающие формирование алекситимии
в результате травмы или социального научения,
признают возможным ее коррекцию.
Причины появления алекситимии
Как же так получается, что некоторые
люди не способны ориентироваться в своих
чувствах и выражать их? Чувства и эмоции
есть у любого человека (исключения - тяжелые
заболевания психики, травмы, дефекты
развития). Однако, в процессе воспитания,
многие взрослые мешают нормальному формированию
эмоциональных переживаний у детей, поскольку
у них самих есть с этим проблемы.
Получается своеобразный замкнутый круг,
поскольку человек, которому трудно понять
и выразить свои чувства, не может этому
научить ребенка. Кстати, именно поэтому
алекситимия чаще встречается у мужчин.
Ведь считается, что "настоящий мужчина"
должен быть сдержан в проявлении своих
чувств: "мужчины не плачут", они "сильные".
Алекситимия может развиться и у взрослого
человека при столкновении с различными
стрессовыми переживаниями, которые сопровождаются
сильными эмоциями. Не умея переживать
свои эмоции, человек может научиться
их игнорировать, как бы "блокировать",
и поэтому они не осознаются. Таким образом,
человек охраняет себя от внутренних переживаний
путем невозможности осознать их и поделится
ими с другими людьми.
Алекситимия может быть устойчивой чертой личности, а может быть временной реакцией на депрессию или тревогу. Если это черта человека, то ее развитие начинается в подростковом возрасте. Если ребенка не научить рассказывать о том, что он чувствует, и как это проявляется, то он не научится сопереживать другим. Однако некоторые родители не только не учат детей проявлять эмоции, а наоборот, учат их скрывать свои чувства и эмоции, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. Таким образом, люди вырастают с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств. Это и есть люди с первичной или биологической алекситимией.
Известно, что есть еще и вторичная
алекситимия, которая развивается под
влиянием защитных механизмов. То есть,
если выражение чувств приносило в прошлом
негатив – боль, страх, горе – человек
получал отрицательный жизненный опыт
и, как следствие, решил, что чувства лучше
не проявлять, никому их не показывать.
А чтобы это было легче сделать, человек
научился скрывать чувства и от самого
себя. Такой жизненный подход имеет очень
явный недостаток – человек перестает
испытывать положительные эмоции – радость,
счастье, любовь.
Также, алекситимия наблюдаются у лиц,
страдающих разного рода зависимостями
(алкогольная, наркотическая, пищевая
и др).
1.2 Классификация алекситимии
Как известно, алекситимия - это сложноорганизованный феномен, в котором он выделил 3 основных блока:
Алекситимия – это не патология, а особый тип психического склада, тип риска.
Эмоциональный блок характеризуется:
1) Трудность
дифференциации телесных и
2) Трудность
дифференциации собственных
3) Слабое
понимание и дифференциация
4) Слабая способность осознания эмоций.
5) Дефицит произвольной регуляции эмоций.
Непонимание своих и чужих эмоций приводит к тому, что человек постоянно испытывает стресс, плюс – частота возникновения конфликтных ситуаций этот стресс усугубляет. А также, если эмоции плохо дифференцируются, это создает условия для более грубых эмоциональных состояний, аффектов – риск соматизации. Ко всему прочему у лиц с алекситимией плохо развиты механизмы совладания (раз есть 2, 3, 4, 5) – стресс трудно преодолеть, переработать, ведь выбору эффективных копингов помогают эмоции, кроме того, то, что плохо распознается – плохо и управляется – это универсальный закон психической жизни. Все это приводит к высокому риску соматизации. Николаева: «Из важных признаков алекситимии является дефицит рефлексии, т.е. осознания собственной человеческой сущности, потребностей и мотивов деятельности и, следовательно, невозможностями управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их в соответствии с требованиями ситуации, меняя при необходимости «жизненный замысел» в целом или находя новые внутренние средства для сохранения прежнего. Внутренняя закованность, отсутствие внутренних средств гармонизации жизни или неспособность их адекватного выбора и делают такого пациента подобным (по образному выражению одного из исследователей «чем-то вроде туго натянутого каната» (Это слова Кристала.) Резюмируя: «ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию на соматическом компоненте эмоционального возбуждения и его усилению».